Здоровый образ жизни у несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:17, реферат

Описание

Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется не просто тревога и озабоченность, но отчаяние и душевная боль за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья и морально-нравственное состояние современного подрастающего поколения. Сегодня это угрожает национальной безопасности России.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Государство, понимая  сложность сложившейся ситуации, конечно, предпринимает меры по формированию здорового образа жизни у населения страны путем создания национальных программ, призванных решать сложные проблемы сложившейся демографической ситуации: улучшается медицинская помощь, принимаются законодательные акты, как, например, касающиеся курения, казино – тоже большого фактора возникновения стресса. Но роль государства и общества не должна ограничиваться этим в формировании здорового образа жизни. Государство должно создавать не только материальную базу формирования здорового образа жизни, но и способствовать воспитанию каждого гражданина в духе борьбы за собственное здоровье, создавая соответствующую атмосферу в обществе и условия по формированию здорового образа жизни.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Семья в наше время  не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят  элементарных знаний о том, как стать  здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье - это вина родителей и  педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупредительный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха. Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика - это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства [7;40].

 

3. Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди подростков

 

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ. Социальная работа с молодежью осуществляется в системе учреждений социального обслуживания. Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991 — 1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Эта работа опирается на соответствующее положение, утвержденное 23 октября 2002 г. Минобразованием России [6;118].

В результате осуществления  молодежных программ "Экология и  молодежь" и "Молодежь России", предполагается снижение темпов неблагоприятной  динамики развития демографической ситуации в стране. Вслед за этим предполагается повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи; улучшение физического здоровья молодого поколения; повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи.

Значительная роль в  реализации этих планов принадлежит  социальному педагогу-специалисту  по работе с молодежью.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни  социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Забота о здоровье подопечных - составляющая охранно-защитной функции социального педагога. Основной путь укрепления здоровья детей и подростков — создание благоприятных социально-педагогических условий. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации педагога-валеолога.

Валеологическая деятельность социального педагога начинается с  оценки состояния здоровья детей  и подростков и выявления отношения  к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Социальный педагог может провести социологический опрос педагогов, используя специальную анкету.

К задачам социального  педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социо-психологопедагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья, реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных в Конвенции о правах ребенка; щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности.

Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Определенные права в отношении защиты прав ребенка на охрану здоровья имеют несовершеннолетние, например:

- право на медико-социальную  помощь и питание на льготных  условиях;

- право на санитарно-гигиеническое  образование, на обучение и  труд в условиях, отвечающих физиологическим особенностям несовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

- право на бесплатную  медицинскую консультацию за  счет средств бюджета всех  уровней при определении профессиональной  пригодности;

- право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме;

- несовершеннолетние  в возрасте старше 15 лет имеют  право на добровольное информированное  согласие на медицинское вмешательство  или отказ от него.

Отдельно также рассматриваются права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку [10;18].

Выделяют виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

  • Вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья.
  • Обучение культуре использования свободного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на те или иные занятия, общего режима в школе и семье.
  • Целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляция в деятельности и общении.
  • Пропаганда, в том числе и на личном примере, здорового образа жизни.
  • Информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью.

 

 

 

Заключение

          В данной работе мы рассмотрели результаты проведенных исследований. Согласно поставленным задачам, было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять профилактике здорового образа жизни, что включает в себя:

- создание и поддержание  постоянно действующей информационно-пропагандистской  системы, направленной на повышение  уровня знаний всех категорий  населения о влиянии на здоровье  всех негативных факторов, а также  путей и возможностей уменьшения этого влияния,

- санитарно-гигиеническое воспитание,

- снижение распространенности  курения и потребления табачных  изделий, снижение потребления  алкоголя, профилактика потребления  наркотиков и наркотических средств,

- привлечение населения  к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Использованные  нами методики были направлены на выявление  зависимости подростков от наркотиков. Анализируя данные этапов исследования, можно отметить, что у учащихся намного улучшилась познавательная деятельность, они стали более активны в ходе уроков, любознательны, с интересом воспринимают новый материал на уроках.

Здоровый образ жизни - результат не только наличия определённой совокупности внешних обстоятельств (благоприятные условия, совокупность знаний о здоровье, наличие контроля в виде норм общественного мнения и так далее), но и внутренних - соответствующей мотивации, готовности к тому, чтобы ему следовать.

Формирование образа жизни человека начинается с момента  рождения и продолжается всю жизнь, но основы его закладываются в период детства и юношества. Изменение, переделка отдельных элементов, сложившихся в период созревания, в зрелом возрасте происходят с большим трудом. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях, который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни.

В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества.

В современной школе реальный путь сохранения здоровья школьника заключается в установлении баланса между образовательной средой школы, в которой воспитывается и обучается ребенок, и физиологическими процессами детского организма, характерными для конкретной возрастной группы, при обеспечении особенностей физиологического развития школьника с организацией педагогического процесса в школе, прежде всего на уроках. Обеспечение этого баланса возможно только на основе единства усилий всех педагогов школы, особенно учителей физической культуры, медицинской службы, психологической службы, родителей, службы валеологического мониторинга, необходимых для реализации условий по сохранению и развитию здоровья ребенка.

Если вы все учли, все  уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к сигарете, рюмке и наркотикам! Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках.

Если социальный педагог  своей деятельностью будет способствовать формированию у школьников правильного отношения к собственному здоровью, образу жизни, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни, то и отношение детей к собственной жизни будет верным и они не совершат глупости в будущем.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Буянов М.И. Размышление о наркомании / М.И. Буянов.- М.: "Просвещение", 1990 - 80 с.
    2. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И.Куценко.- М.: Профиздат, 1987.- 256.
    3. Практическая психология образования.- СПб.: Питер, 2004.- 506 с.
    4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов.- М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.- 477 с.
    5. Учреждения социального обслуживания детей и молодежи / Авт.-сост. Г.И. Репринцева.- М.: Проспект, 2003.- 370 с.
    6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаев.- М.: "Академия", 2006.- 208 с.
    7. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 512 с.
    8. Яцун С. Мотивация – на здоровый образ жизни / С. Яцун // Учитель.- 2001.- № 2.- с. 69 – 72

Информация о работе Здоровый образ жизни у несовершеннолетних