Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:59, контрольная работа
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть
Административная правосубъектность индивидуальных субъектов.7
Административно-правовой статус гражданина………………….... ..16
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………..19
Способы защиты прав граждан………………………………………… .21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29
3) активная
деятельность самих граждан,
права. Учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.
В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам, либо обращается за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.
Основной
гарантией прав граждан является
деятельность существующих в стране специальных
организационно-правовых институтов.
Они функционируют как по своей инициативе,
так и в связи с поступлением к ним обращений
(заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию
последних им оказывают юридическую помощь
коллегии адвокатов. Участие адвокатов
в уголовном и гражданском процессах закреплено
рядом законов и широко практикуется в
нашей стране. Намного хуже обстоит дело
в административном процессе.
представляет интересы доверителя в органах
государственной власти, судах и правоохранительных
органах иностранных государств, международных
судебных органах, негосударственных
органах иностранных государств, если
иное не установлено законодательством
иностранных государств, уставными документами
международных судебных органов и иных
международных организаций или международными
договорами Российской Федерации;
участвует в качестве представителя доверителя
в исполнительном производстве. …»
По поручению гражданина адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных, земельных и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению, адвокатура крайне редко включается в административный процесс.
Ежегодно
в государственные и
Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан следует поделить на два типа:
1) административные,
т. е. рассматриваемые во
административном процессе;
2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осуществления
правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства.
Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.
Здесь необходимо сделать несколько пояснений.
Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений, например, о взыскании алиментов, возмещении ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.
Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название —судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:
— на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;
— по делам частного обвинения;
— кассационные.
Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.
Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными, причины которых различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.
Право на жалобу является средством защиты прав и средством укрепления
законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.
Наряду с названными формами индивидуальной защиты гражданином своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги, собрания, пикеты) и др.
Право граждан на защиту значительно расширено в 90-х годах. Конституцией РФ закреплено право на международно-правовую защиту, установлен институт уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности судебного обжалования, возникли новые правозащитные организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регламентируется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами по вопросам статуса гражданина. В состав правового статуса гражданина многие авторы включают различные элементы: права, обязанности, ответственность, правоспособность, гарантии. В науке нет единого мнения по определению правового статуса личности.
Глава 5 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях является первой по счету главой Особенной части Кодекса (его раздела II), ее название - "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". В этом ее первостепенное место в числе других глав Особенной части.
К правам и свободам граждан, об ответственности за нарушение которых идет речь в рассматриваемой гл. 5 Кодекса, относятся: права граждан на участие в выборах и референдумах (ст. 5.1-5.25), право на свободу совести и
вероисповедания (ст. 5.26), трудовые права граждан (ст. 5.27-5.34, 5.40),
права несовершеннолетних (ст. 5.35-5.37), право на проведение собраний,
митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 5.38), право на
получение информации (ст. 5.39), право на социальную помощь при погребении (ст. 5.41), права инвалидов (ст. 5.42-5.43) и право на социальное страхование (ст. 5.44). Почти все права из приведенного перечня относятся к ряду основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных ст. 32, 28, 37, 31, 24, 39 и другими статьями Конституции РФ. Это лишний раз подчеркивает значимость данных общественных отношений, охраняемых нормами административной ответственности.
Можно предполагать, что обновленный с принятием КоАП РФ правовой механизм защиты прав граждан путем привлечения виновных лиц к административной ответственности будет работать более четко и слаженно, чем раньше.
Для укрепления административно-правового статуса гражданина важное значение имеет идея Кодекса о том, что единственным источником законодательства об административной ответственности (по аналогии с уголовным законодательством) является закон (ст. 1.1). Этим исключается возможность установления административной ответственности указами Президента Российской Федерации, президентов республик, актами государственных органов исполнительной власти — Правительства РФ, правительств республик и других субъектов Федерации, руководителей местных администраций. Повышение уровня правового регулирования безусловно должно способствовать усилению гарантий прав граждан, привлекаемых к административной ответственности.
Список используемой литературы
1) Конституция Российской Федерации
2) Административный
Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)
3) ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве
Российской Федерации", Положение о
порядке рассмотрения вопросов гражданства
РФ, утвержденным Указом Президента РФ
от 14 ноября 2002 г.
4) ФЗ РФ "О психиатрической помощи
и гарантиях прав граждан при ее оказании".
7) Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.
8) Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник.- "Юстицинформ", 2007 г.
9) Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.
10) www.base.garant.ru (информационно-правовой портал «Гарант»)
11) www.notariat.ru (федеральная нотариальная палата)
12) www.lawtoday.ru («Закон сегодня» информационный образовательный юридический портал)
Информация о работе Административно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан