Здоровый образ жизни у несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:17, реферат

Описание

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Введение

         Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

В настоящее время  в стране происходят резкие изменения  в экономической, политической и  социальной жизни. Эти изменения  привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально-педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.

Актуальность здорового  образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения  в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров — все это создает реальный гуманистический кризис человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков.

Многолетняя тенденция  ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.

Цель исследования: заключается  в решении проблемы особенностей социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни у подростков.

Предмет исследования: здоровый образ жизни школьников.

Цель исследования: подростки должны знать, что наркотики – явление небезобидное и ведут к быстрому разрушению здоровья, искажению связей с обществом.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические  аспекты по формированию здорового образа жизни у подростков.

2. Рассмотреть здоровый  образ жизни как социально-педагогическое  явление.

3. Выявить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у подростков.

4. Дать характеристику деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Здоровый  образ жизни как социально-педагогическое  явление

"Здоровый образ  жизни - это система поведения  человека для достижения благополучия  для себя, семьи и государства". Только при благополучии этой триады человек может быть счастлив. Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Уже тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты болезней, составившие народную медицину и гигиену, непосредственным образом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием на здоровье человека характера труда, привычек, верований, мыслей, эмоций.

Главной смысложизненной  ценностью современного школьника  должно стать здоровье самого ребенка, его поколения, окружающих людей  и населения Земли. Исходя из этой основной ценности, следует определить цель современного образования как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе валеологизации содержания всех учебных курсов и условий организации всего педагогического процесса. Создание социокультурного пространства, основанного на валеологической идеологии, позволит воспитать человека, понимающего приоритетность, судьбоносность здоровья в самореализации личности и системе отношений в социуме.

Неуклонно углубляется  наркотизация, алкоголизация и дебилизация школьной молодежи. Необычайно широкое распространение получил пивной алкоголизм как прелюдия спиртного алкоголизма. Если в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни, то на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из семей с высоким достатком и внешне благополучных. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легкодоступными деньгами. Сегодня понятие "благополучная семья" требует переосмысления. Детей из материально очень обеспеченных семей можно назвать "детьми риска" в плане воспитания. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное гедонистическое времяпрепровождение (где цель жизни и высшее благо - наслаждение) в сочетании с наркотизацией (с кайфом) как определенным стилем жизни. У подавляющего большинства детей сегодня заниженные самооценка и жизненные идеалы. Большинство из них бездуховны и видят жизнь серой, безынтересной и бесперспективной, а себя носителями неблагополучия, и все чаще они высказывают нежелание жить. Вот в такой ситуации, созданной современным Российским обществом, учитель оказался почти единственной надеждой и главной фигурой в решении проблемы формирования здорового образа жизни и духовно-нравственного возрождения учащейся молодежи.

Сегодня в России, как  показывает самая грубая статистика, каждый третий старший подросток  уже попробовал на себе действие наркотических  веществ. Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией - это проблема социально-психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре, как самой преднаркотической личности, так и ее непосредственного окружения. Предупредить болезнь гораздо легче, чем лечить ее.

Наркомания - это беда всего общества и решать ее надо сообща. Исследование показало, что  только 2% учителей считают своей  задачей профилактику наркомании школьников и более половины родителей полагают, что вопросы, связанные с употреблением наркотиков, должны решаться на уровне семьи. Однако не каждая семья в состоянии взять на себя ответственность за воспитание детей. Все сложнее становится определить параметры неблагополучной семьи.

Главное - подвести детей  к осознанию необходимости научиться правильно понимать мир и видеть себя в нем как органичную его частицу. Надо помочь детям осознать себя как личность, свои возможности и высшую миссию исследовать и творить себя и окружающий мир, надо объяснять детям, что значит духовный мир, духовная составляющая здоровья. Отсутствие его приводит к ощущению пустоты, скуки, апатии и как следствие - к употреблению алкоголя, наркотиков, девиантному поведению.

Здоровый образ жизни  легче вести, когда имеешь высокую  мотивацию и цель. Самоотверженный  труд на благо окружающих людей вдохновляет человека, дает огромный прилив творческих сил, удовлетворенность, уверенность в собственной значимости и отсюда гармонию ума, души и тела - все это увеличивает здоровье и продолжительность жизни человека. Жизнь же только для себя - тупиковый путь.

Человек еще в детстве  должен понять, что лишних людей  нет, что каждый человек на земле  имеет свое неповторимое индивидуальное предназначение, которое он должен реализовать.

К сожалению, в настоящее  время нет конкретного и понятного определения духовности и духовного здоровья. Ясно только, что духовный человек очень ответственно относится к своим мыслям, словам и поступкам. Наличие совести и чувства долга перед окружающими людьми, обществом и природой это первая ступень духовности. Духовность как понятие - это и религиозность, и тонкое ощущение всеобщей связи мира, и духовное (сердечное) общение с ним.

Сегодня формированию духовного  здоровья учащихся способствует и религиозно-этическое  просвещение в светской школе. Ведь наша конечная цель состоит в воспитании нравственно убежденного, добропорядочного и добродетельного человека, носителя высоких гуманистических идей. Безусловно, речь не идет о религиозном воспитании учащихся в современной общеобразовательной школе, поскольку основополагающим в нашем образовании остается принцип светскости. Поэтому, подчеркиваю, речь идет только о религиозно-этическом просвещении школьников, суть которого состоит в знакомстве учащихся с различными теологическими концепциями мироздания в целях расширения познавательного кругозора, формирования умения мыслить и оперировать этическими категориями, что в результате способствует формированию нравственно-культурной личности, живущей в соответствии с нормами общечеловеческой морали. Эту работу можно проводить и во внеучебное время [19;270].

Сегодня в российских школах нельзя обходить вниманием проблемы философии и мировоззрения, религии  и идеологии, веры и духовности. Иначе  подготовка к выживанию в созданном  сегодня людьми жестоком мире будет  неполноценной. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Изменение в любой из систем обязательно скажется на здоровье в целом. Поэтому не стоит пренебрегать ни одной из частей единого здоровья. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека. При этом тренироваться должны практически все функциональные системы - сердечнососудистая, иммунная, пищеварительная, опорно-двигательная, дыхательная и т.п. Воздействуя на любую из них, мы через так называемый "перекрестный эффект" добиваемся положительного воздействия на все остальные.

 

2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей

Одной из основополагающих задач государства  является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Стране необходимы здоровые граждане, которые считают спорт естественным дополнением к своей личной и профессиональной жизни. Состояние здоровья населения и привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой являются показателем жизнеспособности нации, важной составляющей ее экономической жизни, поскольку здоровая нация - основа процветания государства.

По данным специалистов в области  здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Факторами риска нарушения здоровья являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха.

Большое значение на формирование культуры здоровья подрастающего поколения  влияет массовая культура - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, среди основных направлений и проявлений, которой  можно выделить индустрию формирования имиджа и "улучшения" физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, шейпинг, спортивный туризм, индустрия услуг физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности и т.п.), являющаяся специфической областью в общей индустрий услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж или на основании идеологических установок общества на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью, как это было в советское время.

Здоровый образ жизни формируется  всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным  воплощением индивидом своих  социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции [22;70].

Сложившаяся на сегодняшний день система  школьного образования не формирует  должной мотивации к здоровому  образу жизни. Действительно, большинство  людей знают, что курить, пить и  употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. профилактика наркомании охрана здоровья

Изложенное позволяет сделать  вывод, о том, что "знания" взрослых людей о здоровом образе жизни  не стали убеждениями, что нет  мотивации к заботе о собственном  здоровье.

Решение проблемы образа жизни в отношении формировании культуры здоровья подростка лежит на пути заимствования культурного наследия, формирования мышления в области профилактики и укрепления здоровья. Речь идет о формировании мировоззренческой позиции, характеризующейся взаимосвязью и взаимообусловленностью значений культуры здоровья, усвоенных индивидом с другими человеческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и саморазвитие), без которых происходит физиологическая, умственная, эмоциональная и психическая деградация личности.

Обсуждая формирование здорового образа жизни, нужно сказать, что у каждой семьи, у каждого  человека свое представление о здоровом образе жизни. Чаще всего, это исключение или ограничение алкоголя, исключение курения, физическая активность и диета. К сожалению, очень редко, создавая принципы жизни, люди думают о воспитании характера, взаимоотношении с окружающими и на работе и дома, стиле работы и отдыха, то есть о факторах позволяющих сохранить нормальный психологический режим и нормальное состояние нервной системы. Ясно, что формирование здорового образа жизни начинается со дня рождения ребенка. Алкоголиками и наркоманами не рождаются. Ими становятся. Вот почему несчастны дети, рождающиеся в "неблагополучных семьях" (так сейчас вежливо называют семьи алкоголиков) первое, что видят – это пьяную мать и пьяного отца. Алкоголизм – это основная трагедия нашей страны, с которой мы, будем говорить откровенно, еще не умеем бороться. Это зависит не только от воспитания, но и безразличного отношения значительной части общества к этой проблеме, от растерянности государства на протяжении если не сотен, то десятков лет по поиску путей борьбы с этой проблемой; ну и конечно от распространенности психопатологических состояний типа депрессий, потери жизненных сил. Они ассоциируются с курением, алкоголизмом и т. п.

Информация о работе Здоровый образ жизни у несовершеннолетних