Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:24, дипломная работа

Описание

Данная дипломная работа посвящена изучению сущности регистрационного производства в Российской Федерации, а именно ее организационно-правовой модели и месту, занимаемому этим видом производства в системе такого важного института как административный процесс и как следствие в целом, в системе административного права. В настоящее время это весьма актуальная тема, как в Административном, так и в иных отраслях права: в Гражданском праве, Налоговом праве и т.д

Содержание

Введение 3

§ 1. Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ: сущность, местоположение, основные концептуальные подходы
к определению содержания и структуры 6

§2 Регистрационное производство и административный процесс:
соотношение, и базовые основы………………………………………………21

Заключение……………………………

Работа состоит из  1 файл

Административно-процессуальная деятельность.docx

— 69.34 Кб (Скачать документ)

Несмотря на значительное разнообразие отношений, связанных  с производством регистрационного характера, им присущи некоторые  общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида административного производства, рассмотрим их подробнее:

Во-первых, регистрационное  производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация представляет собой «юридический акт признания подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». При этом закон устанавливает обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правила проведения государственной  регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.

 

Юридическая природа акта государственной  регистрации проявляется также и в том, что с момента регистрации, например, общественного объединения, возникает его правоспособность юридического лица. С другой стороны, законодательство не обязывает общественное объединение регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Как видим, в данном случае государственная регистрация выступает как явление диспозитивное, но сохраняющее свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.

Во-вторых, государственная  регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти Российской Федерации и их подразделениями. Основную работу в этой области проводит Министерство юстиции Российской Федерации и его местные органы, а также некоторые другие органы исполнительной власти. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» государственная регистрация новых пищевых продуктов животного происхождения и ведение государственного реестра в отношении таких продуктов возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Как это предусмотрено п. 27 Положения  о нем, Министерство финансов Российской Федерации регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах полномочий, предоставленных законодательством.

В-третьих, порядок осуществления  государственной регистрации регулируется нормами административно-процессуального  права, которое одновременно выполняет функцию реализации соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности -конституционного (государственного) права (например, устанавливающих статус   общественных   объединений),   гражданского   права   (например,

 

устанавливающих статус недвижимости), административного (например, устанавливающих обязанность федеральных органов исполнительной власти регистрировать определенные виды своих нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Российской Федерации).

К слову сказать, широкий  диапазон регулятивного воздействия  административно-процессуальных норм, «обслуживающих» потребности не только одноименной отрасли материального права, но и других материальных отраслей российского права, является одним из серьезных аргументов в пользу признания административно-процессуальных норм в качестве самостоятельной процессуальной отрасли российского права, наряду с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом. А это, в свою очередь, отражается на практическом решении проблемы кодификации административно-процессуального права.

Являясь частью управленческой деятельности, регистрационное производство базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться в основных принципах регистрационного производства.

1. Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса, 
он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в 
надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет 
первостепенное значение для регистрационного процесса, в ходе которого 
как раз и происходит применение норм материального права.

2. Принцип гласности производства. Этот принцип предполагает 
ознакомление широких слоев граждан с решением тех или иных вопросов, 
входящих в  компетенцию  соответствующих органов государственного 
управления.

3. Принцип быстроты процесса. Данный  принцип есть выражение оперативности государственной управленческой деятельности. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определённой юридической

 

гарантии  реализации субъективных прав и законных интересов участников процесса. Поэтому действующее законодательство устанавливает точные сроки, в течение которых должна быть осуществлена та или иная процедура регистрации18.

Широкий спектр отношений, складывающихся в регистрационном  производстве административного процесса, обусловливает необходимость выделения нескольких важнейших его разновидностей, которые, при сохранении единства в главных и основных чертах, тем не менее, характеризуются особенностями, что находит свое отражение в действующем законодательстве.

К числу основных разновидностей следует отнести регистрационные производства:

  • по государственной регистрации юридических лиц;
  • по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и 
    сделок с ним;
  • по государственной регистрации общественных объединений;
  • по регистрации граждан Российской Федерации и снятию граждан с 
    регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства на 
    территории Российской Федерации в органах внутренних дел.

18 Алехин  А. П., Кармолиикий А. А.. Козлов Ю, М.  Административное право РФ. М.: Зерцало, 1996.


 

Заключение.

В заключение необходимо еще раз отметить что, экономические преобразования и многочисленные реформы в России привели к различным кризисным ситуациям, как в экономической, так и в других сферах государственного управления, что породило необходимость создания эффективно функционирующего механизма государственного регулирования. Существенной частью данного механизма призвано выступить регистрационное производство, эффективность которого в первую очередь зависит от правовой регламентации деятельности учреждений юстиции, от надлежащего и правильного толкования норм права содержащихся в действующем законодательстве, а также от их грамотного, исключающего различные злоупотребления, применения, уполномоченными субъектами соответствующих правоотношений.

К сожалению, в настоящее  время в административном процессе, а если быть точнее, в его составной части - регистрационном производстве, существует целый ряд нерешенных проблем, как в целом, так и при регистрации отдельных, рассмотренных нами выше, объектов государственной регистрации, например:

I. При государственной регистрации юридических лиц могут возникнуть проблемы связанные с тем, что действующее на данный момент законодательство, регулирующее госрегистрацию юридических лиц существенно упростило эту процедуру и облегчил людям доступ к предпринимательской деятельности, что несомненно к лучшему, но обеспечить имущественную защиту их интересов не удалось.

1. Для ускорения регистрации  ее характер сделали заявительным  или уведомительным. Заявитель представляет в регистрирующий орган набор необходимых документов. Достоверны ли вносимые в реестр сведения, указанные им, - это не проверяется. Закон лишь требует, чтобы подпись человека, подавшего заявление, была заверена нотариусом. А проверка

 

полномочий этого человека на совершение тех или иных действий не проводится. Следовательно, для недобросовестных лиц закон оставляет лазейки, особенно при внесении изменений в учредительные документы.

2. Если  в реестр внесены ложные сведения, вносится путаница, правовая неопределенность, кто есть кто, что может привести  к следующему:

  • Права действительных участников могут быть ущемлены.
  • Недобросовестное лицо может передать свои права третьему лицу, а 
    тот будет считать себя добросовестным приобретателем долей или 
    акций и в итоге понесет убытки.
  • Если в реестре обманно зарегистрирован руководитель, то он может 
    совершать сделки, продавать имущество, получать кредиты и займы. 
    А потом и претензии предъявить некому, так как изменения в реестр 
    могли быть внесены по чьему-то утерянному паспорту.

Чтобы всего этого избежать, необходимо устранить предпосылки для злоупотреблений, сохранив заявительный принцип регистрации. А для этого внести в законодательство некоторые изменения. Прежде всего, законодательно закрепить обязанность нотариуса не просто заверять подпись заявителя, а проверять его полномочия. При этом нотариальное действие проводить только по месту нахождения регистрируемого юридического лица.

II. Государственная регистрация недвижимости.

  1. В Российской Федерации закон позволяет гражданам обращаться 
    непосредственно в регистрирующий орган с договором, составленным в 
    простой письменной форме, то есть, по существу, перекладывает на 
    государственного служащего обязанности независимого и беспристрастного 
    нотариуса, что в большинстве случаев порождает волокиту, бюрократизм, и 
    злоупотребления чиновников, рост криминализации рынка недвижимости.
  2. Некоторые сложности будет, вызывает и то обстоятельство, что, хотя 
    государственная регистрация в большинстве случаев имеет правообразующее 
    значение, существуют определенные исключения, когда возникновение 
    вещного или иного регистрируемого права на недвижимость может быть
  3.  

связано не с моментом государственной регистрации, а с моментом, прямо указанным в законе, следовательно, государственная регистрация в данном случае имеет не правоустанавливающее, а правоподтверждающее значение, как следствие - момент возникновения соответствующих прав не будет отражен в системе государственного реестра, а это, в свою очередь, может повлечь невозможность получения через систему регистрации исчерпывающих данных о статусе объекта недвижимости.

III. При регистрации общественных объединений, можно столкнуться 
с тем, что:

  1. Различия видов общественных  объединений носят формальный 
    характер, об этом говорит отсутствие   указаний о статусе структурных 
    подразделений.   Закон   предусматривает   четыре   разновидности   таких 
    подразделений, однако он не определяет различия в правовом положении 
    организации, отделения, филиала и представительства - решение этой 
    проблемы имеет важнейшее практическое значение, поскольку от наличия 
    подразделений на территории России зависит сам факт государственной 
    регистрации объединения в органах юстиции.
  2. Можно отметить противоречия базового закона и законов   об 
    отдельных общественных объединениях,
  3. Противоречия нормативно-правовых актов субъектов федерации, 
    издаваемых по вопросам совместного ведения с центральной властью, и 
    федеральных законов.

IV. Определенные сложности возникают и при регистрации граждан 
по месту жительства и месту пребывания. Это связано с недостатками в 
законодательстве. Так Постановление Правительства РФ "Об утверждении 
Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту 
пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных 
лиц, ответственных за регистрацию" - эти правила предусматривают:

1. регистрацию граждан по месту  пребывания на срок до 3 месяцев  при этом, в исключительных случаях не позволяющих гражданину покинуть

 

место   пребывания,   срок   пребывания   может   быть   продлен   органом регистрационного учета на необходимое для этого время.

  1. возможность   отказа   в   регистрации  по  месту   постоянного  или 
    временного   проживания,   по   определенным   основаниям.   При   этом 
    большинство содержащихся в них требований заведомо невыполнимы для 
    прибывающих на временное проживание граждан, что ставит их в положение 
    потенциальных нарушителей регистрационного режима.
  2. правила не устанавливают исчерпывающего перечня оснований для 
    отказа в регистрации по месту постоянного жительства.  Тем самым 
    ограничение права граждан на свободу выбора места жительства становится 
    возможным не только федеральными законами, но и подзаконными актами 
    федерального уровня, при произвольном толковании которых регистрация - 
    становиться своеобразным разрешением органов регистрационного учета на 
    проживание в конкретном жилом помещении.

Информация о работе Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ