Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, реферат

Описание

Участниками (сторонами) административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Работа состоит из  1 файл

домашка.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

7. Новоселова Л. Новые положения законодательства об ООО: причины изменений и последствия // Хозяйство и право. 2011. № 3. - С.115.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Административно-правовые  формы реализации исполнительной  власти

В административно-правовой литературе уделяется значительное внимание выявлению и характеристике административно-правовых форм реализации исполнительной деятельности (государственного управления).

Все это вполне объяснимо и объективно необходимо. Во-первых, конституционно установленное  разделение властей обусловливает  не только функциональную определенность каждой из трех ветвей единой государственной власти. Она исходит одновременно из объективной необходимости оснащения каждой из названных ветвей власти, в том числе исполнительной власти, соответствующим, наиболее эффективным и пригодным в условиях функционирования данной ветви власти организационно-правовым механизмом1.

Под формой государственного управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его  компетенции и вызывающее определенные последствия. Как видим, данное определение не дает развернутой и дифференцированной характеристики этого понятия. Нередко высказывается мнение, что формы государственно-управленческой деятельности надо понимать в широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов (должностных лиц) действий, включая и те, которые не носят прямого юридического воздействия.

Таким образом, говоря о формах управления, необходимо учитывать, что они могут выступать  в роли:

а) форм реализации исполнительной власти;

б) форм внутриорганизационной  работы1.

Главенствующее  значение, естественно, принадлежит  первым, так как именно в них  свое внешнее выражение получает сама исполнительная власть и соответствующие  ей юридически-властные полномочия, реализуемые в отношениях с объектами управления. Внешнеюридическое воздействие -- признак формы управления в ее собственном смысле. Внутриорганизационные действия выражаются за рамками непосредственного управляющего воздействия.

Исходя из сказанного представляется целесообразным более широкое определение административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти и иных субъектов административного права, общественных объединений, государственных служащих и др. Это как совокупность действий и правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений, правил и т.п.

В систематизированном  виде совокупность рассматриваемых  форм выглядит следующим образом: принятие нормативных правовых актов, издание  индивидуальных (административных) актов, заключение договоров, осуществление организационных действий выполнение материально-технических операций.

Наиболее  распространенным и обоснованным является подразделение административно-правовых форм на правовые и неправовые. Как  правило, различия между ними проводятся по характеру вызываемых ими последствий. Для правовых форм характерно то, что они всегда влекут за тобой четко выраженные юридические последствия (например, издание акта о назначении лица на государственную должность, составление протокола об административном правонарушении и т.п.). В этом проявляется их роль в реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически-властных полномочий.

Правовые  формы всегда влекут за собой чётко выраженные юридические последствия, а потому они и в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления. Речь идёт о любых внешне выраженных действиях соответствующих субъектов исполнительной власти, совершение которых непременно влечёт за собой наступление определённых правовых последствий. Они являются административно-правовыми формами в собственном смысле, т. е. формами реализации исполнительной власти, составляющих её содержание юридически-властных полномочий. Это, прежде всего, правовые акты.

Неправовые  формы прямых юридических последствий  не влекут.

Например, это  проведение семинаров, совещаний, инструктивных  сборов, обработка получаемой информации и т.п., т.е. осуществление различного рода организационных действий либо материально-технических операций (экспедиция, транспорт, охрана и т.п.).

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Они различаются по кругу разрешаемых  с их помощью вопросов и порядку  принятия. Постановления являются, как правило, нормативно-правовыми актами и отражают основные вопросы компетенции Правительства, принимаются на его заседаниях в коллегиальном порядке. Распоряжения - ненормативные акты, носят оперативный характер и адресованы узкому кругу исполнителей.

Конституционные формулы Правительства РФ, осуществляющего исполнительную власть РФ, по действующей Конституции РФ предопределяют роль и содержание их актов.

Характерными признаками правительственных актов являются1:

а) отражение многопрофильности  деятельности, межотраслевой характер;

б) высшая мера нормативности  в системе исполнительной власти;

в) прямая связь с законом  и строгая подзаконность акта;

г) общеобязательность действия на всей территории РФ;

д) парное существование  актов-постановлений, утверждающих Положения и иные общенормативные документы.

Согласно ст. 115 Конституции  РФ для постановлений и распоряжений федерального Правительства характерны следующие свойства1:

а) "привязка" их к  своему субъекту - Правительству;

б) обеспечение их исполнения;

в) обязательность к исполнению в РФ;

г) возможность отмены Президентом в случае их противоречия Конституции, законам и указам.

Принципы построения органов исполнительной власти предполагают, что федеральные органы исполнительной власти, правительства республик, главы администраций других субъектов Федерации, нижестоящих звеньев действуют на основе актов Правительства РФ. На практике, однако, данное положение не всегда адекватно отражается в конституциях и уставах субъектов Федерации и в деятельности их исполнительных органов.

Содержание постановлений  и распоряжений Правительства РФ в решающей мере определяется объемом  и характером его компетенции. С  помощью этих актов регулируются, во-первых, основные сферы государственной, экономической и социально-культурной жизни. Во-вторых, устанавливаются общие нормы для всех органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, граждан. В-третьих, формируется нормативно-правовая основа для издания других правовых актов в системе исполнительной власти. В-четвертых, вводятся общие правовые режимы.

Высокая мера нормативности  актов Правительства отчетливо  выражается в таких актах, как  положения. В них содержатся определенный порядок деятельности организаций  и учреждений, должностных лиц  и граждан в той или иной сфере. Нередко утверждаются "правила", "порядок", вводящие устойчивый порядок с правилами для разных категорий субъектов права.

Акты  Правительства составляют верхний слой пирамиды актов всех звеньев исполнительной власти, которые издают свои акты в соответствии с решениями федерального Правительства.

Таким образом, правовые формы Правительства РФ представлены ст. 115 Конституции РФ, согласно которой, Правительство РФ издает постановления  и распоряжения на основании и  во исполнение Конституции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента РФ и обеспечивает их выполнение.

Следует что форма управленческой деятельности может быть названа правовой только в том случае, если в действиях, совершаемых субъектом исполнительной власти, отчетливо проявляется характерное для государственного управления юридическое волеизъявление данного субъекта. Именно в этом суть правовых форм реализации исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (в посл. ред. ФКЗ от 02.06.2009 №2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 1994. №13. Ст.1447; 2009. №23. Ст.2754.

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ (в последней ред. ФКЗ от 22.07.2010 №4-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 1997. №51. Ст.5712;  2010. №30. Ст.3984.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. №138-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 23.07.2010 №178-ФЗ)  //Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532; Российская газета. 2010. 27 июля.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 30.04.2010 №69-ФЗ)  //Собрание законодательства. 2002. №30. Ст. 3012; 2010. №18. Ст.2145.

 5. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 22.10.1999 №185-ФЗ)  //Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. №43. Ст.5124.

 

Материалы судебной практики

 

1. Приказ ФСТ России «О приостановлении рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса» от 15 марта 2012г. № 673-э //

Российская газета 2012. 30 марта.

2. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ «О признание недействительным постановления органа исполнительной власти о безвозмездном отчуждении государственного имущества в собственность некоммерческой организации как противоречащего требованиям действующего законодательства» от 16 ноября 2007 г. № 14241/07 // Бюллетень Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. №2.

 

 Научная литература

 

 

 1. Алёхин, П.В. Административное право РФ / Под ред. П.В. Алёхина. - М.: Зерцало, 2010 – С.425.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М: Омега-Л., 2011. – С.360.

3. Игнатюк Н.А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. - М: Монография. 2010. – С.137.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник - М.: Изд.-во Норма, 2010 – С.293.

5. Теория правовой системы общества/ Под ред. В.Н. Карташова. - Ярославль: МЦФЭР, 2011. – С.190.

1 Шокотько М.А. Некоторые аспекты определения правового режима имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности // Право и жизнь. - 2009. № 118. – С.35.

1  Нечаева Е.Г. Социальное государство: основные направления деятельности // Право и государство.  2010. № 5. – С.40.

1 Гражданское право. Учебник. Ч. I. / Под ред. Толстого Ю.К.  и А.П. Сергеева - СПб.: Изд.-во Питер, 2009. - С.55-57. 

1 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. - М.: «Проспект», 2005. – С.79.

1 Чиркин В.Н. Государственное управление: Учебник для вузов. - М.: Изд.-во Норма, 2010. – С.55.

1  Конин, Н.М. Российское административное право. / Курс лекций . - М.: Юрист, 2009. – С.77.

1 Салищева Н. Г. Механизм защиты прав  гражданина в сфере исполнительной власти // Общая теория прав человека. – 2011. №57. – С.66.


Информация о работе Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений