Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:29, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть особенности ответственность юридических лиц за административные правонарушения.
Исходя из поставленной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
- проанализировать понятие и виды юридической ответственности;
- выявить значение юридической ответственности как элемента в правовом статусе юридических лиц; рассмотреть виды публично-правовой ответственности юридических лиц
- исследовать административную ответственность как вид ответственности
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие ответственности в административном праве......................................................................................................................7
1.1 Административная ответственность как вид юридической ответственности………………………………………………………………….. 7
1.2 Состав административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, основания привлечения к ответственности. ………………………….12
1.3 Вина юридических лиц…………………………………………………….. 18
Глава 2. Практические проблемы привлечения к ответственности юридических лиц за административные правонарушения
2.1 Виды правонарушений и наказаний юридических лиц за административные правонарушения…………………………………………..24
2.2 Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………..38
2.2 Проблемы привлечения юридических лиц к административной ответственности
Административные правонарушения юридических лиц в области предпринимательской деятельности являются, пожалуй, самыми массовыми. И это легко объяснимо, достаточно, акцентировать внимание на том, что большая часть юридических лиц – коммерческие организации, то есть организации извлекающие прибыль и занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Это следующие составы правонарушений:
- Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
- Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
- Нарушение законодательства о рекламе;
- Продажа
товаров, выполнение работ
- Нарушение порядка ценообразования;
- Обман потребителей и нарушение иных прав потребителей;
- Незаконное использование товарного знака;
- Незаконное получение кредита;
- Фиктивное
или преднамеренное
- Нарушение
правил продажи отдельных
- Нарушение
правил продажи этилового
- Нарушение
законодательства об
- Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;
- Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения;
- Нарушение законодательства о лотереях.
Общий объект
данных правонарушений можно охарактеризовать
как правила осуществления
Субъектом данных правонарушений является в большинстве случаев не только юридическое лицо, но и полномочное должностное лицо организации.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Юридическое лицо и должностное лицо знают о том, что запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность с нарушениями в организации или производстве той или иной услуги, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.
В ряде статей
рассматриваемой группы правонарушений,
причиненный вред и порядок его
определения выступают в
Подчеркнем, что размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по соответствующим статьям УК РФ. Так, например, незаконное предпринимательство по ст.171 УК РФ.
Теперь
рассмотрим ответственность юридических
лиц за административные правонарушения
в области финансов, налогов и
сборов, рынка ценных бумаг. Данная
ответственность предусмотрена
главой 15 КоАП РФ, в которой имеются
следующие составы
- Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;
- Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;
- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
- Нарушение
срока представления сведений
об открытии и о закрытии
счета в банке или иной
- Нарушение сроков представления налоговой декларации;
- Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и другие.
Практика
налоговых органов при
В случае
возникновения указанных
В соответствии со ст.56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Юридическое лицо участвует в гражданском обороте посредством действий своих органов, а именно руководителя юридического лица. В связи с чем административная ответственность за нарушения налогового законодательства может применяться только к должностным лицам организации.
На практике, юридическое лицо, зачастую отрицает свою ответственность ссылаясь на трудовой договор с работником, по вине которого произошло административное правонарушение. Но это не освобождает юридическое лицо от ответственности, т.к. наличие трудового договора с работником, допустившим административное нарушение, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не является.
Стоит заметить, что судебная практика по данному вопросу противоречива. Иногда организациям удается избежать ответственности .
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г. Уфы 02.06.2008 проведена проверка торговой точки, принадлежащей ООО "Ла Пиэль", в ходе которой установлен факт продажи продавцом одной мужской куртки из натуральной кожи без применения контрольно-кассовой машины.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 02.06.2008 N 144130, протоколе об административном правонарушении от 02.06.2008 N 144130/3. Постановлением налогового органа от 05.05.2008 N 4110 000 "Ла Пиэль" привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей, которое оспорено заявителем в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования и отменяя постановление налогового органа, арбитражный суд исходил из отсутствия вины в действиях ООО "Ла Пиэль".
Согласно п. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Проблемный вопрос не разрешен и в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2008 г. №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 настоящего Кодекса, за неприменение контрольно-кассовых машин».
Это не единственный
проблемный практический вопрос. Как
отмечают практики, обзор судебной
практики по налоговым спорам организаций
(юридических лиц) показывает, что, в
основном, вынесение налоговыми органами
решений о привлечении
Как отмечает Ю.Кизилов, такая ошибка свойственна и арбитражным судам. На наш взгляд, это серьезная проблема административного правоприменения, т.к. презумпция невиновности является одним из принципов, закрепляемых Конституцией РФ и процессуальными кодифицированными актами.
В этой связи необходимо отметить, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п.4 ст.110 НК РФ).
Однако,
как подчеркивает В.Кизилов, разработанный
налоговым органом
- изложение
обстоятельств совершенного
- документы
и иные сведения, которые подтверждают
указанные обстоятельства, а также
обстоятельства отягчающие
- оценку
представленных организацией
Таким образом, на практике презумпция невиновности юридического лица, остается декларацией.
Безусловно, что юридические лицо могут и должны отстаивать свои права в судебном порядке, апеллируя к нормам НК РФ и КоАП РФ.
На наш взгляд, еще одним вариантом решения сложившейся проблематики было бы принятие руководящих разъяснений Пленумом ВС РФ по вопросу привлечения юридического лица к административной ответственности.
Теперь рассмотрим административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела установленную гл.16 КоАП РФ. Это следующие группы составов правонарушений:
- Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;
- Перемещение
товаров и (или) транспортных
средств с несоблюдением мер
по защите экономических
- Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации
- Нарушение
режима зоны таможенного
- Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
- Несоблюдение
правил перемещения
- Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами;
- Нарушение порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами и другие.
В качестве
одного из упущений законодателя в
КоАП РФ исследователи называют то,
что не была принята во внимание
презумпция виновности юридического лица
при совершении им таможенного правонарушения.
Эта презумпция виновности была выявлена
Конституционным Судом в
Исходя из Постановления N 7-П, законодатель вправе освободить органы государственной власти от бремени доказывания вины субъектов правонарушений, если последним обеспечена возможность подтвердить свою невиновность. По смыслу оспаривавшихся норм Таможенного кодекса, презумпция виновности установлена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушивших таможенные правила. Ряд международно-правовых актов допускает претерпевание лицом, виновность которого не должна доказываться государственными органами, неблагоприятных последствий нарушения таможенных правил при условии, что ему предоставляется возможность доказать свою невиновность. Российская Федерация в своем таможенном законодательстве не может не учитывать этот подход, поскольку интересы защиты экономической основы суверенитета требуют признания принципа единства и взаимности, согласно которому государство не может ставить себя в невыгодные с точки зрения таможенных режимов правовые условия по сравнению с другими странами (п.1.1 Постановления N 7-П).
Основной
аргумент в защиту принципа невиновной
ответственности за таможенные правонарушения
- трудности в доказывании вины
нарушителя таможенных правил, особенно
если нарушение произошло в
Информация о работе Административная ответственность юридических лиц