Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, реферат

Описание

Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Работа состоит из  1 файл

домашка.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)


1. Административно-правовой  статус государственных и негосударственных  предприятий и учреждений

 

Участниками (сторонами) административно-правовых отношений  являются различные по своему правовому  положению организации, создающие  материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Органом управления организации  является администрация. Это может  быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и  коллективный (совет директоров, правление, дирекция) или другой назначаемый  орган, либо орган, которому коллектив работников делегировал право по управлению организацией. Администрация осуществляет управленческие функции внутри организации в пределах предоставленных ей полномочий. Это полномочия по организации работы трудового коллектива, обеспечению трудовой и государственной дисциплины.

Вопросы деятельности, полномочий организаций являются в разных аспектах предметом изучения ряда отраслей российского  права: административного, гражданского, финансового, трудового и др.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организаций, содержатся в Гражданском кодексе (ГК), федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»6, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях» и в иных нормативных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).

Для правильной и всесторонней характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности важное значение имеет их классификация. Она проводится по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, а также по подчиненности или подведомственности1.

По цели своей деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Согласно п. 1 ст. 50 ГК, коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими - не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации  могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; некоммерческие - в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и обладают правами юридического лица.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Новой формой некоммерческих организаций являются ассоциации, указанные в наименовании Федерального закона от 17 декабря 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации». Они создаются в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Федерации, совершенствования методов управления хозяйствующими субъектами в условиях рыночных отношений и повышения уровня жизни населения.

Породу деятельности (назначению) различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.).

По видам собственности  организации подразделяются на государственные  и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Разновидностями организаций  являются предприятия и учреждения. Государственные предприятия и  учреждения по масштабу и значению своей деятельности могут быть федеральными, субъектов Федерации и местными - районного, городского, поселкового и сельского значения1.

Законодательство о  предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это - выражение юридического равенства  всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России. Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Государственные предприятия  в зависимости от правового режима их имущества подразделяются на два  вида: 1) основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК); 2) основанные на праве  оперативного управления, которые создаются  в виде федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).

Государственные унитарные  предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, обладают существенным объемом  оперативно-производственной самостоятельности. Они самостоятельно планируют свою деятельность и перспективы развития. Основу планов составляют заключаемые ими хозяйственные договоры. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые хозяйственные связи; развиваются различные формы посреднических отношений через биржи, брокерские конторы и др. Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в предусмотренных законодательством случаях - по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.

Учреждением признается организация, созданная собственником  для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций1. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности. Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в Федеральных законах «Об образовании»1, «О науке и государственно-научной практике», Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации и др.

Государственные учреждения, как и государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.

Что касается муниципальных  предприятий и учреждений, то ряд  вопросов их правового положения, взаимоотношений  с органами исполнительной власти разных уровней определен Федеральным  законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указами Президента от 25 мая 1998 г. «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления», от 15 октября 1999 г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» и некоторыми другими правовыми актами.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Их долг - создавать благоприятные условия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления. Но они не и праве устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Каждый вид названных  организаций имеет свои особенности, касающиеся вида и структуры принадлежащего им имущества, порядка образования организаций, полномочий органов управления ими, а также внутриорганизационных и внешних административно-правовых отношений.

Все коммерческие и некоммерческие организации обязаны соблюдать  законодательство об охране окружающей среды, правовой режим природопользования, правила безопасности, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное и налоговое законодательство и т.д.

Уполномоченные государственные  органы осуществляют контроль за соблюдением  ими соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, в частности привлекать эти организации к административной ответственности в случаях, предусмотренных законом.

 

 

 

 

 

 

Библиографический  список

 

Нормативно-правовые акты

 

 1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января

2. Гражданский кодекс Российской Федерации ( часть 2) от 26 января 1996г. № 14 ФЗ ( в последней ред. ФЗ от 14.06.2012 № 78 Фз) //Собрание законодательства РФ. 1997. №21. Ст.388; 2011. №337 Ст.446.

3. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября  2002г. №161-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 02.07.2010 №152-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2002.  №48. Ст.4746; 2010. №27.Ст.3436.

4. Федеральный закон  «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006г. №174-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 08.05.2010 №83-ФЗ)  //Собрание законодательства РФ. 2006.  №34. Ст.4626; 2010. №19. Ст.2291.

5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. №129-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 19.05.2010 №88-ФЗ)  //Собрание законодательства РФ. 2001. №33. Ст. 3431; 2010. №21. Ст.2526.

6. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. №128-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 31.05.2010 №109-ФЗ)  //Собрание законодательства РФ. 2001. №33. Ст. 3431; 2010. №23. Ст.2791.

7. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 27.07.2010 №191-ФЗ)  //Собрание законодательства РФ. 2008. №52 (ч.1). Ст.6249; 2010. №23. Ст.2791.

8. Постановление Правительства РФ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» от 3 декабря 2004г. №739 (в последней ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 №499) //Собрание законодательства РФ. 2004. №50. Ст.5074; 2010. №2. Ст.234.

 

Материалы судебной практики

 

1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2012 г.) // Российская газета. 2012. 31 июля.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.2008. №2.

3. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2001 г. № Ф04/717-111/А70-2001 // Ведомости  2002. 25 марта.

4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ «Взыскание понесенных унитарным предприятием расходов, связанных с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате отопления и горячего водоснабжения.» от 8 августа 2007 г. N 9417/07 // Российская газета. 2007. 20 августа.

 

Научная литература

 

1. Ершов В. Правовой статус и виды производственных кооперативов // Российский бухгалтер. 2010. № 4. – С.45.

2. Залесский В.В. Перспективы права собственности // Журнал российского права. 2010. № 1. - С.69.

3. Занковский С.С. Предпринимательские договоры. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - С.511.

4. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов - М.: Норма, 2011. - С.68.

5. Коканов Б.А. К вопросу о толковании понятия «порядок создания юридического лица» // Современная наука. 2010. № 2. -  С.67.

6. Нечаева Е.Г. Социальное государство: основные направления деятельности // Право и государство.  2010. № 5. - С.55.

Информация о работе Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений