Административное правонарушение. Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:47, реферат

Описание

Целью данного исследования является комплексное исследование нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти, определение проблем стоящих перед данным институтом и путей его совершенствования.
Предметом исследования являются структура и содержание административного правонарушения и административной ответственности. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. Административное правонарушение. Административная ответственность 4
1.1. Понятие и основные признаки административного правонарушения 4
1.2. Понятие и основные черты административной ответственности 10
1.3. Понятие административных взысканий и их наложение 15
Заключение 24
Библиография 25

Работа состоит из  1 файл

админ.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

     Существенными особенностями как субъекты административных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия и бездействие, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей, но и за проступки подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

     Известно, что понятие должностного лица содержится только в УК (примечание к ст. 285 УК РФ). Между тем в теории административного  права и в административном законодательстве длительное время использовалось определение должностного лица, отличное от его уголовно-правовой характеристики. Естественно, это создавало как для теории, так и для правоприменителей неоправданные трудности. В настоящее время появилась необходимость унифицировать это понятие и дать единое определение должностного лица как в УК РФ, так и в КоАП РФ.

    Под должностным лицом КоАП РФ5 понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (кроме тех лиц, которые выше отнесены к особым субъектам административных правонарушений).

     Как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие иных юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций, т.е. организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. В случаях, когда нормами КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена ответственность юридических лиц, индивидуальные предприниматели приравниваются к ним и за совершенные административные правонарушения несут ответственность как юридические лица.

     Обладают  определенными особенностями и  такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, их заменяющие. Они несут административную ответственность за злостное невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих несовершеннолетних детей. Например, в связи с потреблением несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача или совершение других правонарушений, в частности, мелкого хулиганства подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица, их заменяющие, могут подвергаться административному штрафу. Тем не менее здесь нет ответственности за чужую вину: родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.

    Субъективная  сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных формах, при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного правонарушения предусмотрена КоАП  РФ (ч. 2 ст. 2.1).

     Иными словами, это означает также, что  вина есть психическое отношение лица к совершенному им противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям6. Вина, следовательно, может проявляться в форме умысла и неосторожности.

     Умышленное  действие или бездействие означает, что лицо совершившее его, сознавало  противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

     Неосторожное  административное правонарушение имеет  место в случае, если лицо, его  совершившее, предвидело возможность  наступления вредных последствий  своего Действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

     В Особенной части KoAП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство правонарушений может  быть совершено в любой форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что они могут быть совершены только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.

     Наряду  с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и  неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и в целях, которые прямо указаны в законе. Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает, в частности, административную ответственность за самовольное использование в корыстных целях электрической либо тепловой энергии. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.

     Только  при наличии состава административного  правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

1.2. Понятие и основные  черты административной  ответственности

 
 

     В механизме обеспечения правопорядка, дисциплины и законности важную роль играет административная ответственность, которая стимулирует к надлежащему выполнению обязанностей, соблюдению установленных правил, способствует предупреждению правонарушений.

     Наряду  с уголовной, гражданской и дисциплинарной, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемых государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

     В теории права юридическая ответственность  понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания7, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойки.

     При наличии юридического факта - административного  правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция  из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание, т.е. в административное взыскание.

     В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие  и т.д.) только административные взыскания выполняют функцию наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности (3.1 КоАП РФ). На основании вышеизложенного следует, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

     Нормы административного права предусматривают  различные виды юридической ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. На основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия, когда к нарушителю норм административного права целесообразно применить меры общественного воздействия.

     Кроме того, ответственность за административное правонарушение предусматривают не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права, в частности трудового, земельного, финансового и др.

     Основанием  для привлечения к ответственности  является правонарушение, то есть такое  деяние (действие или бездействие), которое законодательством признано как вредное или запрещенное.

     Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут  быть административные, дисциплинарные и служебные.

     Нормативными  актами, которыми определяются виды, основания ответственности и меры наказания за правонарушения, а также порядок их применения, являются Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, дисциплинарные уставы и положения о прохождении службы.

     В настоящее время, как указывалось ранее, действует большое количество различных административных правил и норм. Например, правила паспортной системы, правила безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, правила противопожарной безопасности, правила торговли, таможенные правила, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила по технике безопасности и охране труда, пограничного режима, правила воинского учета и другие.

     В большинстве случаев за нарушение  этих правил наступает административная ответственность, которая представляет собой применение мер наказания за административные правонарушения. Нарушение таких правил иногда может повлечь уголовную ответственность виновных в этом правонарушении лиц.

     При этом административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается прежде всего в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и их профилактике, в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения. Вместе с тем она имеет свои особенности.

     Во-первых, административную ответственность  за совершенные административные проступки  устанавливают не только органы законодательной власти (например, принятие федерального закона - Кодекса РФ об административных правонарушениях), но в объеме своих полномочий и компетенции административную ответственность в подзаконных актах могут устанавливать и органы исполнительной власти.

     Во-вторых, наложение административных взысканий  осуществляется специально уполномоченными  органами исполнительной власти, а  в некоторых случаях - судами (судьями). В отличие от дисциплинарной ответственности  здесь нет прямой соподчиненности  между правонарушителем и лицом, уполномоченным налагать административные взыскания за совершенные правонарушения.

     В-третьих, административная ответственность  отличается от других видов юридической  ответственности и по субъектам  ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные и муниципальные служащие, должностные лица, но и юридические лица. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли). К ответственности могут привлекаться лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены ст. 2.3 КоАП РФ. Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения детей, а в связи с ними - за то, что не контролировали их поведение. Должностные лица, работающие в государственных органах, согласно ст. 2.4 КоАП РФ несут ответственность не только за нарушения обязательных правил своими действиями, но и за некоторые правонарушения, которые считаются упущениями по их роду службы. Это административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил, в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, охраны природной среды, здоровья населения, санитарно-эпидемиологических правил и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Специальные субъекты административной ответственности перечислены в ст. ст. 2.4 – 2.6 КоАП РФ. Там же определен порядок привлечения их к административной ответственности. К ним относятся военнослужащие, призванные на сборы военнообязанных, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим срочной службы - и штраф.

Информация о работе Административное правонарушение. Административная ответственность