Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:57, лекция
Тема 1. Понятие и виды административной ответственности.
Тема 2. Административное правонарушение как основание административной ответственности.
7
Лекция для ОЗО
Тема 1. Понятие и виды административной ответственности.
Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
Выделим основные черты административной ответственности.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
-
-
-
-
-
Если КоАП определен в качестве единственного федерального законодательного акта, закономерно возникает вопрос: могут ли издаваться иные федеральные законы? Данный вопрос не случаен. В новом Кодексе принцип, согласно которому в нем должны быть сосредоточены все виды административных правонарушений, не был соблюден. Вызывает удивление и тот факт, что в новом КоАП отсутствует норма, предписывающая включение в него всех видов административных правонарушений, которые могут быть установлены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ. При этом нельзя упускать из виду, что сам КоАП не формулирует составы административных правонарушений. Он выполняет функцию «собирателя» правонарушений, административная ответственность за совершение которых устанавливается прежде всего федеральными законами, а также нормативными актами Президента и Правительства РФ. Только с учетом этого обстоятельства можно объяснить тот факт, что законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне сведено только к Кодексу об административных правонарушениях.
Наряду с КоАП законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ. Каких-либо четких указаний на этот счет Кодекс не содержит. Практика показывает, что субъектами РФ принимается немало законодательных актов, устанавливающих административную ответственность в таких сферах общественных отношений, которые максимально приближены к потребностям населения (например, охрана общественного порядка, жилищно-коммунальное хозяйство, экология и т.п.). В то же время субъекты РФ нередко принимают законы, направленные на регулирование административных отношений по всем вопросам, не отнесенным к ведению Федерации. В некоторых субъектах РФ административная ответственность устанавливается не законами, а нормативными правовыми актами органов исполнительной власти. Таким образом, ч.1 ст.1 КоАП уже нуждается в дополнении в силу своей излишней лаконичности.
Также необходимо отметить, что ст.3.2 КоАП, которая устанавливает виды административных наказаний, определяет: административные наказания, предусмотренные в пунктах 3-8, устанавливаются только настоящим Кодексом. Это возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации, дисквалификация. Соответственно законами субъектов РФ могут устанавливаться в соответствии с Кодексом только предупреждение и административный штраф.
7)
8)
9)
Виды административной ответственности
Принято различать три вида административной ответственности:
1)
2)
3)
1) Гражданами как субъектами административной ответственности являются физические лица, которым к моменту совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет и которые являются вменяемыми.
В рамках общего субъекта - физического лица – КоАП определяет и специальных субъектов, например, военнослужащие, иностранные граждане и лица без гражданства и др. Это обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности. Так, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (напр., сотрудники органов внутренних дел), за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Лишь за определенные КоАП правонарушения они подлежат административной ответственности на общих основаниях (напр., за нарушение законодательства о выборах и референдумах).
2) В числе субъектов административной ответственности вполне оправданно значатся должностные лица (ст.2.4 КоАП). Однако в данном случае наблюдается значительное расхождение в определении должностного лица в старом и новом КоАП. Для сравнения приведем следующие две формулировки.
В ст.15 КоАП РСФСР было записано: должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности. Что примечательно в подобном понимании должностного лица? Прежде всего то, что оно (должностное лицо) представлено в качестве конкретного субъекта административной ответственности, нарушающего возлагаемые на него административно-правовыми нормами не все служебные обязанности, а их совершенно определенную часть. За нарушение иных обязанностей по службе должностное лицо привлекается не к административной, а к дисциплинарной ответственности. За совершение административных правонарушений иного характера (например, нарушение правил дорожного движения) должностное лицо несет административную ответственность на общих основаниях, т.е. как гражданин. В чем смысл ограничений, предусматривавшихся ст.15 КоАП РСФСР? В том, что общеобязательными правилами специально проводилась грань между ответственностью за однородные правонарушения, совершенные гражданами и должностными лицами.
Например, нарушение правил пожарной безопасности гражданином влекло за собой его личную ответственность за содеянное.
По действующему КоАП аналогичное правонарушение, совершенное должностным лицом (например, руководителем предприятия или учреждения), является основанием для более строгого административного наказания в силу того, что в его служебные обязанности входит обеспечение пожарной безопасности вверенного ему объекта (ст.20.4). Некоторые составы административных правонарушений предусматривают возможность их совершения только должностными лицами. Например, в ст.5.4 КоАП установлена ответственность за нарушение порядка предоставления списков избирателей, участников референдума или сведений об избирателях, участниках референдума должностными лицами, на которых законом возложена эта обязанность.
В статье 2.4 КоАП сказано, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Никаких "ограничителей" при этом не установлено. Таким образом, фактически поставлен знак равенства между административным и дисциплинарным правонарушением, между административной и дисциплинарной ответственностью, ибо согласно ст.14 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него налагаются дисциплинарные взыскания.
Что же в таком случае справедливо? Может быть, КоАП не имеет в виду государственных служащих? Однако действующее законодательство вообще не содержит характеристику должностного лица, хотя его содержание буквально перенасыщено этим термином.
До сих пор только УК предлагал свое понимание должностного лица. Сейчас и КоАП дает примечание к ст.2.4, в котором предпринята попытка дать определение должностного лица.
Приведем данное определение и проанализируем его.
Должностное лицо - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а равно лицо, выполняющее организационно-