Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:17, реферат
Целью данной работы является попытка проведения комплексного правового анализа нормативно – правовой базы, регламентирующих природу общественных отношений в сфере геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, выработка научной концепции административно-правового режима недропользования и экологии РФ, их понятия, сущности, системы административно-правовых механизмов обеспечения для выявления имеющихся пробелов и коллизий и выработки предложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение административно-правового статуса органа власти, правового статуса и разобрать компетенцию исполнительных органов власти;
- рассмотреть обзор нормативно- правовой базы, регламентирующий порядок организации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- рассмотреть элементы правового статуса Министерства природных ресурсов и экологии РФ;
- проанализировать структуру, принципы и полномочия Министерства природных ресурсов и экологии.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Административно-правовой статус органа исполнительной власти …………………………………………………………………………….7
Глава 2. Обзор нормативно-правовой базы регламентирующей порядок организации деятельности министерства природных ресурсов и экологии…………………………………………………………………………..11
Глава 3. Элементы правового статуса министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………..17
3.1. Структура министерства природных ресурсов и экологии………………………………………………………………………….17
3.2. Полномочия министерства природных ресурсов экологии………………………………………………………………………….22
Глава 4. Анализ выявленных административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования…………………………..28
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список используемой литературы …………………………………………….36
Приложение 1. Структура центрального аппарата министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации……………………………… …38
Приложение 2. Судебная практика……………………………………………..39
Следует заметить, что линия на реализацию идеи о функциональном разделении органов управления выдерживалась не строго. Так, агентство "Роснедвижимость", управлявшее земельными ресурсами, наряду с правоприменительными функциями было наделено и надзорными, а агентство "Росрыболовство" вообще обладает всеми тремя видами функциональных полномочий.
В целом существующую структуру органов государственного управления природными ресурсами России можно охарактеризовать как громоздкую, внутренне противоречивую и малоэффективную. В таком виде она совершенно не соответствует той первостепенной роли, которую природные ресурсы играют в экономике страны. Эту структуру нужно, безусловно, упростить, сделав ее значительно более четкой и дееспособной. Самым оптимальным решением данной проблемы явилось бы, по нашему убеждению, образование по примеру "Росрыболовства" нескольких независимых друг от друга органов управления в статусе федеральных агентств или служб, несущих полную ответственность за соответствующий тип природных ресурсов, наделенных всеми функциональными полномочиями и подчиненных непосредственно Правительству РФ.
Министерство природных ресурсов и экологии российской федерации возглавляет министр (с 9 марта 2004 года министром природных ресурсов РФ является Юрий Петрович Трутнев), назначаемый и освобождаемый от должности президентом российской федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в сфере природопользования и экологии. Министру природных ресурсов разрешено иметь до пяти заместителей, назначенных на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ, в том числе статс-секретаря – заместителя министра, а так же в структуре центрального аппарата – до 9 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.01.2010 №31, от 01.03.2010 № 107).
Структурные элементы Министерства природных ресурсов и экологии:
- Федеральная служба
по надзору в сфере
- Федеральное агентство по недропользованию. Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования;
- Федеральное агентство водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов;
- Федеральная служба по гидрометеологии и мониторингу окружающей среды. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.
3.2. Полномочия министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
Для осуществления своих функций министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации наделено широким кругом полномочий: в нормативно – правовом акте содержится порядка 90 пунктов и допунктов, определяющих права и обязанности органа.
Необходимо выделить такие полномочия как:
- осуществление и охрана находившимися в ведение министерства природных ресурсов и экологии РФ государственными природными ресурсами;
- издание правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
- проведение совещаний, а так же участие в научных конференциях по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
Исходя из перечня функций возложенных на орган, можно выделить полномочия в сфере природопользования и экологии. К первым, на мой взгляд, относятся полномочия:
- координировать деятельность исполнительных органов государственной власти России по вопросам государственного недропользования;
- запрашивать и получать отчет о деятельности иных нижестоящих органов власти в сфере недропользования;
Ко вторым следует отнести полномочия:
- давать письменные
разъяснения по вопросам
- согласовывать действия о защите и охране окружающей среды.
Государственное управление
природопользованием и охраной
окружающей среды строится на основе ряда специфических
принципов: законности управления; комплексного
(всестороннего) подхода к решению вопросов
природопользования и охраны окружающей
среды; сочетания организации как бассейнового,
так и административно-
Функции управления определяются как закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъекта либо группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В целом же в эколого-правовой литературе по своему содержанию функции государственного экологического управления разделяются, как правило, на две группы. Первая включает в себя нормотворческую, разрешительную, координационную, контрольную функции, а также планирование, информационное обеспечение иных органов власти, всех заинтересованных субъектов, обеспечение соблюдения законодательства, в том числе в установленных законом случаях путем привлечения виновных к ответственности и применения санкций. Во вторую группу относят: установление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду ("законное загрязнение" окружающей среды и размещение отходов в пределах установленных лимитов и сверхлимитные), установление квот и лимитов использования природных ресурсов, предоставление и прекращение права природопользования.
К методам государственного экологического управления относятся как собственно управленческие в виде обязательных предписаний, запретов (например, приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), так и экономические (создание материальной заинтересованности в надлежащем экологическом поведении), идеологические (агитация, воспитание, образование и т.п.) в виде рекомендаций, санкционирования, разрешения, согласования. Принципы государственного экологического управления, соответственно, являются, с одной стороны, составной частью общих экологических принципов, с другой - подсистемой принципов управления в целом. Поэтому изменение структур, задач, функций и полномочий органов государственного экологического управления как результат организационно-правовой реформы наиболее противоречиво и труднее всего поддается объективной оценке. Роль государственного управления определяется статусом государственных органов, которые, в отличие от граждан и хозяйствующих субъектов, обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Ряд функций государственного экологического управления в соответствии с текущим законодательством отнесен к компетенции органов местного самоуправления. Такое деление применимо и к существующей в настоящее время в Российской Федерации системе органов государственного экологического управления. Например, ст. 18 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" к его полномочиям в сфере природопользования и охраны окружающей среды отнесено: обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы, а также координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, согласно которому: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.
Российская Федерация является федеративным государством, в состав которого входят субъекты РФ, неоднородные с точки зрения природно-географических особенностей, наличия на территориях природных ресурсов и объектов негативного воздействия на окружающую среду. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов в соответствии со ст. 72 Конституции России. МПР и экологии РФ осуществляет надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений.
Исходя из сложности, многоплановости и недостатка финансирования, обеспечение взаимодействие Российской Федерации и ее субъектов по вопросам в области охраны окружающей среды и природопользования является одной из важнейших эколого-управленческих задач.
Глава 4. Анализ выявленных административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования
Под экологическим правонарушением или правонарушением в области окружающей среды и природопользования, понимается виновное противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы экологического законодательства и причиняющее вред либо угрозу причинения вреда окружающей природной среде и здоровью человека. Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за совершение административных правонарушений, в том числе экологических правонарушений. Этот вид юридической ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер взыскания за совершение экологического правонарушения.
Одной из наиболее распрастранненых мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа не только зависит от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 000 рублей; для должностных лиц - 50 000 рублей; для юридических лиц – 1 000 000 рублей.
Основной перечень экологических правонарушений представлен в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), он довольно широк. Часть из них регулируется статьями главы 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», а также статьями главы 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».
Кроме того, глава 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» содержит статьи о невыполнении законных требований и воспрепятствовании осуществлению полномочий должностных лиц.
Информация о работе Административно-правовой статус исполнительного органа власти