Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:46, реферат
Рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления
[править]
4. Организация
как открытая система
Организация как
открытая система находится в
двустороннем постоянном взаимодействии
с окружающей средой. Она забирает
из внешней среды ряд видов ресурсов,
перерабатывает и поставляет их обратно
в виде товаров и услуг. Деятельность организации
представляет собой согласованный во
времени поток различных ресурсов (запасы,
деньги, люди, информация). Они движутся
не в одном направлении, а образуют контур
с положительными и отрицательными обратными
связями. Открытость организации как системы
обусловлена двумя причинами: 1) непрерывное
выживание организации зависит от её способности
обеспечить поступление ресурсов из внешней
среды, которое возмещает ресурсы, потребленные
в процессе переработки; 2) непрерывное
поддержание организацией своего социального
статуса. Последнее требование обусловлено
тем, что в дополнение к своим товарам
и услугам организация оказывает побочное
воздействие на окружающую среду и общество,
например, загрязнение атмосферы, забастовки
рабочих и организованные протесты различных
групп потребителей.
Внутри организации в общем случае имеется две подсистемы: 1) материально обеспечивающая подсистема, которая занята переработкой поступающих ресурсов в товары и услуги; 2) управляющая подсистема, задача которой состоит в руководстве и контроле за деятельностью организации.
В то время
как материально
Применение
системного анализа на
Рассматривая
решение проблемы как перевод
системы из существующего
[править]
5. Ситуационный
подход
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход исходит из того, что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться.
Ситуационный
подход направлен на
Одним из важных следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является то, что руководителю трудно определить какой метод является заведомо «правильным». «МакДональдс», использовавший процедуру сборочного конвейера в приготовлении пищи, являющуюся чрезвычайно эффективной, обеспечил стандартное качество продукции и высокую производительность труда. Однако, по своей сути этот метод ничем не лучше традиционных методов дорогих ресторанов. Такие рестораны не могут производить по тысячи гамбургеров в день, но и «МакДональдс» не сможет безупречно приготовить фирменное блюдо таких ресторанов. Если руководство дорогого ресторана решит применять унифицированные машины и концентраты для приготовления своих блюд, оно конечно снизит затраты и повысит производительность. Однако, цель дорогих ресторанов – готовить и подавать еду самого высокого качества – уже не будет достигнута.
Большинство
управленческих решений имеют
как положительные, так и
Задача ситуационного подхода - связать конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить значимые (релевантные) переменные ситуации, и как они влияют на эффективность организации.
Теория ситуационного подхода опирается на четыре основных концепции.
1. Руководитель
должен быть знаком со
2. Каждая из
управленческих методик имеет
свои сильные и слабые стороны,
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель
должен уметь увязывать конкретные приемы,
которые вызывали бы наименьший отрицательный
эффект, с конкретными ситуациями, тем
самым обеспечивая достижение целей организации
самым эффективным путем в существующих
условиях внешней и внутренней среды организации.
Административная (классическая) школа в управлении
Особенности административной
школы.
Представители
классической (1920—1950) школы, а именно
— А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели
непосредственный опыт работы в качестве
руководителей высшего звена управления
в большом бизнесе. Их главной заботой
была эффективность применительно к работе
всей организации. «Классики» (работы
которых в значительной степени исходили
из личных наблюдений, а не основывались
на научной методологии) старались взглянуть
на организации с точки зрения широкой
перспективы, пытаясь определить общие
характеристики и закономерности организаций.
Целью школы
было создание универсальных
принципов управления, следование
которым несомненно приведет
организацию к успеху.
Эти принципы
были связаны с двумя аспектами. Одним
из них была разработка рациональной системы
управления организацией. Определяя основные
функции бизнеса как финансы, производство
и маркетинг, «классики» были уверены,
что могут определить лучший способ разделения
организации на подразделения или группы.
Файоль рассматривал управление как универсальный
процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных
функций.
Вторая категория
принципов касалась построения
структуры организации и
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;
централизация.
Необходимо обеспечить наиболее правильное
соотношение между
скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;
справедливость — сочетание доброты и правосудия;
стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;
инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;
корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.