Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, реферат
Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.
1. Административно-правовой
статус государственных и
Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.
Органом управления организации является администрация. Это может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначаемый орган, либо орган, которому коллектив работников делегировал право по управлению организацией. Администрация осуществляет управленческие функции внутри организации в пределах предоставленных ей полномочий. Это полномочия по организации работы трудового коллектива, обеспечению трудовой и государственной дисциплины.
Вопросы деятельности, полномочий организаций являются в разных аспектах предметом изучения ряда отраслей российского права: административного, гражданского, финансового, трудового и др.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организаций, содержатся в Гражданском кодексе (ГК), федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»6, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).
Для правильной и всесторонней характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности важное значение имеет их классификация. Она проводится по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, а также по подчиненности или подведомственности1.
По цели своей деятельности
организации подразделяются на коммерческие
и некоммерческие. Согласно п. 1 ст. 50
ГК, коммерческими считаются
Коммерческие организации
могут создаваться в форме
хозяйственных товариществ и
обществ, производственных кооперативов,
государственных и
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Новой формой некоммерческих организаций являются ассоциации, указанные в наименовании Федерального закона от 17 декабря 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации». Они создаются в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации, совершенствования методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений и повышения уровня жизни населения.
Породу деятельности (назначению) различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).
По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).
Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения. Государственные предприятия и учреждения по масштабу и значению своей деятельности могут быть федеральными, субъектов Федерации и местными - районного, городского, поселкового и сельского значения1.
Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это - выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.
Государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два вида: 1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК); 2) основанные на праве оперативного управления, которые создаются в виде федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).
Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают существенным объемом оперативно-производственной самостоятельности. Они самостоятельно планируют свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые ими хозяйственные договоры. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые хозяйственные связи; развиваются различные формы посреднических отношений через биржи, брокерские конторы и др. Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях - по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.
Учреждением признается
организация, созданная собственником
для осуществления
Государственные учреждения,
как и государственные
Что касается муниципальных предприятий и учреждений, то ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с органами исполнительной власти разных уровней определен Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указами Президента от 25 мая 1998 г. «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления», от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и некоторыми другими правовыми актами.
Органы местного самоуправления
вправе создавать предприятия, учреждения
и организации для
Органы местного самоуправления
непосредственно управляют жили
Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Их долг - создавать благоприятные условия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления. Но они не и праве устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Каждый вид названных организаций имеет свои особенности, касающиеся вида и структуры принадлежащего им имущества, порядка образования организаций, полномочий органов управления ими, а также внутриорганизационных и внешних административно-правовых отношений.
Все коммерческие и некоммерческие организации обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правовой режим природопользования, правила безопасности, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное и налоговое законодательство и т.д.
Уполномоченные
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января
2. Гражданский кодекс Российской Федерации ( часть 2) от 26 января 1996г. № 14 ФЗ ( в последней ред. ФЗ от 14.06.2012 № 78 Фз) //Собрание законодательства РФ. 1997. №21. Ст.388; 2011. №337 Ст.446.
3. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 02.07.2010 №152-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2002. №48. Ст.4746; 2010. №27.Ст.3436.
4. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006г. №174-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 08.05.2010 №83-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2006. №34. Ст.4626; 2010. №19. Ст.2291.
5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 19.05.2010 №88-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. №33. Ст. 3431; 2010. №21. Ст.2526.
6. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. №128-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 31.05.2010 №109-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. №33. Ст. 3431; 2010. №23. Ст.2791.
7. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 27.07.2010 №191-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2008. №52 (ч.1). Ст.6249; 2010. №23. Ст.2791.
8. Постановление Правительства РФ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» от 3 декабря 2004г. №739 (в последней ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 №499) //Собрание законодательства РФ. 2004. №50. Ст.5074; 2010. №2. Ст.234.
Материалы судебной практики
1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 г.) // Российская газета. 2012. 31 июля.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.2008. №2.
3. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2001 г. № Ф04/717-111/А70-2001 // Ведомости 2002. 25 марта.
4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ «Взыскание понесенных унитарным предприятием расходов, связанных с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения.» от 8 августа 2007 г. N 9417/07 // Российская газета. 2007. 20 августа.
Научная литература
1. Ершов В. Правовой статус и виды производственных кооперативов // Российский бухгалтер. 2010. № 4. – С.45.
2. Залесский В.В. Перспективы права собственности // Журнал российского права. 2010. № 1. - С.69.
3. Занковский С.С. Предпринимательские договоры. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - С.511.
4. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов - М.: Норма, 2011. - С.68.
5. Коканов Б.А. К вопросу о толковании понятия «порядок создания юридического лица» // Современная наука. 2010. № 2. - С.67.
6. Нечаева Е.Г. Социальное государство: основные направления деятельности // Право и государство. 2010. № 5. - С.55.