Административно-правовой статус
гражданина определяется содержанием
его административной правосубъектности,
включающей в себя административную правоспособность
и дееспособность.
Гражданин, чтобы стать участником
административно-правовых отношений,
должен обладать административной
правоспособностью, т. е. реальной
возможностью иметь субъективные права
и выполнять юридические обязанности,
установленные административно-правовой
нормой. Административная правоспособность
возникает у граждан с момента рождения
и прекращается со смертью. Она не может
быть отчуждена или передана другому лицу,
но может быть частично или временно ограничена
в случаях, предусмотренных законодательством.
Конкретный объем прав (свобод) и обязанностей
граждан в сфере исполнительной власти
определяется рядом факторов: возрастом,
состоянием здоровья, наличием образования
и др.
Так, согласно Федеральному
закону «О воинской обязанности
и военной службе» решение
о призыве граждан на военную службу
может быть принято только после достижения
ими возраста 18 лет. От призыва на военную
службу освобождаются граждане, признанные
негодными или ограниченно годными к военной
службе по состоянию здоровья. В случаях,
определенных указанным Федеральным законом,
гражданам может быть предоставлена отсрочка
от призыва на военную службу по состоянию
здоровья, семейному положению и для продолжения
образования.
Кодексом об административных
правонарушениях предусмотрена
возможность временного лишения
гражданина права управления транспортным
средством за нарушения Правил дорожного
движения.
Административная дееспособность
представляет собой способность
гражданина своими действиями
приобретать субъективные права
и выполнять возложенные на него
юридические обязанности в сфере реализации
государственного управления. Административная
дееспособность частично наступает с
14 лет — получение паспорта, затем в 16
лет — возможность привлечения к административной
ответственности, и полная — по достижении
гражданином 18 лет.
Например, согласно статье 2.3 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях административной
ответственности подлежит лицо,
достигшее к моменту совершения
административного правонарушения
возраста 16 лет. Вместе с тем, с учетом
конкретных обстоятельств дела и данных
о лице, совершившем административное
правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет,
комиссией по делам несовершеннолетних
и защите их прав указанное лицо может
быть освобождено от административной
ответственности с применением к нему
меры воздействия, предусмотренной федеральным
законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Основаниями ограничения административной
дееспособности являются общие
основания для ограничения дееспособности
в других отраслях права. Так, статьей
2.8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусматривается, что
не подлежит административной ответственности
физическое лицо, которое во время совершения
противоправных действий (бездействия)
находилось в состоянии невменяемости,
т. е. не могло осознавать фактический
характер и противоправность своих действий
(бездействия) либо руководить ими вследствие
хронического психического расстройства,
временного психического расстройства,
слабоумия или иного болезненного состояния
психики.(8,с.78-79)
2.3 Органы исполнительной власти
как субъекты административного
процесс
Управленческая или исполнительная
деятельность представляет собой
основанную на законах реализацию
соответствующими органами государственной
власти функций государства в сферах развития
экономики и культуры, социального обеспечения
и здравоохранении, транспорта и связи,
обеспечения безопасности государства
и охраны общественного порядка, обороны
страны и т. д. При этом необходимо отметить,
что основополагающим принципом государственного
устройства Российской Федерации является
закрепленный в статье 10 Конституции Российской
Федерации принцип разделения властей,
в соответствии с которым государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. В статьях
77, 78, 85, 110 и ряде других статей Конституции
Российской Федерации говорится о субъектном
выражении исполнительной власти, т. е.
о субъектах, в чью компетенцию входит
ее реализация, — органах исполнительной
власти.
Опираясь на понятие исполнительной
власти, законодательство Российской
Федерации вместе с тем не
отказывается от выработанных
административно-правовой теорией
понятий. Следовательно, с точки
зрения теории административного
права органы исполнительной власти осуществляют
государственно-управленческую деятельность
и являются субъектами государственного
управления как одной из форм государственной
деятельности наряду с законодательной
и судебной.
Функционирование органов исполнительной
власти носит непосредственно деятельностный
характер, то есть в процессе его осуществления
непосредственно реализуются функции
государства в различных сферах: политической,
хозяйственной, социальной и др.
Содержание деятельности органов
исполнительной власти заключается в
осуществлении ими определенных задач
и функции путем использования государственно-властных
полномочий, которыми они наделены в соответствии
с законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Задачи, функции и полномочия органа исполнительной
власти образуют компетенцию этого органа.
Реализация принадлежащих этим
органам юридически властных
полномочий осуществляется в
административном порядке. Следовательно,
деятельность органов исполнительной
власти носит государственно-властный
характер и представляет собой единый
процесс, в котором исполнительная и распорядительная
стороны взаимно обусловлены.
Полномочия органов исполнительной
власти заключаются прежде всего
в том, что органы исполнительной
власти в пределах своей компетенции издают
нормативные правовые акты и обеспечивают
их исполнение организационными и юридическими
средствами. Акты органов исполнительной
власти, с одной стороны, подзаконны, т.
е. изданы в соответствии с законом и во
исполнение закона, а с другой стороны
— направлены на регулирование общественных
отношений в сфере деятельности органа
исполнительной власти. Следовательно,
акты органов исполнительной власти носят
исполнительно-распорядительный характер.
Образование, реорганизация и
ликвидация федеральных органов исполнительной
власти осуществляются в соответствии
с законодательством Российской Федерации
Президентом Российской Федерации путем
определения структуры федеральных органов
исполнительной власти.
Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации создаются,
реорганизовываются и ликвидируются в
соответствии с законодательством субъектов
Российской Федерации главами субъектов
Российской Федерации или их законодательными
органами.
Таким образом, органы исполнительной
власти — это создаваемые в системе исполнительной
власти государственные органы, имеющие
определенную законодательными и иными
нормативными правовыми актами компетенцию
(функции и полномочия), направленную на
реализацию законов и иных нормативных
правовых актов в конкретных областях
государственной жизни.(8,с.94-98)
2.4 Предприятия и учреждения
как субъекты административного
процесса
К числу субъектов административного
процесса относятся унитарные
предприятия и учреждения.
Правовое положение данных организаций
как юридических лиц определяется нормами
гражданского права, которые содержатся
в Гражданском кодексе и других гражданско-правовых
актах. Вместе с тем данные организации
играют важную роль в государственном
секторе экономики, под которым понимается
совокупность экономических отношений,
связанных с использованием государственного
имущества. В связи с этим в их деятельности
велика роль государственного управления,
осуществляемого прежде всего Федеральным
агентством по управлению федеральным
имуществом Российской Федерации. Унитарные
предприятия и учреждения вступают в административно-правовые
отношения с органами исполнительной
власти и иными субъектами административного
права, будучи при этом субъектами административного
права.
Унитарным предприятием признается
коммерческая организация, не
наделенная правом собственности
на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного
предприятия является неделимым
и не может быть распределено
по вкладам (долям, паям), в том
числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть
созданы только государственные и муниципальные
предприятия. Примерный устав федерального
государственного унитарного предприятия
утвержден распоряжением Минимущества
России от 25 августа 2005 г. № 205.
Имущество государственного
или муниципального унитарного
предприятия находится, соответственно,
в государственной или муниципальной
собственности и принадлежит
такому предприятию на праве
хозяйственного ведения или оперативного
управления.
Возглавляет унитарное предприятие
руководитель, который назначается
собственником либо уполномоченным
собственником органом и им
подотчетен.
Унитарные предприятия делятся
на два вида:
— унитарные предприятия,
основанные на праве хозяйственного
ведения;
— унитарные предприятия,
основанные на праве оперативного
управления.
Унитарное предприятие, основанное
на праве хозяйственного ведения,
имеет имущество, которое находится
в государственной (муниципальной)
собственности. Предприятие владеет,
пользуется и распоряжается этим имуществом.
Учредительным документом предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, является его устав, утверждаемый
уполномоченным на то государственным
органом или органом местного самоуправления.
Унитарное предприятие, основанное
на праве оперативного управления (федеральное
казенное предприятие) имеет имущество,
находящееся в государственной собственности.
Предприятие владеет и пользуется этим
имуществом в соответствии с целями своей
деятельности и заданиями собственника,
а распоряжается имуществом лишь с согласия
собственника. Учредительным документом
федерального казенного предприятия является
его устав, утверждаемый Правительством
Российской Федерации. Федеральное казенное
предприятие может быть реорганизовано
или ликвидировано по решению Правительства
Российской Федерации.
Учреждением признается организация,
созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого
характера и финансируемая им
полностью или частично.(8,с.125-127)
Глава 3 Особенности административно-процессуальных
норм и отношений
3.1 Особенности административно-процессуальных
норм
Административно-процессуальные
нормы представляют собой разновидность
действующих в нашем обществе
юридических правил поведения людей, установленных
государством. Поэтому они обладают всеми
признаками, которые вообще свойственны
правовой норме.
Процессуальные правовые нормы
тесно связаны с материальными
нормами, что предопределено их
принадлежностью к одной системе права
— российскому праву. Имея много общего
с материальными нормами, процессуальные
нормы заметно от них отличаются. Своеобразие
процессуальных норм заключено в том,
что они обусловлены не только особенностями
социально-правовой среды, но и особенностями
материальных норм той отрасли права,
с которой они наиболее тесно связаны
и потребности которой обслуживают прежде
всего и главным образом. Таким образом,
есть основание говорить о своеобразном
вторичном характере процессуальных норм,
поскольку самое их существование подчинено
общей задаче реализации соответствующих
материальных норм .
Но между материальными и
процессуальными административно-правовыми
нормами существуют и различия.
Наиболее заметные из них состоят
в следующем.
Процессуальные нормы административного
права применяются там, где возникает
необходимость в реализации прежде всего,
материальных административно-правовых
норм, а также материальных норм иных отраслей
российского права. Поэтому для административно-процессуальных
норм отношения, регулируемые материальными
административно-правовыми нормами, являются
главной, но не единственной основой существования.
У административно-процессуальных норм
оказывается более широким предмет их
регулирования. Это положение имеет прямое
отношение к определению объема административно-процессуальной
деятельности.
Несмотря на то, что материальные
и процессуальные административно-правовые
нормы регулируют отношения социально-правовой
среды, возникающие в процессе
функционирования единой системы
исполнительной власти Российской Федерации,
воздействие названных норм на эти отношения
неодинаково. Материальные и процессуальные
административно-правовые нормы регулируют
в некотором роде неодинаковые отношения
либо различные стадии того или иного
управленческого отношения.
Подобно тому, как материальная
норма предшествует в своем
действии реализации процессуальной
нормы, так и материальные отношения
следует рассматривать как предварительное
условие возникновения административно-процессуального
правоотношения.