Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности ответственность юридических лиц за административные правонарушения.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать понятие и виды юридической ответственности;
- выявить значение юридической ответственности как элемента в правовом статусе юридических лиц; рассмотреть виды публично-правовой ответственности юридических лиц
- исследовать административную ответственность как вид ответственности
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие ответственности в административном праве......................................................................................................................7
1.1 Административная ответственность как вид юридической ответственности………………………………………………………………….. 7
1.2 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности. ………………………….12
1.3 Вина юридических лиц…………………………………………………….. 18
Глава 2. Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения
2.1 Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения…………………………………………..24
2.2 Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………..38
Субъективная
сторона правонарушения выражается
в «психическом» отношении
1.3 Вина юридических лиц
Является ли вина необходимым составом правонарушения? В настоящее время, этот вопрос решен законодателем и проведен через все законодательные акты об административной ответственности.
Обратимся прежде к определению вины юридического лица. Такое определение не раз давалось в юридической литературе. Так, классическое рассмотрение вины юридического лица как субъективного явления, то есть как психического отношения к противоправному деянию и его последствиям, дает ее понимание посредством проекции вины физических и должностных лиц, непосредственно осуществляющих действия от имени юридического лица. Рассмотренная таким способом «вина юридических лиц должна пониматься как психологическое отношение к содеянному коллектива, определяемое по доминирующей воле5» в этом коллективе. Аналогичное по конструкции понятие вины содержится в ст.106 Налогового кодекса РФ. В научной литературе по данной проблематике отмечалось, что «вина юридического лица не может произвольно определяться лишь при выявлении вины конкретного должностного лица. Доказыванию подлежит виновность всех работников, осуществляющих действия от имени организации в целом».
В науке
административного права имеет
место и иной подход к вине юридического
лица, когда вина юридического лица
определяется как «комплекс негативных
элементов, характеризующихся
КоАП РФ упоминает вину, как элемент состава в целой группе статей, например статья 2.1 КоАП РФ при формулировке состава административного правонарушения, совершенного юридическим лицом. Кроме того, статья 1.5 того же КоАП РФ провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».
Важно заметить, что до принятия нового КоАП РФ, на практике возникали ситуации, когда бремя доказывания своей невиновности было возложено непосредственно на юридическое лицо (презумпция виновности). Поддерживали «презумпцию виновности юридических лиц» и ряд исследователей. Так, например, Л. Иванов, рассуждая о вине юридического лица отмечал: «Думается, здесь нужны подходы, гораздо более приближенные к цивилистике с ее презумпцией виновности нарушителя договорного обязательства. Представляется, что для административного права не подходит и принцип презумпции невиновности, как он сложился в уголовном процессе. Да и Конституция говорит о презумпции невиновности только в отношении обвиняемого в преступлении7».
В соответствии со ст.26.1, 26.2 Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе совершенном и юридическими лицами, фактор виновности в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию наряду с другими обстоятельствами. При этом в ст.2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.»8
Содержится указание на вину и в иных законодательных актах. Так, часть первая Налогового кодекса РФ содержит также ясное определение вины юридического лица при нарушении законодательства о налогах и сборах (п.4 ст.110 НК РФ): вина юридического лица в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Аналогично
различаются Налоговым кодексом
и формы вины юридического лица -
прямой и косвенный умысел (осознание
противоправного характера
До последнего
времени было затруднительно определить,
насколько применимы на практике
формы вины (умысел и неосторожность)
к правонарушениям, совершенным
юридическими лицами. Однако судебная
практика, в частности Конституционного
Суда РФ, уже начала различать умысел
и неосторожность в составах правонарушений
соответствующих статей Налогового
кодекса РФ. Так, в пункте 4 Определения
Конституционного Суда РФ от 6 декабря
2001 года N 257-О по жалобе филиала одного
из коммерческих банков указано на
некорректность формулировки норм ст.135
НК РФ, устанавливающей
В настоящее время суды оперируют формами вины «умысел» и «неосторожность» и в отношении юридических лиц. Например:
ОАО "Официна"
обратилось в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительным
постановления Инспекции
Суд пришел
к выводу, что ОАО "Официна"
нарушен Порядок ведения
Согласно
статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка
работы с денежной наличностью и
порядка ведения кассовых операций,
выразившееся в осуществлении расчетов
наличными деньгами с другими
организациями сверх
Важно подчеркнуть,
что законодательство об административной
ответственности юридических
Такая оговорка
имеется в ст.11 Налогового кодекса
РФ, согласно которой «институты, понятия
и термины гражданского, семейного
и других отраслей законодательства:
применяются в том значении, в
каком они используются в этих
отраслях законодательства, если иное
не предусмотрено настоящим
Глава 2. Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения
2.1 Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения
К административным
правонарушениям юридических
Это административные правонарушения в следующих областях:
- в области охраны собственности;
- в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
- в промышленности, строительстве и энергетике;
- в сельском
хозяйстве, ветеринарии и
- в области связи и информации;
- в области предпринимательской деятельности;
- в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
- нарушения таможенных правил и другие установленные иными законодательными актами.
В качестве
основания классификации
Административные правонарушения юридических лиц подразделяются на следующие виды:
- административные
правонарушения юридических
- административные правонарушения юридических лиц против порядка управления;
- административные
правонарушения юридических
При этом административные правонарушения юридических лиц против правопoрядка и порядка управления носят универсальный характер, так как они могут быть совершены юридическими лицами во всех областях государственного регулирования. В большинстве сфер государственного регулирования наряду с административной ответственностью юридических лиц за правонарушения против правопорядка и порядка управления, устанавливается административная ответственность юридических лиц за правонарушения, которые могут быть совершены ими только в данных конкретных областях государственного управления.
За совершение
административных правонарушений юридическим
лицом могут устанавливаться
и применяться следующие
А) Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. (п. 1 ст. 3.4 КоАП РФ);
Б) Административный штраф
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 настоящего Кодекса, - пяти миллионов рублей, или может выражаться в величине, кратной:
В) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
Конфискацией
орудия совершения или предмета административного
правонарушения является принудительное
безвозмездное обращение в
Г) Административное приостановление деятельности
Административное
приостановление деятельности заключается
во временном прекращении
Д) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения
Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Но данный вид наказания утратил силу о чём нам говорит федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ
При назначении
административного наказания
Информация о работе Административная ответственность юридических лиц