Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:10, доклад

Описание

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие: изобретение письменности (с IV тысячелетия до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания (схемы) 3 и 4); формирование двух направлений врачевания: эпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического), основанного на религиозных верованиях; развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков; развитие классового подхода к врачеванию; формирование основ врачебной этики; развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями.

Работа состоит из  1 файл

Зачем.docx

— 75.38 Кб (Скачать документ)

 

В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и  т. п. Самые строгие требования предъявлялись  к жрецу: перед статуей бога шумерский  жрец должен был появляться тщательно  вымытым и начисто выбритым с  головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

 

Таким образом, дошедшие до нас  тексты свидетельствуют о том, что  врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось  не в связи с магией и религией, которые к тому времени еще  недостаточно оформились, а вырастало  из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего  рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области  врачевания.

 

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего  развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.

 

 

Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II тысячелетие — середина I тысячелетия до н. э.)

 

История

 

Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества в  старо вавилонский период во времена  Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) — одного из наиболее выдающихся правителей древности, который объединил под своей  властью разрозненные земли Двуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии.

 

Система знаний древних вавилонян (как и других народов древней  Месопотамии) определялась прежде всего практической необходимостью. Они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания. Математические методы вавилонян, уходящие корнями в Шумер, выдерживали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. Весь мир пользуется сегодня их делением круга на градусы? минуты и секунды. Солнечные часы и деление суток на 12 частей, предложенные вавилонянами, впоследствии были заимствованы греками. Неслучайно наши часы имеют 12 цифр на циферблате, а год состоит из 12 месяцев. Все это результат астрономических наблюдений шумеров, а затем — вавилонян, которые в середине I тысячелетия до н. э. ввели математические методы в астрономию (одно из основных достижений месопотамской науки) и точно определили продолжительность лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия.

 

Вавилоняне считали, что  земная жизнь является отражением небесной и воспринимали все явления общественной жизни и здоровье человека в единстве со всем окружающим миром, т. ё. Вселенной.

 

Могущественным соседом  Вавилонии было Ассирийское царство. Его первоначальной столицей был г. Ашшур. Во времена династии Саргонидов (конец VIII—VII вв. до н. э.) столицей царства стал г. Ниневия. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапале (ок. 668—626 гг. до н. э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства.

 

Сам Ашшурбанапал в следующих словах описывал свои завоевания:

 

«Царь Аравии Уайте... попал ко мне в плен. Вознеся свою руку, которую я привык поднимать для покорения своих врагов, и взяв в нее по приказу бога Ашшура и богини Нин-лилы свой кривой нож, я располосовал ему лицо, приказал надеть на него узду, посадил его на собачий ремень и держал его в клетке у восточных ворот... имя которым «Ворота шествий народов».

 

«Оставшееся население... я  перебил. Разрубленным мясом их тел  я накормил собак, свиней, волков, стервятников, птиц небесных и рыб в пресноводном море».

 

 В то же время  этот жестокий царь создал  самое большое в тогдашнем  мире царское хранилище клинописных  текстов (так называемая «библиотека»  Ашшурбанапала). По велению царя клинописные таблички переписывались во всех подвластных ему территориях и свозились в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т. д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения (рис. 9).

 

Умение писать сделало  Ашшурбанапала «самым выдающимся из писем», и он намеренно подчеркнул в видной из своих табличек: «Из предшествующих мне царей никто не овладел искусством».

 

Два столетия спустя, когда  мидий-экие завоеватели сравняли с землей Ниневию, под ее руинами погибло, историческое собрание клинописных такое, открытое археологами лишь в конце прошлого столетия.

 

На протяжении веков в  культуре и кгтественно-научных знаниях Ассирия удерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом.

 

Мифология и врачевание

 

Древние вавилоняне приняли  верования шумеров и пантеон  шумерских богов (так же, как полтора  тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но или богам другие имена. По представлениям древних вавилонян, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлйль и бог водной стихии Мирового океана) Эа (Эйа).

 

По преданию, Эа ведал глубинами юд, где, как верили еще шумеры, збитала мудрость. Поэтому Эа почитался так же, как бог мудрости и покровитель врачебного искусства. Тайну знания воды он передавал «знающим воду» — асу (шум. a-zu, аккад. asu). Этим именем в древней Месопотамии называли врачевателей, которых изображали в одежде в виде рыбы (рис. 10). Непременными атрибутами асу были кувшин с водой и курильница с углями — ритуальный сосуд для сжигания благовоний.

 

Помимо верховной триады богов существовала другая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Сии и богиня Утренней звезды Иштар.

 

В народе верили, что изображение  Иштар приносит исцеление от болезней. Так, правитель страны Митанни — Душратта (XIV в. до н. э.) отправил статую Иштар Ниневийской в Египет заболевшему фараону Аменхетепу IV (Эхнатону), выражая таким образом свою веру в целительные силы Иштар.

 

Столь же могущественной считалась  л богиня Эрешкигаль, владычица подземного мира — «страны, из которой нет возврата». Ее супруг — бог Нергал, покоривший Эрешкигаль и ставший также властелином подземного царства, среди прочих своих дел управлял заразными болезнями и лихорадками, которые, как призраки, «выползали» из-под земли — преисподнего мира. Прямой противоположностью Эрешкигаль была богиня врачевания и исцеления Гула, которая получила свое искусство от верховной триады богов.

 

Гула в переводе с шумерского означает «Великая». Под этим именем она упоминается в текстах Месопотамии начиная с XXII в. до н. э. Ее называли также «Великая врачевательница» или «Оживляющая мертвых Гула». Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней (рис. 11).

 

Кроме Гулы покровителями врачевания были Ниназу — «владыка знания воды» и Нингишзида — «владыка благого дерева» (дерева жизни). Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя из г. Лагаш — Гудеа, который жил в XXII в. до н. э. (рис. 12).

 

Во времена Хаммурапи  в связи с возвышением стольного  города Вавилона верховным божеством  стал его покровитель — Мардук, сын Эа. Мардуку приписывались все положительные качества: от всепобеждающей силы в сражениях до исцеления больных.

 

На территории Ассирии  верховным

 

Помимо богов мир жителей  древнего Двуречья наполняли полубоги, герои, семь мудрецов и семь злых демонов, другие демоны и духи. Некоторые из них считались добрыми, но большинство — злыми, внушавшими страх существами, которые, по мнению древних вавилонян и ассирийцев, постоянно наблюдали за людьми и были виновниками неприятных событий и возникновения болезней.

 

В целом идеология древней  Месопотамии была религиозной и  носила обрядово-магический характер. Она освящала существовавшее тогда  устройство семьи, общины, государства  и собственности и содействовала  укреплению царской власти. Ее влияние  на развитие эмпирических знаний (и  врачевания в том числе) со временем становилось все более ощутимым.

 

Развитие врачевания

 

Врачебные знания в древней  Месопотамии издавна передавались устно. В старовавилонский период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», весьма ценное для врачевателей.

 

К середине II тысячелетия  до н. э. в древней Месопотамии  сформировались два основных направления  врачевания: асуту (аккад. Asutu — искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей) .

 

Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) .

 

Обе традиции сохранялись  почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда  в связи с укреплением религиозных  верований слились в одну, более  близкую к ашипуту— «престижным стало то, что сегодня мы называем ненаучной медицинской спекуляцией»,— отметил известный ассириолог А. Оппенхейм.

 

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии  можно подразделить на три основные категории.

 

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней женщине» или «...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить».

 

2. Связанные с явлениями  природы и образом жизни. Не  следует думать, что болезни у  народов древней Месопотамии  связывались только со злыми  духами. Они объяснялись также  употреблением нездоровой пищи, купанием в грязной реке, соприкосновением  с грязью и нечистотами.

 

3. Связанные с религиозными  верованиями («рука бога», «дуновение  злого духа», «объятия Ламашту» и т. п.).

 

Так, считалось, что демон  бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва (рис. 13). «Защита» от такого «колдовства» была вполне адекватной: женщины носили на шее маленькие фигурки демонов или клали их под порог своего дома, для того чтобы отпугивать демонов их же изображением, а заклинатели читали магические тексты, которые имелись в таком множестве, что для их целенаправленного поиска создавались специальные каталоги по разделам «Избавить от чар...», «Головная боль», «Болезни горла», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды...» и т. п.

 

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами: «рукой» конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову (описание которого напоминает инсульт).

 

В то же время нигде —  ни в текстах асуту, ни в текстах ашипуту — болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало.

 

Вопреки мнению, долгое время  господствовавшему в Европе, никаких  письменных свидетельств о развитии астрологии в древней Вавилонии нет,— она стала «важной наукой» при ассирийском дворе Саргонидов (VII в. до н. э,), превзойдя по значению гадания по внутренним органам (рис. 14). В Вавилонии гадатели не были жрецами, а ступенчатые башни (зиккураты) не были, как недавно еще считали, астрономическими обсерваториями.

 

Вавилонская математическая астрономия, составившая славу древней  месопотамской науки, не была связана  с астральными культами, которые  распространились в древней Месопотамии  в более поздний период ее истории  и были характерны не столько для  Ближнего Востока, сколько для эллинистического Египта и средневековой Западной Европы, о чем свидетельствует  значительное количество астрологических  текстов и документов, дошедших до нас от эпохи эллинизма, римского и византийского периодов (О. Нейгебауэр, А. Оппенхейм).

 

 

Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: «он умрет», он не выздоровеет» и т. п. Благоприятный прогноз встречается реже: «он будет жить», «он вылечится», «его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить». Если прогноз был безнадежен, ашипу (в отличие от асу), удалялся, не начиная врачевания. У ашипу даже были предостережения от лечения: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся к нему». Возможно, это связано с зачатками представлений о заразных болезнях.

 

Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: «он выздоровеет», «его нужно лечить,». Прогноз «он умрет» в текстах асуту встречается редко. Вот пример такого неблагоприятного прогноза:

 

«Если человек Так страдает oт желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз... этот человек болей, весь болен, он протянет недолго и умрет».

 

Если же болезнь была за пределами компетенции асу, он «не  протягивал своей руки» (впоследствии это выражение появилось в  «Гиппократовом сборнике»)..

 

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: «остановить лихорадку  и жар», «отвести отеки», «заставить болезнь уйти», «успокоить выступающие  сосуды рук и ног» и т.п.

Информация о работе Врачевание,лекарствоведение в страна древнего востока