Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 14:41, доклад
I. Нарушение темпо – ритмической стороны речи.
1. Тахилалия
2. Брадилалия
II. Системная работа по коррекции заикания
1. Комплексные методы лечения заикания у подростков и взрослых, разработанная В.М. Шкловским.
2. Система комплексной реабилитации взрослых заикающихся Н.М. Асатиани. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный Н.А. Власовой.
3. Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1992).
4. Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Анндроновой (Арутюнян).
5. Литература.
1. Подготовительный этап лечения заикания (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.
2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.
3. Этап активных тренировок (10 дней). На этом этапе вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты тренируют свою речь за пределами стационара (разговор на улице с прохожим, по телефону, в магазине и т.п.). Все лечебные воздействия направлены на реализацию речевого общения пациентов в усложняющихся речевых ситуациях.
4. Заключительный этап лечения заикания. Данный этап включает подготовку пациентов к наиболее сложной для них речевой ситуации публичному выступлению перед многолюдной аудиторией, которое проводится в виде концертной программы. Все звенья комплексного лечебно-педагогического воздействия направлены на подготовку пациентов к этому серьезному речевому испытанию.
5.
Перед выпиской из стационара
каждый из специалистов
Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи. Немаловажное место в системе занимает логопедическая ритмика.
При психотерапевтическом воздействии больший акцент делается на методиках, стимулирующих активность пациентов, а именно рациональной психотерапии и специализированной аутогенной тренировке.
Данная
система предусматривает
Для
пациентов с неврозоподобной
формой заикания основным направлением
логопедической работы является нормализация
двигательных речевых стереотипов, расширение
словарного запаса и развитие речи как
средства общения. Эти пациенты в большей
мере нуждаются в индивидуальных логопедических
занятиях. Напротив, психотерапевтические
мероприятия, проводимые с ними, редуцированы.
Особая система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой (1992).
Эта система носит название социореабилитационной и включает пропедевтический этап, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии и этап активной логопсихотерапии.
Система социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой представляет собой целенаправленное воздействие на личностные характеристики заикающихся, в ходе которого проводятся непрерывные наблюдения за результатами используемых логопсихотерапевтических воздействий, их дозировкой.
Пропедевтический этап длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии - лечение книгой. Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого "портрета неповторимости" выстроить стратегию и тактику последующей логопсихотерапевтической работы.
На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. Основная цель сеанса "снятие" симптомокомплекса заикания через "реконструкцию личности" во фрустрирующей ситуации (К.М. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления.
Третий
этап основан на активной групповой
логопсихотерапии: в течение 2-3 месяцев
проводятся ежедневные 8-9 часовые занятия,
осуществляется перевоспитание личности
заикающегося, благодаря использованию
библиотерапии, символотерапии (разновидность
психотерапии, использующей в качестве
лечебного воздействия символическую
функцию слова) и кинезитерапии (разновидность
психотерапии, направленной на коррекцию
психического состояния человека через
работу с телом). В этот период заикающиеся
обучаются навыкам саморегуляции я техникам
речи. В результате реализации системы,
предложенной Ю.Б. Некрасовой, у пациентов
развивается потребность в творческом
отношении к жизни, к своим проблемам и
к своей речи. У них появляется возможность
самостоятельно решать свои проблемы,
тем самым достигается основная задача
данной системы.
Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.3. Анндроновой (Арутюнян).
Определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании (Л.З.Арутюнян. “Как лечить заикание”. М., 1993).
Коррекционная
работа идет по трем направлениям:
1). Логопедическая работа, направленная
на устранение речевых судорог;
2). Психотерапия, направленная на редукцию
чувства тревоги в связи с актом речи;
3). Психологическая работа, направленная
на осознание своего состояния и уверенности
в реальной возможности выздоровления.
Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе. Применение метода синхронизации движения пальцев руки и речи в замедленном темпе позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок.
На подготовительном этапе лечения заикания проводится дестабилизация устойчивого патологического состояния, мобилизация внутренних психологических резервов с помощью психотерапевтических воздействий. Важным итогом занятий является изменение отношения пациента к себе и своему дефекту, что достигается переводом его из состояния “пассивного страдания” в состояние активной борьбы с недугом.
На основном этапе реабилитационной работы у пациентов вырабатывается новый речедвигательный навык посредством синхронизации речи с движениями пальцев руки. На этом этапе формируется новое психологическое состояние, в котором речь заикающихся связывается с чувством спокойствия, правильным интонированием, мимикой, жестом, уверенной осанкой и т.д. Новый речевой стереотип укрепляется в функциональных тренировках различной степени сложности. После окончания основного курса пациенты проходят несколько микрокурсов, в процессе которых происходит закрепление достигнутых результатов, постепенное увеличение объема самостоятельной работы над речью. Целью таких микрокурсов также является выработка естественной интонационно окрашенной речи.
На
последующих микрокурсах
Материал
взят из книги: Белякова Л.М., Дьякова
Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 1998. - 304с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений под ред. Л.С. Волковой
2.
Заикание” под ред. Н.А.
3.
Материал взят из книги: