Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа
В работе мы, прежде всего, дадим определение понятию «административный процесс», опишем его основные черты, перечислим его принципы, дадим характеристику субъектам административного процесса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика административного процесса………………...5
1.1Понятие и основные черты административного процесса………………….5
1.2Принципы административного процесса…………………………………...14
Глава 2 Субъекты административного процесса……………………………...17
2.1 Понятие субъекта административного процесса………………………….17
2.2 Граждане как субъекты административного процесса……………………21
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного процесса…………………………………………………………………………..23
2.4 Предприятия и учреждения как субъекты административного процесса.25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литература………………………………………………29
Применение норм административного права - очень многообразная и обширная деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат.
Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного права.
Административный процесс не относится
к числу административно-
Применение норм административного
права осуществляется в порядке,
урегулированном нормами
Административный процесс - это
не только определенная процедура применения
соответствующих норм права в
сфере государственного управления,
но и деятельность, в ходе которой
возникают отношения, регулируемые
нормами административно-
Таким образом, административный процесс,
подобно процессам гражданскому
и уголовному, состоит из двух элементов,
в равной степени регулируемых нормами
административно-
Являясь ограниченной частью управленческой
деятельности, административный процесс
базируется на общих принципах
Принцип законности. Важнейший из
принципов любого процесса (уголовного,
административного и
Принцип гласности процесса. Этот
принцип предполагает ознакомление
широких слоев граждан с
Принцип процессуального равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит свое отражение в закреплении определенного правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определенного вида правовых отношений.
Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности.
Принцип компетентности. Он означает
то, что далеко не все субъекты исполнительной
власти наделены полномочиями административно-
Принцип охраны интересов государства
и личности означает необходимость
надлежащего использования
Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел.
Принцип экономичности выражается
в установлении достаточно сжатых сроков
для осуществления всего
Глава 2 Субъекты административного процесса
2.1 Понятие субъекта
Вопрос о субъектах
Традиционно субъектом административного
права считается физическое или
юридическое лицо (организация), которые
в соответствии с установленными
административным законодательством
нормами участвуют в
Субъект административного права — это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.
Субъекты административного
Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.
В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:
1) в организационно-
2) в управленческом процессе, т.
е. в рамках использования
3) в административном процессе,
т. е. в системе отношений
по поводу обеспечения
4) в административно-деликтном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.
В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.
Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
К индивидуальным субъектам административного
права относятся также
Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
2.2 Граждане как субъекты административного процесса
Гражданин является участником общественных
отношений во многих сферах жизни
общества и государства, в том
числе и в сфере
Административно-правовой статус гражданина
определяется содержанием его
Гражданин, чтобы стать участником
административно-правовых отношений,
должен обладать административной правоспособностью,
т. е. реальной возможностью иметь субъективные
права и выполнять юридические
обязанности, установленные административно-
Так, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. В случаях, определенных указанным Федеральным законом, гражданам может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья, семейному положению и для продолжения образования.