Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:07, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение административно-правовых режимов. Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:
1) изучить основы теории правовых режимов, выявить признаки правового режима;
2) рассмотреть понятие административно-правовых режимов, обозначить средства достижения административно-правовых режимов;
3) систематизировать административно-правовые режимы по разным критериям.
Введение
1. Основы теории правовых режимов
2. Понятие административно-правовых режимов
3. Виды административно-правовых режимов
Заключение
Библиографический список
Административно-правовой режим достигается с помощью таких средств, как:
1) дополнительные запреты
и обязывания, причем режим не
просто ограничивает какое-
2) специальные административные меры, направленные на установление и поддержание режимных правил -- государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;
3) разрешительный способ
и тип реализации прав и
свобод, выполнения хозяйственной
деятельности, предполагающий
4) система контроля и
надзора за выполнением
5) организационно-техническое
обеспечение установленных
Административно-правовые режимы
могут быть рассмотрены как институт
административного права. Их правовой
основой выступают Конституция
РФ, федеральные законы, указы Президента
РФ и постановления Правительства
РФ, акты федеральных органов
Например, принятый Федеральный
конституционный закон от 30.05.2001
г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
основан на конституционных положениях,
детализирует их исходя из основной конституционной
цели защиты прав, свобод и законных
интересов граждан. В условиях административно-правовых
режимов меняется административно-правовой
статус граждан, оказавшихся в зоне
его действия. Уполномоченные органы
исполнительной власти, государственного
управления, администрации органов
МСУ в соответствии с обстановкой,
регулируемой нормами административно
правового режима, усиливают свое
воздействие за счет методов административного
принуждения. Поэтому административно-
При осуществлении мер
обеспечения различных
В федеральных законах
регламентированы общие и особые
права и обязанности субъектов
управленческих отношений в сфере
осуществления задач и функций
административно-правового
В условиях действия административно-правового режима существенно изменяется объем административной правосубъектности граждан, оказавшихся в поле его действия. Четвериков В.С., Указ. соч. с. 202-203.
3. Виды административно-правовых режимов
Административно-правовые режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно-правовых средств, чем больше разнообразных форм административной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам.
В зависимости от подведомственности административно-правовые режимы могут быть разделены на три группы:
1) федеральные режимы, устанавливаемые
и регулируемые федеральными
органами государственной
2) региональные режимы, устанавливаемые
органами государственной
3) местные режимы, устанавливаемые
органами местного
Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).
Если в качестве критерия разграничения выбрать объект -- носитель режима, то выделяются:
1) территориальные режимы
-- режим закрытого
2) объектовые режимы -- режим
объекта атомной энергетики, режим
водохранилища, режим
3) режимы обращения с
предметами, представляющими повышенную
общественную опасность или
4) функционально-деятельностные
режимы -- режимы деятельности органов
МЧС России, противопожарный режим,
эвакуационный режим, режимы
Административно-правовые режимы можно различать по предмету регулирования:
1) природоохранные режимы
(заповедников, национальных и природных
парков, лечебно-оздоровительных
2) режимы обеспечения
3) режимы охраны общественного
порядка (чрезвычайное
По критерию юридических
свойств режимы можно подразделить
на ординарные и экстраординарные.
Последние вводятся только в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций
социального или природно-
Экстраординарные режимы -- это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.
Экстраординарные режимы
-- это временные административно-
Законодательство РФ предусматривает три типа экстраординарных режимов -- чрезвычайное, военное и особое положение. См.: Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н., Указ. соч. с. 488-490.
Заключение
В жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты. Постоянное развитие науки и техники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утраты контроля со стороны человека за своими достижениями. Побочными результатами прогресса становятся масштабные техногенные катастрофы, распространяющие негативные последствия далеко за пределы того места, где произошел непосредственный технологический сбой. Также чрезвычайной ситуаций может явиться война или угроза ее возникновения.
Чрезвычайность ситуации
независимо от ее основы предполагает
и чрезвычайность мер, направленных
на ее скорейшее разрешение. Приемы
и методы управления, оптимальные
в спокойное время, могут оказаться
бесполезными перед лицом серьезного
кризиса. В чрезвычайных ситуациях
наряду с проявлениями мужества, самопожертвования,
стойкости проявляется и
Кроме чрезвычайных ситуаций
у государства и общества есть
определенные сферы жизнедеятельности,
требующие повышенного внимания
и особенностей регулирования. Они
могут быть обусловлены разными
причинами: необходимость рационального
использования ограниченных ресурсов,
сохранение уникальных объектов, недопустимость
причинения вреда интересам общества
и государства, обеспечение безопасности
определенных объектов. Такие специфические
сферы обусловливает
В перечисленных выше ситуациях государство и общество заинтересованы в действенных инструментах контроля и воздействия. Таким инструментом являются административно-правовые режимы, которые призваны решить две задачи:
1) недопущение негативных
для общества и государства
последствий, обусловленных
2) в случае возникновения
негативных для общества и
государства последствий