Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:07, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
1) изучить основы теории правовых режимов, выявить признаки правового режима;
2) рассмотреть понятие административно-правовых режимов, обозначить средства достижения административно-правовых режимов;
3) систематизировать административно-правовые режимы по разным критериям.
Введение
1. Основы теории правовых режимов
2. Понятие административно-правовых режимов
3. Виды административно-правовых режимов
Заключение
Библиографический список
Оглавление
Введение
1. Основы теории правовых режимов
2. Понятие административно-
3. Виды административно-правовых режимов
Заключение
Библиографический список
Введение
Основаниями для установления
административно-правовых режимов
выступают экстраординарные ситуации
социального и природно-
Данные виды административно-правовых режимов предполагают некоторые ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе конституционных. Кроме того, зачастую установлений специального административно-правового режима может сопровождаться рядом трудностей, в связи с этим тема данной контрольной работы является актуальной.
Целью данной контрольной работы является изучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
1) изучить основы теории
правовых режимов, выявить
2) рассмотреть понятие
административно-правовых
3) систематизировать
1. Основы теории правовых режимов
Понятие «правовой режим»
все более утверждается в области
юридической науки. Уже давно
научные исследования, преследовавшие
цель выяснить специфику юридического
регулирования определенного
Помимо всего иного
само существование явлений, обозначаемых
термином «правовой режим», и их
значение в правовой действительности
еще раз свидетельствуют о
многомерности, многогранности, объемности
права как институционного
Правовой режим, с одной стороны, объединяет разнообразный юридический инструментарий, заставляя его работать на единых правовых началах, а с другой -- обеспечивает его дифференциацию, создавая различные условия реализации прав и обязанностей субъектов в зависимости от целей и задач, времени и места совершения деятельности, обстановки, которая складывается под влиянием факторов внешней среды. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. -- 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. с. 479.
Трактовку правовых режимов так же можно рассмотреть со специально-юридической стороны.
Правовой режим -- глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами. Бережно относясь к понятию, выражающему это явление представим в несколько ином ракурсе, о режимах технико-юридического порядка, построенных на некоторых своеобразных юридических приемах. Речь идет о том, что может быть названо режимом исключения. Этот технико-юридический режим, обладающий своего рода сквозным значением (т.е. действующий во многих других правовых явлениях), образует неотъемлемую часть и общедозволительного порядка, и разрешительного порядка. Именно он обеспечивает высокий уровень нормативности и вместе с тем возможность учета своеобразных жизненных ситуаций. Его компонентами являются, во-первых, общее правило («все») и, во-вторых, исключения из него, чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего.
В ряде случаев законодатель, включив в нормативный акт широкое нормативное обобщение, затем делает из него изъятия. Эти изъятия тоже могут носить характер нормативных обобщений, и потому из них в свою очередь могут быть сделаны изъятия, т.е. «исключения из исключений».
Технико-юридический прием исключения потому, надо полагать, можно рассматривать в качестве режима, что он, как и всякий правовой режим, создает известный климат, настрой в регулировании. Он и вводится законодателем как изъятие из общего порядка. А значит, исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах.
Помимо иных моментов режимом исключений и в то же время технико-юридическим приемом, играющим, по всей видимости, более важную и юридически самостоятельную роль, чем это принято считать, является категория «исчерпывающий перечень». Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть весьма большой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки (в частности, ввести в такие рамки властные функции государственных органов, должностных лиц), исключить неопределенность в регулировании. См: Алексеев С.С., Указ. соч. с.245-247.
Правовой режим -- это официально
установленный особый порядок правового
регулирования, отражающий совокупность
юридических и организационных
средств, используемых для закрепления
социально-правового состояния
1) правовое регулирование
целенаправленно
2) совокупность используемых
правовых средств образует
3) в правовых актах закрепляется
определенное правовое
4) специально установленные
правила направлены на
5) деятельность (действия) субъектов,
реализующих режимные правила,
основана на единых правовых
принципах, единых правовых
Нормативно-правовая основа
режимного регулирования
Структура правового режима
включает такие элементы, как носитель
режима, режимные правовые средства, режимные
правила, правовые статусы субъектов
режимного регулирования, система
организационно-юридических
В качестве носителя режима
выступают определенные территории
(режим закрытого
Режимные правила представляют
собой особое сочетание правовых
средств, создающих нормативную
модель поведения и регламентирующих
порядок пользования
Режимными правовыми средствами
являются нормативные предписания,
акты реализации прав и обязанностей
субъектов, правоприменительные акты,
меры поощрения и принуждения, юридические
санкции, методы и приемы административной
деятельности. Каждый правовой режим
в зависимости от целей и задач
регулирования обладает адекватным
набором правовых средств. При этом
следует учитывать общую
Субъектами, или участниками, правовых режимов являются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (проживающие на режимной территории, работающие с режимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. В качестве специального субъекта выступают государственные и муниципальные органы и их должностные лица, обеспечивающие соблюдение установленных правил. Правовой статус субъектов, участвующих в выполнении режимных требований, -- важнейший элемент режима. По его объему, степени самостоятельности, характеру дополнительных прав и обязанностей можно судить о режиме в целом, его отраслевой принадлежности.
К наиболее общим, универсальным, правовым режимам относятся режимы отраслей права и законодательства. Для них характерно использование регулятивного потенциала всей совокупности юридических средств, имеющихся в распоряжении отраслевого метода правового воздействия. Отраслевые режимы тесно связаны с общими правовыми принципами, присущими той или иной отрасли, а также системой правовых источников.
Под юридическим режимом
отрасли «следует понимать особую,
целостную систему
2. Понятие административно-
В общественной жизни государства
всегда возникают нетрадиционные или
неординарные ситуации, когда административно-правовые
нормы не могут обеспечить устойчивость
и динамичность развития управленческих
отношений в различных сферах
и областях государственной и
общественной жизни. Особо это касается
развития негативных явлений, например,
обострения межнациональных вооруженных
конфликтов, стихийных бедствий, массовых
заболеваний населения или
Административно-правовые режимы
-- это специальный комплекс оперативных
государственных управленческих решений
и административно-правовых мер
убеждения и принуждения, способных
обеспечить достаточно оперативно стабилизацию
общественных отношений в регионе
или государстве в целом, и
последующее упорядочивание общественных
отношений, вышедших за пределы влияния
обычных административно-