Содержание
Введение
Глава 1 Общая характеристика
административного процесса
Понятие и основные черты
административного
процесса
Принципы административного
процесса
Глава 2 Субъекты административного
процесса
2.1 Понятие субъекта административного
процесса
2.2 Граждане как субъекты административного
процесса
2.3 Органы исполнительной власти
как субъекты административного
процесса
2.4 Предприятия и учреждения
как субъекты административного
процесса
Глава 3 Особенности административно-процессуальных
норм и отношений
3.1 Особенности административно-процессуальных
норм
3.2 Особенности административно-процессуальных
отношений
Заключение
Литература
Введение
Административное право является
одной из главных отраслей
системы российского права. Оно
предназначено для регулирования общественных
отношений в самой многосторонней социальной
сфере - сфере государственного управления,
деятельности исполнительных органов
и многих других. Административное право
характеризуется наибольшей мобильностью
и широкой сферой охвата в отраслях хозяйственного,
социально-культурного и административно-политического
строительства. В этой связи задачи, стоящие
перед административным правом в правовом
регулировании общественных отношений,
весьма обширны и значимы. Нормы административного
права упорядочивают и закрепляют наиболее
целесообразные общественные отношения
в сфере управления, охраняют урегулированные
правом общественные отношения, способствуют
зарождению новых отношений, соответствующих
духу времени и проводимым реформам.
Посредством административно-правовых
норм определяются правовой статус
граждан в сфере управления, правовое
положение государственных органов
исполнительной власти и их
взаимоотношения с гражданами. Нормы
административного права определяют
административно-правовой статус органов
местного самоуправления, общественных
и иных негосударственных объединений,
а также административно-правовой статус
государственных служащих и служащих
негосударственных объединений.
В ходе правового регулирования
государством общественных отношений
происходит последовательная смена юридических
явлений, т. е. движение их от состояния
разработки и принятия правовых норм до
состояния упорядоченности на основе
этих норм отдельных сторон жизни общества.
Это движение, смена юридических состояний
происходит в результате совершения государством
и другими субъектами общественных отношений
последовательных волевых действий, направленных
на достижение определенных правовых
результатов для себя и на упорядочение
жизни общества в целом. Совокупность
всех этих действий представляет собой
административный процесс. Знание сущности
административного процесса особенно
важно как для юристов, так и для всех субъектов
административного процесса, т.к. закон
требует, чтобы соблюдались не только
нормы административного права, но и соблюдалась
процедура разрешения административных
дел. Поэтому целью нашей работы будет
рассмотрение понятия «административный
процесс» и принципов административного
процесса. Для этого мы воспользуемся
учебной, научной и законодательной литературой.
Мы изучим работы таких авторов, как Сорокин
В.Д., Дмитриев Ю.А., Тихомиров Ю.А., Попов
Л.Л, Бахрах Д.Н., Салищева Н.Г.
В работе мы, прежде всего,
дадим определение понятию «административный
процесс», опишем его основные черты,
перечислим его принципы, дадим характеристику
субъектам административного процесса,
остановимся на особенностях административно-процессуальных
норм и отношений.
Глава 1 Общая характеристика административного
процесса
1.1 Понятие и основные черты
административного процесса
С юридических позиций процесс
своим назначением имеет реализацию
норм материального права. Исходя
из данной методологической позиции,
деятельность по реализации материальных
административно-правовых норм можно
рассматривать в качестве административного
процесса. В подобном понимании он предназначен
для того, чтобы обеспечить применение
указанных правовых норм в сфере государственного
управления в целях достижения юридических
результатов, предполагаемых диспозицией
нормы, то есть соответствующих правил
должного поведения.
Данная функция составляет
прерогативу субъектов исполнительной
деятельности, осуществляемой в
процессуальной форме. Именно
в такой форме происходит юридически-властная
реализация задач и функций
исполнительной власти. Но процесс правоприменения
не сводится лишь к обеспечению соблюдения
соответствующих правил поведения (диспозиции).
В равной мере на долю субъектов исполнительной
власти приходится реализация санкций
материальных административно-правовых
норм. Соответственно возможен двоякий
подход к пониманию сущности и назначения
административно-процессуальной деятельности,
а именно: правоприменительный и правоохранительный.
При характеристике административного
процесса, прежде всего, необходимо
учитывать общие качества, присущие
этим двум направлениям его практического
воплощения в повседневной государственно-управленческой
деятельности. Эти качества находятся
в прямой зависимости от основного признака
процесса в его юридическом понимании,
а также органически связаны с определяющими
свойствами деятельности по практической
реализации исполнительной власти. Последние
находят свое выражение в юридической
властности и односторонности волеизъявлений
соответствующих субъектов исполнительной
власти. Административно-процессуальная
деятельность не может осуществляться
вне влияния этих свойств, поскольку она
фактически проявляется как один из элементов,
характеризующих исполнительную власть
в динамике (наряду с формами, методами
ее осуществления и т. п.).(6,с.109-110)
Есть еще одно важное обстоятельство,
без учета которого нельзя
понять сущность административного
процесса и, соответственно, административно-процессуальной
деятельности. Его суть заключается
в том, что реально административно-правовые
отношения всегда воспринимаются
только как процессуальные. Это означает,
что особенности данного вида правовых
отношений получают свое выражение, прежде
всего и главным образом в процессуальной
форме.
При характеристике сущности
и особенностей административного
процесса, необходимо предварительно
определить отношение к терминам «процесс»
и «производство». Это следует сделать
в связи с тем, что в литературе по административному
праву высказаны различные суждения на
этот счет. Так, по мнению Салищевой Н.
Г. , производство - это понятие более широкое,
нежели процесс. Она предлагает различать
административное производство, как процесс
применения административно-правовых
норм, как процесс деятельности исполнительно-распорядительных
органов и административный процесс, как
деятельность по разрешению споров и применению
мер принуждения.
Другая точка зрения состоит
в придании названным терминам
прямо противоположных значений.
Эта позиция представляется более
правильной, ибо она опирается
на существующую законодательную
практику, касающуюся процессов гражданского
и уголовного права. Напомним в связи с
этим, что, например, гражданско-процессуальный
кодекс РФ, регулирующий гражданский процесс,
различает в нем несколько производств.
Аналогичная картина и с уголовным процессом,
который в соответствии с уголовно – процессуальным
кодексом РФ включает ряд производств:
производство в суде первой инстанции;
производство в надзорной инстанции; производство
по делам несовершеннолетних и т. д.
Для административного процесса
нет нужды менять содержание
понятий «процесс» и «производство». Соотношение
названных понятий в принципе сохраняется
как общее и особенное: производство -
часть процесса, процесс - есть совокупность
производств. Таким образом, если производство
- это уже деятельность, связанная с разрешением
определенной, сравнительно узкой группы
однородных дел, скажем дел об административных
нарушениях.(7,с.200-202)
Действующее российское законодательство
и подзаконные административно-правовые
нормы не содержат доброкачественной
юридической основы для того, чтобы
можно было руководствоваться широким
пониманием административного процесса.
Нормативно-правовой материал, существующий
в настоящее время, который позволяет
объединить любые управленческие действия
под эгидой административного процесса;
единые правила совершения таких действий
в большинстве случаев отсутствуют, хотя
значимость их бесспорна. Действительно,
должны существовать общие правила, например,
разработка административно-правовых
актов, как нормативных, так и индивидуальных;
единые правила совершения различного
рода распорядительных действий по реализации
запретов, разрешений, дозволений и прямых
предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных,
регистрационных, координационных и прочих
полномочий, реализуемых субъектами исполнительной
власти. Конечно, такого рода правила существуют,
но они формулируются применительно к
конкретным управленческим действиям
конкретных исполнительных органов, причем
далеко не во всех случаях. Содержаться
они в разрозненных, нескоординированных
правовых актах различного назначения
и различной юридической силы. Господствующим
является ведомственный подход к формированию
такого рода правил. Все это свидетельство
того, что административно-правовое законодательство
в совершенном и универсальном варианте
пока еще отсутствует. Практически речь
идет о различного рода административных
процедурах и соответствующих им административно-процедурных
правилах. Последний административный
кодекс прямо связан с укреплением правовой
базы государственно-управленческой деятельности,
механизмом реализации задач и функций
исполнительной власти.
Таким образом, данный вариант
административно-процессуальной деятельности
можно охарактеризовать как организационно-процедурный.
Он важен для правоустановительной
и правоприменительной функций,
осуществляемых в ходе реализации исполнительной
власти. Иначе говоря, он служит целям
организации повседневной работы исполнительного
аппарата. В силу этого очевиден его широкий
диапазон, не позволяющий получить конкретизированное
представление о его подлинном содержании,
тем более - его типизированное правовое
оформление.
При наличии столь заметно
расходящихся суждений об административном
процессе, становится необходимым
краткий анализ наиболее существенных
свойств процесса, как сложного
правового явления, объединяющего три
составные части, три разновидности - гражданский
административный и уголовный процессы.
То обстоятельство, что упомянутые разновидности
объединяются единым термином «процесс»,
свидетельствует о наличии у них каких-то
общих свойств, в равной мере распространяющихся
на каждый из видов процесса. Однако, как
известно, диалектика общего с необходимостью,
предполагает одновременное существование
его в форме особенного, как считает В.
Д. Сорокин. Следовательно, общее для процесса
как правового явления проявляется в особенном,
свойственном уже для каждого вида процесса
и порождающем его специфические качества.(10,с.121-124)
Рассмотрим: какими же общими
свойствами обладает процесс
как юридическая категория?
Во-первых, взятый в целом, процесс
есть определенное выражение государственно-властной
деятельности. Иначе говоря, процесс -
это специфический способ осуществления
государственной власти. Неразрывная
связь с государством - таково одно из
важнейших свойств процесса. Разумеется,
процесс предполагает участие в его осуществлении
и общественных организаций, однако основу
его составляет деятельность компетентных
государственных органов.
Если перейти от общего
к особенному, то есть к отдельным
видам процесса, то здесь на
первый план выступит тесная связь
всех трех видов процесса с такими формами
деятельности государства, как правосудие
и государственное управление. Связь эта
выражается в том, что правосудие как форма
деятельности государства реализуется
посредством уголовного и гражданского
процессов, государственное управление
- посредством административного процесса.
Форма деятельности государства в данном
случае выступает, как явления первичные
по отношению к соответствующим разновидностям
процесса и, следовательно, особенности
этих форм определяют и особенности тех
или иных видов процесса.
Во-вторых, процесс - это динамическое
понятие, во всех случаях означающее
деятельность соответственных государственных
органов. Каждый вид процесса
- гражданский, уголовный, административный
- представляет собой деятельность определенных
государственно-властных органов, посредством
которой решаются задачи правосудия и
государственного управления. Поскольку
задачи названных форм различны, то и способы
их осуществления посредством тех или
иных видов процесса отличаются определенной
спецификой.
В-третьих, основное свойство
процесса заключается в том,
что это не любая деятельность,
а исключительно юридическая.
Следовательно, имеются основания
рассматривать конкретный вид
процесса как правовое выражение
данной формы деятельности государства.
Правовая природа процесса (гражданского,
уголовного и административного)
выражается прежде всего в
его социальном назначении, в
том чтобы обеспечить реализацию
материальных норм различных
отраслей права. Каждый вид процесса
представляет собой порядок последовательно
осуществляемых действий, имеющих своей
целью практическое претворение в жизнь
норм материального права.
Однако одной юридической
цели еще не достаточно для
полной характеристики правовой
природы процесса. Поскольку любой
вид процесса предназначен для реализации
социальных правил, установленных государством,
материальных правовых норм, постольку
он может быть только юридическим порядком,
ибо иначе реализовать правовую норму
не возможно. Не трудно заметить, что сам
процессуальный порядок деятельности
устанавливается и регулируется при помощи
специальных юридических правил - процессуальных
норм права - гражданско-процессуальных,
уголовно-процессуальных и административно-процессуальных.
В-четвертых, принципиальное значение
имеет и то, что все разновидности процесса
представляют собой юридически результативную
деятельность, посредством которой только
и может быть достигнут, требуемый в ходе
разрешения индивидуально-конкретных
дел, юридический результат.(11,с.213-216)
Таким образом, административный
процесс следует рассматривать
как порядок разрешения индивидуально-конкретных
дел в сфере государственного
управления исполнительно-распорядительными
органами (а в предусмотренных
законом случаях и другими
субъектами), как деятельность, в ходе
осуществления которой возникают общественные
отношения, регулируемые нормами административно-процессуального
права.
Характерные черты административного
процесса состоят в следующем:
административный процесс связан
с государственным управлением в узком
смысле. Однако в содержание административного
процесса включается не вся управленческая
деятельность исполнительно-распорядительных
органов государственной власти, а лишь
ее чисто юридические виды, реализуемые
в правовых формах; административный процесс
связан с материальным административным
правом. Эта связь выражается в том, что
в ходе реализации задач административного
процесса, происходит разрешение индивидуально
конкретных дел, возникающих в сфере государственного
управления. Основанием административно-процессуальной
деятельности являются именно индивидуальные
дела. Решить индивидуально конкретное
дело — значит, применить соответствующую
норму материального права к данному случаю,
возможность возникновения которого предусматривается
этой нормой (например, по факту совершения
административного правонарушения или
дисциплинарного проступка, по факту выдачи
разрешения на совершение определенного
вида деятельности, по факту обжалования
неправомерных действий должностных лиц
и т. п.). Разрешение подобных индивидуальных
дел и составляет основу административного
процесса.