Административное право как отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти

Содержание

ТЕМА 1. Административное право как отрасль права РФ последняя
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие и метод административного права 5
Глава 2. Система и источники административного права 13
Глава 3. Место административного права в правовой системе россии 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 1. Административное право как отрасль права РФ последняя.docx

— 74.30 Кб (Скачать документ)

     Иногда  регулируются сходные имущественные  отношения, но разными методами правового  регулирования. Гражданское право  регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон (на началах договора), а административное – их неравенством (одностороннее предписание).

     Аналогично  решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

     Многие  трудовые отношения возникают на основе односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях будущей работы. Такой акт требуется и для прекращения трудовых отношений, и для юридического оформления субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (отпуск, выход на пенсию и т.п.).

     Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. Чтобы верно решить вопрос о том, является данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства.

     Финансовое  право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а административное право определяет организацию работы органов, осуществляющих эту деятельность, и их правовой статус 20.

     От  частного права административное право (в частности) и публичное право (в целом) отличает сам принцип  правового регулирования, функции  и метод регулирования. В бытовом  и профессиональном юридическом  правосознании гражданское право противостоит, прежде всего, административному и уголовному. Частное право (помимо гражданского, это еще и трудовое, торговое право) основано на принципе автономии и равенстве участвующих в регулируемых отношениях воль. Отрасли частного права призваны определять соотношение юридически автономных единиц в отношениях между ними, но не с государством. Там, где речь заходит о соотношении двух субъектов, один из которых наделен властными правомочиями, имеются в виду публично-правовые отношения.

     Административно-правовые отношения – это отношения, возникающими между субъектом, наделенным властными полномочиями по отношению к неограниченному кругу субъектов, не состоящих с ним в такого рода отношениях зависимости, и соответствующим субъектом права. Трудовое право регулирует отношения, возникающие между работником и работодателем, т.е. субъектами, находящимися в служебной (трудовой) зависимости один от другого. Договорность трудовых отношений исключена в административно-правовых отношениях именно вследствие отсутствия каких-либо точек соприкосновения между управляющим и управляемым. Диалог между ними невозможен.

     Многие  отрасли права, в настоящее время  признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права, поскольку основывали свое правовое регулирование на сходных приемах и способах, совмещаемых в глобальном понятии «метод административного права». В настоящий момент предмет указанных отраслей оформился в достаточно обособленную область общественных отношений, совокупность принципов регулирования и способов воздействия на общественные отношения приобрела устойчивость и характерную специфику, что и привело к выделению подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: финансовое, земельное, экологическое, аграрное, предпринимательское, таможенное, банковское и т.п.

     Таким образом, кроме того, имеется связь  и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и  другими отраслями. Эта связь, в  частности, состоит в том, что  в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права. Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения. Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Развитие  административного права России прошло длительный исторический путь развития. Истории развития административного права было свойственны определенные процессы государственно-правовых явлений. Отсюда следует, что административное право в целом вне государственно-правовых явлений не существовало.

     Административное  право – это одно из важнейших  отраслей права. При помощи административного  права государство регулирует систему  общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

     Административное  право – это важная отрасль  права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно – юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

     Административное  право является системой правовых принципов  и норм, которые специфическим  образом действуют в сфере  государственного управления (организации  и функционирования исполнительной власти) и регулируют отношения, складывающиеся в процессе осуществления управленческой деятельности (понятие, функции, задачи, принципы, формы и методы управления, правовые акты, административные решения и пр.), административного процесса («позитивного» и административно-юрисдикционного) и формирования организационной структуры управления (федеральные органы государственного управления, министерства, государственные комитеты, федеральные службы, государственные должности, государственные должности государственной службы, ведомства, отделы, управления и пр.). Указанные институты и нормы входят в Общую часть современного административного права. Юридическая же регламентация управленческой деятельности при помощи специфических административно-правовых средств и инструментов в различных отраслях и сферах управления и установления ответственности за неправомерное поведение субъектов управления должна считаться Особенной частью административного права.

     Если  административное право как отрасль  права, система юридических норм регулирует действия разных субъектов, то наука административного права  изучает, анализирует, систематизирует  нормы, выявляет их роль. Итоги научных исследований отражаются не в нормах административного права, а в научных выводах, классификациях, предложениях. Формами реализации научных достижений являются научные доклады, статьи, книги 21.

     Административно-правовая доктрина тесно связана с другими  ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения  и понятия, выводы и предложения  общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. В исследовании правовых институтов административное право как сравнительно молодая наука опирается на достижения более старых, более специализированных наук. Так, в решении вопросов административной ответственности используются положения науки уголовного права, вопросов метода регулирования, административного договора – науки гражданского права, вопросов административного процесса – наук уголовного и гражданского процессов. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права. Следует также упомянуть о полезном взаимодействии административно-правовых исследований с исследованиями по трудовому, семейному праву и другим отраслям юридической науки.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы.
  1. Конституция Российской Федерации.
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  1. Специальная литература
  1. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений // Под ред. П.И. Кононова. – М. 2005.
  2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М. 2001. – С. 19.
  3. Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права // «Государство и Право». – N11. – 2002.
  4. Бахрах Д.Н. Административное право.- М. 1993.
  5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М. 2004.
  6. Бачило И.Л. Ноздрачев А.Ф., О некоторых актуальных проблемах административного права. – М. 2004.
  7. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права//Государство и право. – 1997.- № 11.
  8. Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права.// «Государство и право». – N10.- 1998.
  9. Бунякин Н. Е. Концепция становления и развития административного права в России.// Монография. – Тамбов, 2002.
  10. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник. – М. 2002.
  11. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. Часть I. – М. 2002.
  12. Ноздрачев А.Ф., Петухов В.Н., Пронина В.С., Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хангельдыев Б.Б. Концепция развития административного законодательства. – М. 2005.
  13. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. – М. 2002.
  14. Овсянко Д.М. Административное право. – М. 1997.
  15. Рыжов В.С. К реформированию понятийного аппарата административного права РФ.// «Право и политика»- № 9.- 2000.
  16. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. – М. 1998.
  17. Туманов Г.А. О некоторых актуальных проблемах административного права. – М. 2006.
  18. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М. 2003.
  19. Хабибулин А.Г. Р.А. Рахимов Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории.// «Государство и право» – № 3.- 1999.

Информация о работе Административное право как отрасль права РФ