Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:35, реферат
Цель курсовой работы состоит в проведении исследования административно-правового статуса религиозных объединений в нашей стране.
Указанной целью обусловлены постановка и решение следующих задач:
- рассмотреть процесс становления отечественного законодательства, регламентирующего административно-правовой статус религиозных объединений;
- проанализировать современную модель отношений государства и религиозных объединений;
- выявить проблемы конституционного законодательства о религии и религиозных организациях;
ведение
1 Понятие и содержание административно-правового статуса
религиозных объединений в Российской Федерации.
1.1 Понятие религиозного объединения как субъекта
административного права России
1.2 Административно-правовой статус религиозных организаций
2 Конституционные проблемы законодательства о религии
и религиозных организациях
2.1 Светское государство и религиозные организации
2.2 Проблемы конституционного законодательства о религии
и религиозных организациях
Заключение
Список использованной литературы
Это
надо подчеркнуть
особо, потому что
в советской правовой
и атеистической
литературе основной
политико-правовой гарантией
свободы совести
считалось отделение
церкви от государства
и школы от церкви.
Недаром в Конституции
СССР 1977 г. указанные
положения были объединены
в одной ст. 52. Подобная
точка зрения представляется
не совсем верной, поскольку
она оставляет
без внимания другие
задачи отделения
господствующей конфессии
от государства, в
частности, обеспечение
суверенитета последнего.
Не отрицая значения
акта отделения бывшей
государственной
конфессии от государства
для защиты прав граждан,
все-таки думается, что
подобное мероприятие
прежде всего необходимо
для формирования
светского характера
государства. И уже
опосредованно, превратившись
в один из принципов
государственно-
Недопонимание
взаимосвязи и
взаимозависимости
рассматриваемых
категорий привело
к тому, что ряд
постсоветских законодателей
упомянули о принципе
отделенности религиозных
организаций от государства
только в текущих
законах, создав тем
самым основание
для его умаления.
А поскольку во
многих бывших союзных
республиках конституции
принимались позже
законов о свободе
совести (вероисповедания)
и религиозных
объединениях, это
обстоятельство позволяет
трактовать принцип
отделенности как
устаревший, как своего
рода политический и
юридический пережиток
советского подхода.
Такие высказывания,
например, можно услышать
из уст православных
иерархов, руководящих
деятелей других конфессий,
мечтающих о придании
последним статуса
государственных
в тех или республиках.11 Лупар
В Российской Федерации, наоборот, создан разрыв между общей характеристикой своего государства, изложенной в ст. 1 Конституции 1993 г., и определением последнего как светского в ее ст. 14. В результате светскость выглядит второстепенным качеством российского государства. Стоит ли после этого удивляться многочисленным странностям в его политике по религиозному вопросу, фактически превратившим православие в особую пригосударственную конфессию.
На наш взгляд, наиболее оптимальное соотношение между государственной светскостью, принципом отделенности религиозных организаций и свободой мировоззренческих убеждений личности найдено в Конституции Республики Таджикистан 1994 г. В ее ст. 1 светскость обозначена как неотъемлемая часть общей комплексной характеристики, создающей единую политико-правовую модель государства. Зато положение об отделенности от него религиозных организаций вынесено в отдельную ст. 8 раздела «Основы конституционного строя» и увязано со статусом других общественных объединений. Потому в указанной статье таджикской Конституции выглядят вполне логичными как положение о том, что, что «ни одна идеология, в том числе религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной», так и запрет на создание любых формирований, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду. Что касается свободы мировоззренческих убеждений, ее гарантирует ст. 26 Конституции, и уже без употребления термина «свобода совести».11 Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. - М.: Про-Пресс. - 2003. - С. 123.
Кроме
правильной расстановки
акцентов в «религиозном»
блоке конституционных
положений насущной
проблемой во всех
бывших союзных республиках
остается полное закрепление
основных принципов
взаимоотношений
светского государства
с религиозными организациями.
На практике вольные
трактовки сущности
такого государства
способствуют недооценке
и даже грубому
нарушению его
принципов. Чтобы
исключить это, представляется
целесообразным одну
из статей в разделе
«Основы конституционного
строя» всех основных
законов посвятить
государственно-
Для обеспечения незыблемости светского идеала государства еще очень важно защитить указанные конституционные принципы административно-правовыми и уголовно-правовыми мерами. Нельзя забывать, что посягательства на постулаты светского государства есть посягательства на его конституционный строй. Пока же отсутствие в уголовных кодексах бывших союзных республик соответствующих составов преступлений мешает правоохранительным органам пресекать посягательства на конституционные принципы, в том числе бороться с отдельными идеологическими формами религиозного экстремизма.
Острой теоретической и практической проблемой во всех бывших союзных республиках остается точное понимание и адекватное изложение свободы мировоззренческих убеждений личности.11 Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях. // «Религия и право». - 2004. - № 4. - С. 35.
Ее конституционные формулировки на этот счет тоже чрезвычайно разнообразны. Основной закон Казахстана, например, в ст. 22 закрепляет право каждого на свободу совести, но не содержит объяснения последней. По существу, толкование такой свободы отдано на откуп чиновникам. То же самое можно сказать и про молдавскую Конституцию, в ст. 31 которой сказано: «Свобода совести гарантируется. Она должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения». Основные законы Российской Федерации (ст. 28) и Азербайджана (ст. 37) гарантируют право каждого на свободу совести и вероисповедания, что сразу ставит вопрос о соотношении «свободы совести» и «свободы вероисповедания». На Украине, где ст. 55 Конституции, гласит о праве каждого на свободу мировоззрения и вероисповедания, такой вопрос тоже возникает.
Общей
для всех бывших союзных
республик тенденцией
является сведение свободы
мировоззренческих
убеждений личности
лишь к свободе
исповедования религии.
В лучшем случае конституции
кое-где говорят
о возможности
индивидов самостоятельно
определять отношение
к религии или
не исповедовать ее.
Но ни в одной постсоветской
конституции не говорится
о праве личности
на атеистические
убеждения, хотя неисповедование
религии и атеизм -
это далеко не равнозначные
вещи. Отсутствие такого
права не только создает
предпосылки для
ущемления законных
интересов их носителей,
но и формирует
неточное представление
о всем спектре
мировоззренческих
ориентаций общества.
Недаром православные
иерархи в России
все славянское население
считают своими приверженцами.
А муфтии Таджикистана,
Туркмении, Узбекистана,
Киргизии, Казахстана
трактуют эти государства
как мусульманские,
поскольку мусульманами
они определяют всех
людей восточных
национальностей. Подобные
преувеличения в
дальнейшем подогревают
политические амбиции
руководителей крупнейших
конфессий, что чревато
различными посягательствами
на суверенитет и
компетенцию государства.11 Овс
Конечно, за последние полтора десятилетия религиозность населения во всех бывших союзных республиках заметно увеличилась, чему в немалой степени способствовали политика глав постсоветских суверенных государств в религиозном вопросе, их попытки использовать те или иные конфессии для укрепления своего положения и авторитета. Однако параллельно возросло и такое явление, как религиозный экстремизм, ибо вместе с общим ростом числа верующих расширилось число приверженцев крайних мер в деле распространения влияния той или иной конфессии. Да и идеологи религиозного экстремизма обоснованно почуяли за политическими маневрами светских руководителей слабость государственной власти.
Надо прямо сказать, что трогательная забота государственных деятелей о «своих» религиях, государственное финансирование строительства культовых зданий, уступки отдельным конфессиям в сфере образования серьезно подрывают основы светского характера государства, сужают его социальную базу. Хотя прочность государственной светскости, особенно в многонациональной и многоконфессиональной стране, может гарантировать только безрелигиозное большинство населения, придерживающегося научно-материалистического мировоззрения. Атеизм, как система взглядов, опровергающих религиозные догматы, по своей сути нацелен на формирование у людей именно такого мировоззрения. Однако, как ни парадоксально, но именно атеизм влачит сейчас полулегальное существование; постсоветские государства, провозгласившие себя светскими, больше пекутся не о нем, а о религиозном воспитании населения, укрепляя тем самым позиции клерикалов и религиозных экстремистов.11 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.А. Туманова. - М.: Юристъ, 2000. - С. 318.
Таким образом, укрепление социальной базы светского государства отнюдь не означает возврата к политике государственного атеизма. Атеизм и религия должны быть равно удалены от государства, считающего себя светским. Только при таком подходе, когда атеизм и религия будут взаимно ограничивать друг друга, возникнет оптимальный мировоззренческий баланс в обществе, ликвидирующий предпосылки политизации крупнейших конфессий и увеличение роли экстремистских элементов в них.
Заключение
Таким
образом, в курсовой
работе осуществлена
теоретическая разработка
основных положений
концепции административно-
Проведенное исследование позволило сделать нам следующие выводы:
-
авторское определение
религиозного объединения,
под которым понимается
добровольное, негосударственное,
некоммерческое объединение
индивидов, законно
реализующих право
на свободу совести,
обладающее общими
и специальными
признаками. Данное
определение отражает
правовую природу
религиозных объединений,
являющихся, с одной
стороны, свободными
коллективными образованиями,
а с другой - воплощающих
признанное в международно-
-
административно-правовой
статус религиозных
организаций - это
комплексная категория,
включающая в себя
следующие элементы,
выделяющиеся по
признаку этапности
деятельности религиозного
объединения: административно-
- в административно-правовой сфере религиозные объединения являются субъектами как внешних, так и внутренних административных правоотношений, взаимодействуя с государственными органами и гражданами, как входящими, так и не входящими в состав указанных объединений;
-
в конституциях
всех бывших союзных
республик содержится
ряд статей, так
или иначе касающихся
религии. Их положения
в совокупности
образуют нормативную
основу и теоретико-
- в целях совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями представляется целесообразным Правительству Российской Федерации разработать и принять положение, которое определит формы взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями в целях наиболее эффективной реализации права граждан на свободу совести;
- контроль органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений должен основываться на принципах системного, комплексного подхода, поэтому в целях совершенствования контроля органов исполнительной власти за деятельностью религиозных объединений необходимо уточнение правового статуса субъектов контроля, а также четкое разграничение компетенции каждого из элементов данной системы.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.96г. № 20, 10.02.96г. № 173, 09.06.01г. № 679, ФКЗ от 25.07.03г. № 841// Российская газета 25 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Введен в действие с
01.03.1996г. Федеральным законом «О введении в действие части
второй гражданского кодекса РФ» от 26.01.1996г. №15-ФЗ, с измен. от
24.10.1997г. №133-ФЗ,от 17.12.1999г. №213-ФЗ // СЗ 2002.
3. Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2000 года)”// Российская газета, N 206, 19.10.99;N 147, 01.08.2000.
Информация о работе Административно-правовой статус религиозных организаций