Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, реферат
Целью данной работы является попытка проведения комплексного правового анализа нормативно – правовой базы, регламентирующих природу общественных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, выработка научной концепции административно-правового режима недропользования и экологии РФ, их понятия, сущности, системы административно-правовых механизмов обеспечения для выявления имеющихся пробелов и коллизий и выработки предложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение административно-правового статуса органа власти, правового статуса и разобрать компетенцию исполнительных органов власти;
- рассмотреть обзор нормативно- правовой базы, регламентирующий порядок организации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- рассмотреть элементы правового статуса Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- проанализировать структуру, принципы и полномочия Министерства природных ресурсов и экологии.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Административно-правовой статус органа исполнительной власти …………………………………………………………………………….7
Глава 2. Обзор нормативно-правовой базы регламентирующей порядок организации деятельности министерства природных ресурсов и экологии…………………………………………………………………………..11
Глава 3. Элементы правового статуса министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………..17
3.1. Структура министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………….17
3.2. Полномочия министерства природных ресурсов экологии………………………………………………………………………….22
Глава 4. Анализ выявленных административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования…………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы …………………………………………….36
Приложение 1. Структура центрального аппарата министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации……………………………… …38
Приложение 2. Судебная практика……………………………………………..39
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административно-правовой статус
органа исполнительной
власти …………………………………………………………………………….
Глава 2. Обзор нормативно-правовой
базы регламентирующей порядок организации
деятельности министерства природных
ресурсов и экологии…………………………………………………………
Глава 3. Элементы
правового статуса министерства
природных ресурсов и экологии……………………………………………………
3.1. Структура министерства природных ресурсов
и экологии…………………………………………………………
3.2. Полномочия министерства природных
ресурсов экологии…………………………………………………………
Глава 4. Анализ выявленных
административных правонарушений в
области охраны окружающей среды
и природопользования…………………………
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы …………………………………………….36
Приложение 1. Структура центрального аппарата министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации……………………………… …38
Приложение 2. Судебная практика……………………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Управление в сфере экологии и природных ресурсов является одним из важных сфер государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст. 9 Конституции РФ).
Богатство недр являются достоянием не только настоящего, но и будущих поколений россиян. Это должно учитываться при проведении государственной политики, в функционировании органов исполнительной власти в сфере недропользования и совершенствования законодательства о недрах в качестве одной из основных целей, быть ориентиром в определении баланса текущего потребления минеральных ресурсов и создания ресурсов для обеспечения потребностей будущих поколений.
Государственная политика, управление и контроль в этой сфере должны строиться с учетом конечности и ограниченности минеральных ресурсов, и, как представляется, иметь два взаимодополняющих вектора развития. С одной стороны, они должны обеспечить максимально полную и комплексную отработку уже открытых месторождений полезных ископаемых. С другой – быть направленными на гарантированность прочих позиций России в данной сфере в будущем. Реализация этих стратегических целей должна выражаться во вложении государственных инвестиций в геологическое изучение недр континентального шельфа Российской Федерации, богатых минимально- сырьевыми ресурсами, активном участии в деятельности по изучению и освоению минеральных ресурсов Мирового океана, создании для этих целей технико-технологических средств, разработки полезных ископаемых. Вопросы рационального использования и охраны недр стали одними из главных не только с точки зрения внутренних функций государства, но и приобрели международный характер.
В этой связи перед наукой административного права встали проблемы поиска новых реформ и методов государственного воздействия и регулирования отношений в сфере недропользования. Значимость полезных ископаемых требуют установления особых правовых и организационных основ режима их геологического изучения, разведки и добычи, направленных на удовлетворение потребностей населения, укрепление экономики Российской Федерации в краткосрочной и среднесрочной перспективе, обеспечение стабильности социальных отношений в национальной безопасности.
Становление режима использования полезных ископаемых в России прошло несколько достаточно противоречивых исторических этапов и насчитывает на одно столетие. Анализ основных источников права в этой сфере показывает, что развитие этой отрасли во многом было зависимо от проводимой государственной государством политики. Уже во времена ПетраI стало очевидно, - что обеспечения социально-экономического благополучия России большое значение имеют минерально-сырьевые ресурсы, и были выработаны государственно-правовые механизмы регулирования и контроля в сфере использования недр.
В настоящее время перед наукой административного права стоят проблемы поиска правовых и организационных мер, направленных на создание механизмов и правовых основ взаимоотношений между государством и инвесторами. Необходим поиск путей и средств, направленных на обеспечение долгосрочных публичных интересов в использовании недр, установления административно-правовых режимов геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых как основы жизни и деятельности народов России.
В числе проблем, требующих теоретического анализа и научного поиска путей их решения, такие как: допустимость и пределы применения диспозитивных методов правового регулирования в отношениях недропользования; определение круга и статуса субъективного состава пользователей недр; выявление критериев определения объемов и приобретенности бюджетных средств в геологическом изучении недр; выработка правовых основ и принципов построения внутрифедеративных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых; выявление правового режима участков недр, создание систем форм и методов государственного администрирования.
Отмеченные обстоятельства
свидетельствуют об актуальности научной
и практической значимости проблемы
административно- правового регулирования
отношений в сфере
Научная разработанность темы. В научной литературе исследование этой темы получило должное развитие. Имеется множество работ, посвященных проблемам недропользования и экологии, среди которых можно выделить труды О.С.Колобасова, В.Н. Кокина, О.И. Крассова.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экологии и государственного управления, контроля за геологическим изучением, разведкой и добычей полезных ископаемых на территории Российской Федерации.
Предметом выступают административно-правовые нормы в сфере недропользования, условия и порядок предоставления субъектам права на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на территории РФ и ее континентальном шлейфе, формы и методы обеспечения интересов государства и национально-сырьевой безопасности.
Целью данной работы является попытка проведения комплексного правового анализа нормативно – правовой базы, регламентирующих природу общественных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, выработка научной концепции административно-правового режима недропользования и экологии РФ, их понятия, сущности, системы административно-правовых механизмов обеспечения для выявления имеющихся пробелов и коллизий и выработки предложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение
административно-правового
- рассмотреть обзор нормативно- правовой базы, регламентирующий порядок организации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- рассмотреть элементы
правового статуса
- проанализировать структуру, принципы и полномочия Министерства природных ресурсов и экологии.
Методология исследования. В работе над настоящим исследованием автор использует научные методы познания общественных явлений и процессов: системно - функциональный, сравнительно – правовой, программно- целевой, формально – юридический и другие подходы.
Структуру работы. Работа состоит из введения, четырех глав, объединяющих трех параграфов, библиографии и приложения.
Глава 1. Административно – правовой статус органа
исполнительной власти
В научной литературе достаточно хорошо дано понятие органа
исполнительной власти. По мнению,
Алехиной А.П.: «Под органом исполнительной
власти как ветви государственной власти
следует понимать политические учреждение,
созданное для участия в осуществлении
функций этой власти и наделенное в этих
целях полномочиями государственно-властного
характера»1. Макарейко Н.В. считает, что: «Орган
исполнительной власти – государственное
учреждение, обладающее самостоятельностью,
структурной организацией, наделенное
государственно-властными полномочиями
исполнительно-
Орган исполнительной власти является учреждением обособленным:
- организационно. Он не входит в состав, какой – либо иной организации, не является ее структурным подразделением;
- функционально. Его
главное назначение –
- юридически. Данный орган
имеет свою компетенцию,
Необходимо уяснить, что орган исполнительной власти – всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполнительной власти. Сказанное косвенно подтверждается тем, что правовые акты не отождествляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». Различие между ними отражено, например, в Федеральном законе « Об основах государственной службы в РФ», где говорится о должностях органов государственной власти и других государственных органов, в определении Конституционного суда РФ от 29 мая 1997 года, по смыслу которого указанные понятия являются нетождественными.
Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной или иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Положения Конституции РФ относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и пока еще с ненадлежащей полнотой.
Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы числом общих позиций:
- органы исполнительной власти получили значительные возможности на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставление главам администраций и краев, областей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов исполнительной власти;
- взаимодействие органов исполнительной и судебной власти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.);
- достаточно обширны и разнообразны отношения органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конкретных функций, например, по вопросам материально – технического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.
В соответствие с законодательством органы исполнительной власти обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Самостоятельны только в своей сфере деятельности.
Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя на этот счет не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.
При этом под компетенцией органа государственного управления понимается «система полномочий этого органа по осуществлению государственной власти… она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции… применительно к этим объектам»4.
Во всей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими. Компетенция любого органа исполнительной власти, как достаточно сложное организационно – юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента:
- цели и задачи деятельности органа;
- обеспечивающие решение этих задач функций управления;
- полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ними управленческих функций;
- организационные и правовые формы и методы деятельности.
Глава 2. Обзор нормативно- правовой базы регламентирующей порядок деятельности министерства природных ресурсов и экологии
Информация о работе Административно-правовой статус исполнительного органа власти