Административное правонарушение. Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:47, реферат

Описание

Целью данного исследования является комплексное исследование нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти, определение проблем стоящих перед данным институтом и путей его совершенствования.
Предметом исследования являются структура и содержание административного правонарушения и административной ответственности. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. Административное правонарушение. Административная ответственность 4
1.1. Понятие и основные признаки административного правонарушения 4
1.2. Понятие и основные черты административной ответственности 10
1.3. Понятие административных взысканий и их наложение 15
Заключение 24
Библиография 25

Работа состоит из  1 файл

админ.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

     За  совершение мелкого хищения, уклонение  от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям, предусматриваются  исправительные работы, но не административный арест, а за нарушение порядка  организации и проведения массовых акций, совершенных впервые, налагается административный арест, применение же исправительных работ за данное правонарушение исключается.

     Мера  взыскания в виде выдворения за пределы  Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении через государственную границу, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России иностранных граждан и лиц без гражданства. Эта мера принуждения по своей природе, как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, более близка к мерам административного пресечения, чем к мерам административного взыскания, так как эта мера не влечет за собой правовых последствий, вызываемых применением мер административных взысканий.

     Порядку (исполнению постановлений) о наложении  административных взысканий отводится  отдельный раздел КоАП РФ.

     В нем определены основные положения  и требования, подлежащие соблюдению при наложении административных взысканий, не включая при этом вопросы производства об административных правонарушениях.

     В начале сформулированы основные положения  цели и общие правила наложения  взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться  все органы и должностные лица при наложении взысканий за любое административное правонарушение. Эти общие правила призваны обеспечить законность в реализации конкретного факта правонарушения. Взыскания налагаются в пределах, устанавливаемых нормативными актами, предусматривающими ответственность, в точном соответствии с законодательными актами об административных правонарушениях. К числу таких актов относятся КоАП РФ (Особенная часть), федеральные законы, другие нормативно-правовые акты. Нормы, за нарушение которых установлены меры административного взыскания, могут содержаться и в актах субъектов Российской Федерации.

     Административное  взыскание налагается только за умышленное, виновное совершенное административное правонарушение в пределах и порядке, установленных нормой закона. Мера взыскания должна быть наложена в строгом соответствии с нормой правового акта. Субъект административного правонарушения должен быть одновременно и субъектом административной ответственности, то есть лицом, подлежащим административной ответственности (достигшее 16-летнего возраста, вменяемое и др.) Взыскание за административное правонарушение применяется в пределах санкции, предусмотренной за данный проступок. Не допускается применение взысканий выше предусмотренной данной нормой санкции. Например, орган или должностное лицо, решающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве (ст. 4.2 КоАП РФ).

     Административные  взыскания за правонарушения должны налагаться с учетом характера деяния, определяемого объектом посягательства, его последствий, распространенности данного правонарушения и состояния мер борьбы с ним; личности правонарушителя и степени его вины (характеристика с места работы, по месту жительства, умышленное или неосторожное и т. п.); имущественного положения, так как наказание не должно ставить правонарушителя материально в безвыходное положение, а должно предупреждать совершение новых правонарушений, а также не ущемлять материальные интересы членов малообеспеченной семьи. В связи с этим в ст. 4.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность правонарушителя. С учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя лицо, принимающее решение, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Подобное решение в плане ужесточения наказания выше пределов, указанных в норме, орган (лицо) не имеет права принимать.

     В ст. 4.2 КоАП РФ законодатель перечисляет  обстоятельства, смягчающие ответственность  за административные правонарушения. К ним относятся: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до 1 года.

     В ст. 4.3 КоАП РФ приведены обстоятельства, отягчающие ответственность: продолжение  противоправного поведения, несмотря на законное требование уполномоченного лица прекратить его; повторное совершение в течение года однородного проступка, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения: а) лицом, ранее совершавшим преступление; б) группой лиц; в) в условиях стихийного бедствия или при чрезвычайных обстоятельствах; г) в состоянии опьянения.

     Орган (лицо), принимающий решение о  взыскании, в зависимости от обстоятельств  дела может не признать данное обстоятельство отягчающим. Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, законодатель приводит исчерпывающий, в отличие от перечня смягчающих вину обстоятельств, где он открыт для целесообразного использования субъективных факторов по конкретному делу.

     За  одно и то же правонарушение к лицу, его совершившему, можно применять только одно административное взыскание или основное и дополнительное вместе. Однако это не препятствует сочетанию в применении мер административной, дисциплинарной и материальной ответственности, если такое предусмотрено законодательством.

     При совершении нескольких административных правонарушений, совершенных одним  лицом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, за исключением  случаев, когда эти дела рассматриваются  одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение. В этом случае к основному взысканию присоединяется по усмотрению органа (лица), принимающего решение, одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

     Административное  взыскание может быть наложено за правонарушение не позднее двух месяцев  со дня его совершения, а при  длящемся - не позднее двух месяцев  со дня его обнаружения. Такой короткий срок административного производства, по мнению законодателя, повышает оперативность мер воздействия и эффективность самой нормы.

     Особое  место в системе административной ответственности занимает проблема административной ответственности юридических лиц. Она нова и не получила достаточно приемлемого разрешения ни в теории, ни в законодательстве, так как один из признаков административного правонарушения - виновность - весьма не однозначен для коллективного органа.

     Применительно к юридическим лицам термин "административная ответственность" некорректен, здесь уместней применение оборота "ответственность в административном порядке".

     Впервые в Земельном кодексе РСФСР, а  затем и в Законе РСФСР "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства"11 прямо указывается на административную ответственность коллективных образований.

     Ранее административная ответственность  применялась к юридическим лицам  за отдельные правонарушения, например, за уклонение от участия в дорожном строительстве.

     Переход к рыночным отношениям, образование  субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц  в виде штрафа. В ряде случаев введена административная ответственность одновременно как юридических лиц, так и физических.

     Административные  признаки субъекта правонарушения юридического лица чаще определяются в деяниях  должностных лиц и тогда их можно привлекать к ответственности, если такое не усматривается, то привлекается к ответственности юридическое лицо.

 

Заключение

 

     Административное  принуждение, необходимость которого не должна подвергаться сомнению и  в современных условиях (в цивилизованных странах оно наиболее существенно, хотя его цели нередко не соответствуют нашим условиям), является наиболее реальным правовым средством (методом), обеспечивающим соблюдение законности и государственной дисциплины, должное, т.е. соответствующее правопорядку, поведение разнообразных по своим качествам участников управленческих общественных отношений.

      Нормы административного материального  права как правило регулируют правовое положение участников производства, определяют понятие административного  правонарушения, нормы административного процессуального права регулируют ход, развитие, процедуру действий различного рода субъектов административной юрисдикции, в том числе при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

     Кроме выше указанного необходимо разработать и принять административное процессуальное законодательство, которое устанавливало бы процедуру рассмотрения и разрешения различных видов дел об административных правонарушениях.

 

Библиография

   Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., Юристъ, 2003.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г., подписанный Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 г. – М., Юристъ, 2002.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 г., подписанный Президентом Российской Федерации 8 января 1997 г.  – М., Юристъ, 2000.
  5. Таможенный кодекс РФ. // Ведомости. 1993. Мв 31. Ст. 1224.
  6. Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека", принятый Государственной Думой 25 декабря 1996 г., подписанный Президентом

   Научная литература

  1. Агапов А.Б. Административное право. Учебный курс. М., Статут, 2005. 
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1999.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002.
  4. Алехин А.П., Кармолицкйй А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации. -М., 2006.
  5. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных
  6. Телегин А.С. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. - М., 2007.

Информация о работе Административное правонарушение. Административная ответственность