Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 14:41, доклад
I. Нарушение темпо – ритмической стороны речи.
1. Тахилалия
2. Брадилалия
II. Системная работа по коррекции заикания
1. Комплексные методы лечения заикания у подростков и взрослых, разработанная В.М. Шкловским.
2. Система комплексной реабилитации взрослых заикающихся Н.М. Асатиани. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный Н.А. Власовой.
3. Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1992).
4. Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Анндроновой (Арутюнян).
5. Литература.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Тульский государственный педагогический
университет имени Л.Н. Толстого
Контрольная
работа
По логопедии
«Заикание».
Выполнила:
студентка 3 курса
заочного отделения
факультета психологии
группы 3Г
Филина
Е.Е.
Тула 2009
СОДЕРЖАНИЕ
5. Литература.
Тахилалия.
Тахилалия (от греческих слов: tachys – быстрый и lalia – речь) — патологически ускоренный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Также употребляется синоним: Тахифразия, Tachiphrasia (tachys + греч. phrasis – выражение, оборот речи).
Этиология:
Патогенез: расстройство темпа внешней и внутренней речи за счёт патологического преобладания процессов возбуждения.
Симптомы:
ненормально быстрый темп речи (20–30 звуков
в секунду вместо 10–12) без существенных
искажений фонетического оформления,
лексики и грамматического строя.
Неречевые симптомы: нарушение общей
моторики, вегетативной нервной системы,
психических процессов, эмоционально-волевой
сферы, поведения.
У человека с тахилалией нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая хотьба, гиперактивность, тики). Во время сна дети часто мечутся в постели.
Таким образом, тахилалия — ускоренная речь без иных нарушений.
Если же патологически ускоренный темп речи сочетается с другими лексико-грамматическими и фонетическими нарушениями, то для обозначения таких расстройств использовалось множество терминов: angophrasia, balbutiement, battarismos, brudeln, glottering, paraphrasia, poltern, praeceps, tachiphemia, tumultus sermonis. В настоящее время для обозначения нарушений, возникающих на фоне патологически ускоренной речи, выделяют две формы: Баттаризм и Полтерн
Тахилалия
и, в частности, её формы баттаризм
и полтерн могут
Баттаризм (от греческого battarismos – заикание) — патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются. Также употребляется синоним: Парафразия.
Этиология:
Патогенез: Проглатывание и перестановка слогов и слов. Потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока, что делает речь спотыкающейся, хаотичной.
Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.
Этиология:
Врожденные конституциональные аномалии
развития.
Патогенез: Речь при полтерне носит
поверхностный и одновременно абстрактный
характер, является рубленной, нечёткой
по смыслу высказывания и способу артикулирования.
В ней проявляются элементы аграмматизма
и нарушений синтаксиса, которые отражают
внутренний беспорядок мышления.
Чистые формы полтерна (спотыкания) делятся на группы:
Типичные различия тахилалии и заикания
|
Брадилалия (от греческих слов: bradys – медленный и lalia – речь) — патологически замедленный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Также употребляются синонимы: Брадифразия, Bradyphrasia (bradys + греч. phrasis – выражение, оборот речи); Брадиартрия, Bradyarthria (bradys + греч. arthroo – членораздельно произносить); Брадилогия, Bradylogia (bradys + греч. logos – слово).
Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм психических заболеваний: олигофрении, последствиях менингоэнцефалита, дистрофических, органических поражениях ЦНС, травмах, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение речи брадилалия чаще всего встречается у флегматичных, медлительных лиц. Сходные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где являются обычной формой речи.
Этиология:
наследственность;
экзогенные факторы (интоксикации и т.п.);
психологические причины (воспитание, подражание и т.д.).
Патогенез: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.
Симптомы:
замедленность темпа внешней и внутренней речи;
замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);
монотонность голоса;
удлинение пауз между словами;
растянутое произношение звуков.
Неречевая симптоматика выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица, Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалии речевая и неречевая симптоматика детьми не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.
Комплексные методы лечения заикания у подростков и взрослых
Система лечения заикания для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при лечении заикания у заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.
Разработанная В.М. Шкловским комплексная система лечения заикания рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа: диагностический; перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; профилактику рецидивов.
Диагностический этап включает тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом, психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.
Этап перестройки речевых навыков и нарушенных отношений личности продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.
На третьем и четвертом этапах (30 дней) проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке, благодаря чему воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.
После
окончания лечения пациенты получают
необходимые консультации, организуются
встречи заикающихся для профилактики
рецидивов заикания.
Система комплексной реабилитации взрослых заикающихся Н.М. Асатиани.
(см. кн. “Заикание” под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный Н.А. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие. Перед началом курса лечения заикания проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.
При
поступлении заикающихся в