Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:12, контрольная работа
Административное право является одной из главных отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административного процесса 4
1.1. Понятие и основные черты административного процесса 4
1.2. Принципы административного процесса 8
Глава 2. Субъекты административного процесса 10
Глава 3. Структура и стадии административного процесса 12
Глава 4. Административно-процессуальные нормы и отношения 13
Заключение 15
Литература 17
Контрольная
работа
«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ПРОЦЕСС»
Содержание
№№ | Наименование раздела | Стр. |
Введение | 3 | |
Глава 1. | Общая характеристика административного процесса | 4 |
1.1. | Понятие и основные
черты административного |
4 |
1.2. | Принципы административного процесса | 8 |
Глава 2. | Субъекты административного процесса | 10 |
Глава 3. | Структура и стадии административного процесса | 12 |
Глава 4. | Административно-процессуальные нормы и отношения | 13 |
Заключение | 15 | |
Литература | 17 |
Введение.
Административное право является одной из главных отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, деятельности исполнительных органов и многих других. Административное право характеризуется широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.
Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, охраняют урегулированные правом общественные отношения, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и проводимым реформам.
Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.
Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами.
В ходе правового регулирования государством
общественных отношений происходит последовательная
смена юридических явлений, т. е. движение
их от состояния разработки и принятия
правовых норм до состояния упорядоченности
на основе этих норм отдельных сторон
жизни общества. Это движение, смена юридических
состояний происходит в результате совершения
государством и другими субъектами общественных
отношений последовательных волевых действий,
направленных на достижение определенных
правовых результатов для себя и на упорядочение
жизни общества в целом. Совокупность
всех этих действий представляет собой
административный процесс.
Глава 1 Общая характеристика административного процесса.
1.1
Понятие и основные
черты административного
процесса.
С
юридических позиций процесс
своим назначением имеет
Административный процесс предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов, предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.
Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.
При характеристике административного процесса, прежде всего, необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании, а также органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.). (6,с.109-110)
Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуальной деятельности. Его суть заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные. Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают свое выражение, прежде всего и главным образом в процессуальной форме.
Административный процесс следует рассматривать
как порядок разрешения индивидуально-конкретных
дел в сфере государственного управления
исполнительно-
Характерные черты административного
процесса состоят в следующем: административный
процесс связан с государственным управлением
в узком смысле. Однако в содержание административного
процесса включается не вся управленческая
деятельность исполнительно-распорядительных
органов государственной власти, а лишь
ее чисто юридические виды, реализуемые
в правовых формах; административный процесс
связан с материальным административным
правом. Эта связь выражается в том, что
в ходе реализации задач административного
процесса, происходит разрешение индивидуально
конкретных дел, возникающих в сфере государственного
управления. Основанием административно-процессуальной
деятельности являются именно индивидуальные
дела. Решить индивидуально конкретное
дело — значит, применить соответствующую
норму материального права к данному случаю,
возможность возникновения которого предусматривается
этой нормой (например, по факту совершения
административного правонарушения или
дисциплинарного проступка, по факту выдачи
разрешения на совершение определенного
вида деятельности, по факту обжалования
неправомерных действий должностных лиц
и т. п.). Разрешение подобных индивидуальных
дел и составляет основу административного
процесса.
Применение норм административного права - очень многообразная и обширная деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, административный процесс осуществляется там. где у компетентного органа государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат.
Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного права.
Границы
административно-процессуальной деятельности
определяются рамками административного
процесса и разрешают не все индивидуальные
дела, а только определенные, на которые
распространяется установленный административно-
Административный процесс не относится к числу административно-правовых форм государственного управления, так как поглощается по своему юридическому содержанию такой формой, как издание индивидуальных правовых актов.
Применение
норм административного права
Административный
процесс - это не только определенная
процедура применения соответствующих
норм права в сфере государственного управления,
но и деятельность, в ходе которой возникают
отношения, регулируемые нормами административно-
Таким
образом, административный процесс, подобно
процессам гражданскому и уголовному,
состоит из двух элементов, в равной степени
регулируемых нормами административно-
Признаки административного процесса:
• Результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
Таким
образом, административный процесс - это
осуществляемая в процессуальной форме
деятельность исполнительных органов
публичной власти (государственной и муниципальной)
и их должностных лиц по созданию правовой
базы для реализации законов, а также регулируемая
процессуальными нормами их деятельность
по реализации всей совокупности правовых
норм. Которые регулируют взаимоотношения
этих органов и должностных лиц с иными
субъектами управленческих общественных
отношений (причем взаимоотношения как
негативного, спорного характера, так
и позитивного характера, т.е. не связанного
с конфликтом). (3, стр189)
1.2 Принципы административного процесса.
Административный процесс базируется на общих принципах государственного управления.
Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса (уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права.
Принцип гласности процесса. Этот принцип предполагает ознакомление широких слоев граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т. д.. что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел. Он предполагает открытое рассмотрение административных дел, проведение процесса в нерабочее время, нередко по месту работы, жительства или учебы правонарушителя.