Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:13, реферат
Именно такой она выступала в философии софистов и философии Сократа
В дальнейшем диалектика получила значение как теория развития, впервые в таком применении она вошла в философии Платона.
В философии Сократа диалектика понимается как искусство, с помощью которого возможно получение истинного знания.
Основные исторические формы диалектики
Категории как основные понятия диалектики
Основные закономерности и законы диалектического развития
Тема: «Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии»
Понятие диалектика применялось в др греции как техника ведения диалога.
Именно такой она выступала в философии софистов и философии Сократа
В дальнейшем диалектика получила значение как теория развития, впервые в таком применении она вошла в философии Платона.
В философии Сократа диалектика понимается как искусство, с помощью которого возможно получение истинного знания.
Он рассматривает 2 момента с помощью которых возможно открытие новых сторон знаний, это маевтика (искусство рождения нового знания) и ирония.
Диалектика как искусство спора развивалось и в средние века
Осн диалектические идеи находятся в трудах Пьера Обеляра, его способ мышления во многом похож на философию Сократа.
Часто основой диалектики являлись схоластические проблемы, которые имели очень относительное отношение к реальной жизни.
Диалектика может пониматься как синоним понятия развития.
3ей исторической формой диалектики явл-ся немецкая классическая философия.
Осн особенностью этого периода явл-ся то, что впервые познание общества истории и человека основано на идеях историзма, т.е. идеи преемственности и развития.
Особое место диалектика занимает в творчестве Гегеля, согласно которому историческое развитие общества явл-ся результатом деятельности абсолютной идеи, которые в виде чистых понятий - предшествие реальной исторической действительности.
Абсолютная идея должна быть завершена
История все лишь реализация задумки абсолютной идеи.
Маркс считал, что диалектика Гегеля это реальное … перевернутое с ног на голову, поэтому он сделал попытку рассмотреть реальные отношения общественно-историч развитии человечества основываясь на идеи реальных целей и задач стоящих перед людьми, основой которых явл-ся в первую очередь материальные отношения. Таким образом, понятие развития в философии Маркса тесно связано с материальным способом произ-ва, люди вырабатывают идеи, теоретическое положение исходя из того, какие практические задачи ставят перед собой.
Осн различие философии марксизма от гегелевского в том, что понятие идеи духа явл-ся в ней производными от реальных жизненных потребностей людей, которые в свою очередь тесно связаны с материальным способом производства.
Недостатком в марксистской философии явл-ся то, что место субъекта личности занимает класс социальная группа, поэтому очень мало разработана субъективная сторона диалектики.
Осн диалектические идеи философии 20 в связаны с разработкой понимания соотношения личности и общества в философии экзистенциализма. Особенно ярко в философии Хайдеггера, Ясперса, Бердяева.
Здесь особое внимание уделяется автономно-личностному началу человека и его независимости общества, как возможности реализации личностного начала.
Диалектика - это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей во взаимодействии противоположных сил, тенденции в процессах изменения и развития.
Диалектика предполагает новую логику, диалектическую логику, как особую…
В философском мышлении о диалектике тесно связано гибкое мышление и понимание подвижного бытия, которое раскрывается с помощью этих приемов, т.е. диалектика делится на объективную и субъективную.
Объективная - независимое от общества человека развитие природы всех процессов окружающего мира в их необходимости, изменчивости и развитии.
Объективная диалектика эта та, что не зависит от нас, скорее мы от нее.
Субъективная диалектика - это возможность выражения в человеческом мышлении законов, закономерностей и причин объективного развития мира.
Субъективная и объективная диалектики тесно взаимосвязаны, поскольку человек не только отражает окр мир и творит его, создавая новые качества отношения , не имеющие прямой аналогии в объективном мире.
Т.е объективная и субъективная взаимосвязаны.
Диалектика это не только теория, но и метод творчества, осмысления новых граней бытия.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений.Она рассматривает всеобщие универсальные связи бытия.
Формы познания сложных противоречивых универсальных связей мира явл-ся категорией диалектики.
Это философские понятия, в которых универсальные связи бытия описываются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике.
Категория не явл-ся застывшими понятиями.
В ходе исторического развития мы познаем новые связи и отношения универсального мира и закрепляем наши знания в новых категориях.
Для диалектики характерно формирование парных категорий, которые отражают полярные стороны явлений и процессов.
Такой характер носят категории причины следствия, случайность необходимость, возможность действительность и другие.
Они выражаются в противоположных, но неразрывно связанных отношениях единства, они переходят друг в друга, постоянно взаимодействуя.
В истории познания выделяются 2 группы категорий.
Это такие категории как единичное общее, единое многое, сходство различия, качество количество, простое сложное, часть целое, конечное бесконечное, форма содержание и другие.
2ая группа категорий
выражает универсальные
Необходимым называется такая однозначная обусловленная связь предметов и явлений, при которой наступления событий – причин обязательно влечет за собой определенные явления-следствия. Случайной называют такую связь причины и следствия, при кот причина основания допускают реализацию любого из возможных вариантов. Случайное событие происходит как результат из некоторых неопределенных, неизвестных причин. Гегель впервые показал, что случайные события не могут быть вызваны только внутренними закономерностями.
Вероятность – мера возможности наступления опр события. Возможность – предпосылка возникновения того или иного процесса, его потенциального существования. Возможность и действительность – это две последовательные ступени развития явлений, их движение от причины к следствию.
Диалектика количественных и качественных изменений.
Граница существования предмета, явления представляет собой единство количество и качества. Качество – определенное количество отношений и связей, характеризует данный предмет. Количество – качество этих отношений. При переходе из одного состояния в другое происходит пере… постепенности или нарушение границы существования предмета.
Качество – целостное интегральная характеристика предмета в системе его связей и отношений с другими предметами. При утрате качественной определенности предемет престает быть собой, приобретает новые черты, кот характеризуют его как принадлежность к другим явлениям
Количество – хар-ка предметов явлений по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах. Такими свойствами, по кот можно сравнивать разнородные предмета – размеры, скорости движения, масса и т.д.
Различные предметы становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству. Связь количества и качества выражается в понятии меры.
Мера – диалектическое единство, или такой интервал колич изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок – переход
Закон единства и борьбы противоположностей
Это внутренние противоположности любого явления и процесса, которые явл-ся предельно крайними местами в шкале отношений этого явления.
Диалектическими противоположностями наз-ся такие стороны и тенденции изменения, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.
Этим противоположностям присуще единство и взаимосвязь.
Отношение между диалектич противоположностями всегда носят динамический характер.
Их взаимное изменение приходит к изменению самого предмета, сторонами которого они явл-ся.
Сложные подвижные отношения
между противоположностями наз-
Диалектич противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита и предполагают друг друга
Диалектические противоречия связаны с глубиной внутренней стороной сущности явлений.
Закон единства и б-бы противоположностей явл-ся ядром всякого развития.
Различаются противоречия творческого хар-ра и антогонизмы, которые явл-ся уничтожением одной из сторон противоречия.
Случайный характер как правило носят антагонизмы.
Развитие всегда происходит как процесс созерцания предшествующих форм, однако такое отрицание предполагает связь этапов развития, при нем включается проединый процесс развития, включающий в себя 1. Деструкцию или уничтожение старой формы. 2) аккумуляция, это частичное сохранение прежнего, преемственности и 3) конструкция создания нового
Реальным аналогом отрицания в природе и обществе служит спиралевидный процесс, сочетающий в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность развития.
Предпосылки формирования философской теории развития явились исторические процессы в развитии истории европейского нового времени именного тогда мир …
Такое понимание историч развития получило название прогресса.
Информация о работе Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии