Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом исследовании вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих, ее сущности и проблем ее применения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие дисциплинарной ответственности;
изучить нормативно-правовую базу дисциплинарной ответственности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание юридической ответственности…………………….........7
Понятие юридической ответственности…………………………………7
Дисциплинарная ответственность как разновидность юридической ответственности………………………………………………………..…12
Глава 2. Характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих………………………………………………………………………...17
2.1. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих……………………………………………………17
2.2. Дисциплинарная ответственность отдельных видов государственной службы…………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список…………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 61.89 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Институт права, социального управления и безопасности 

                         Кафедра теории и истории государства  и права

 

 

 

                          

Курсовая  работа

По дисциплине «Административное право»

на тему: «Дисциплинарная ответственность государственных служащих»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Березкиной  Татьяны Васильевны

студента  заочной формы обучения

группы  ЗСБ-030900-21

специальности «Юриспруденция»

 

Проверил:

к.ю.н., доцент

Игнатов Дмитрий Сергеевич 

 

 

 

 

 

Ижевск 2013г.

План

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Содержание юридической ответственности…………………….........7

    1. Понятие юридической ответственности…………………………………7
    2. Дисциплинарная ответственность как разновидность юридической ответственности………………………………………………………..…12

Глава 2. Характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих………………………………………………………………………...17

2.1. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих……………………………………………………17

2.2. Дисциплинарная  ответственность отдельных видов государственной службы…………………………………………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………34

Библиографический список…………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время государственная  служба является комплексно-публичным, социально-правовым, организационным  институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций  государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных  органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, отдельных государственных  учреждений и организаций или  полномочий лиц, замещающих государственные  должности РФ, учреждаемые Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, и конституционные должности  субъектов Федерации, учреждаемые  конституциями субъектов Федерации.

Сформировались уровни государственной  службы - федеральная государственная  служба и государственная гражданская  служба субъектов Федерации, а также  фактически сложилось разделение федеральной  государственной службы по видам - гражданская  служба, военная служба, служба в  правоохранительных органах. Отдельные  виды федеральной государственной  службы устанавливаются федеральными законами, исходя из функциональных признаков  и особенностей ее прохождения.

Таким образом, различные виды и  уровни государственной службы образуют единую систему государственной  службы.

Государство, возлагая на служащих определенные обязанности и наделяя их соответствующими правами, одновременно устанавливает  ответственность за невыполнение этих обязанностей и незаконное использование  предоставленных прав.

В условиях реформирования и развития системы и структуры государственного управления вопрос ответственности  государственных гражданских служащих приобретает особую актуальность. На эту проблему в своих выступлениях неоднократно указывал в прошлом  Президент Российской Федерации, а  ныне Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев: «вопрос повышения  ответственности начальников за качество и результаты работы давно  назрел. Государственные и муниципальные  служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения  на службе. Их невыполнение должно влечь  дисциплинарную, а в необходимых  случаях и административную, и  уголовную ответственность».1

Дисциплинарная ответственность  государственных служащих является важным средством обеспечения законности и эффективности государственного управления. Не случайно, что в отечественной  науке государственного управления и административного права вопросам дисциплинарного принуждения в  системе государственной службы уделяется достаточно пристальное  внимание.

Укрепление дисциплины, искоренение  коррупции и должностных проступков из сферы государственной службы являются важным элементом административной реформы, проводимой Президентом РФ.

В Указе Президента Российской Федерации  от 10 марта 2009 года № 261 «О федеральной  программе «Реформирование и  развитие системы государственной  службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)»  в качестве обоснования проблемы повышения ответственности подчеркнута  необходимость совершенствования  механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих  принципов служебного поведения. В  качестве ожидаемых результатов  программы обозначена разработка норм служебной профессиональной этики  и правил делового поведения государственных  служащих, средств, обеспечивающих их соблюдение, а также создание и  реализация мер по проверке соблюдения требований к служебному поведению  государственных служащих.2

В науке административного права  укрепилось мнение, что дисциплинарная ответственность является основным видом ответственности государственных  служащих. Действительно, вероятность  применения к государственному служащему  мер дисциплинарной ответственности  заметно выше, чем скажем, мер  административной и тем более  уголовной ответственности.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что одним из важнейших средств обеспечения  дисциплины и законности в сфере  государственной службы является дисциплинарная ответственность. Укрепление уровня исполнительской  и служебной дисциплины в рядах  государственных служащих имеет  первостепенное значение для создания нормальных условий функционирования государственной власти. Неисполнение и ненадлежащее исполнение государственными служащими федеральных законов, указов Президента Российской Федерации  и решений судов не только дискредитирует государственную власть, создает  условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы  граждан, подрывает основы конституционного строя России.

Цель настоящей работы заключается  в комплексном теоретическом  исследовании вопросов дисциплинарной ответственности государственных  служащих, ее сущности и проблем  ее применения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. раскрыть понятие дисциплинарной ответственности;
  2. изучить нормативно-правовую базу дисциплинарной ответственности;

3) выявить основания дисциплинарной  ответственности государственных  служащих, сформулировать понятие,  дать общую характеристику состава  дисциплинарного проступка; 

4) установить особенности дисциплинарной  ответственности отдельных органов  государственной службы, таких как,  гражданская служба, военная служба, служба в правоохранительных  органах;

Нормативную основу курсовой работы составляют: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.), Федеральный закон от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ, Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ, Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",  Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Суда РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1),  Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 года № 613), Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащего», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 и другие нормативно-правовые акты.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды российских ученых, посвященных различным аспектам рассматриваемой проблемы, таких  как М.Н Марченко,  И.Н. Сенякин, М.В Лушникова, А.М Лушников, Д.Н. Бахрах и других. Также применены публикации в периодической печати, освещающие вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Содержание юридической  ответственности.

1.1  Понятие  юридической  ответственности.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами  права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений.

Юридическая ответственность  характеризуется рядом основных признаков: нормативностью; формальной определенностью; устанавливается, санкционируется  и обеспечивается государством; выражается в применении мер государственного воздействия; ее последствиями могут  выступать как государственное  одобрение и применение мер поощрения, так и государственное осуждение  и наказание; развивается и реализуется  в процессуальной форме.

Юридическая ответственность  является одной из форм, или разновидностью, общесоциальной ответственности. Последняя  включает в себя также политическую, национальную, моральную, историческую, партийную и многие другие разновидности  ответственности.3

Более развернутое определение  дает профессор И.Н. Сенякин. Юридическая  ответственность, пишет он, представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов  и правонарушителем, на которого возлагается  обязанность претерпевать соответствующие  лишения и неблагоприятные последствия  за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Профессор В.И. Червонюк считает, что юридическая ответственность  есть обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного  характера, предусмотренные законом, за совершенное правонарушение. Юридическая  ответственность характеризуется  тем, что она:

- всегда связана с  государственным принуждением, то  есть мера государственного принуждения,  которое составляет содержание  этой ответственности. Особенность  государственного принуждения состоит  в том, что оно строго регламентируется  законом и не может выходить  за рамки последнего;

- обязательное, необходимое  условие ее наступления составляет  наличие вины. Конституционный Суд  Российской Федерации в Постановлении  от 30 июля 2001 года указал, что вина  как элемент субъективной стороны  состава правонарушения является  одним из конституционных принципов  юридической ответственности, который  относится к основам правопорядка  и оказывает непосредственное  влияние на конституционно-правовой  статус физических и юридических  лиц;

- выступает в качестве  неблагоприятных последствий для  правонарушителя. Эти последствия  выражаются в конкретных лишениях  для правонарушителя имущественного  или личного плана. Так, лишение  свободы, лишение права занимать  определенные должности или заниматься  определенной деятельностью, лишение  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград относится к неблагоприятным  последствиям личного характера,  а конфискация имущества, изъятие  земельного участка, используемого  с нарушением законодательства, возмещение убытков, взыскание  неустойки и др. - к неблагоприятным  имущественным последствиям. Следовательно,  юридическая ответственность всегда  порождает негативные последствия  для правонарушителя, выражается  в ограничении его определенных  прав; основанием для привлечения  к юридической ответственности  служит только совершенное правонарушение. Вот почему важно установить, является ли данное деяние  правонарушением, содержит ли  оно необходимые признаки и  элементы юридического состава  правонарушения. Условно можно выделить  юридическое и фактическое основание  юридической ответственности. Юридическим  основанием служат предписания  соответствующей нормы права,  предусматривающей тот или иной  вид юридической ответственности.  Фактическое основание - это совершение  правонарушения, все признаки которого  устанавливаются составом правонарушения. Вместе с тем совершение правонарушения  не влечет автоматического возникновения  юридической ответственности и  применения мер принуждения (наказания). Для реального наступления юридической  ответственности необходим правоприменительный  акт - приговор суда, постановление  административного органа о наложении  штрафа, приказ администрации предприятия,  руководителя фирмы и др.;

- представляет собой  специфическое правоотношение - правоохранительное, субъектами которого выступают,  с одной стороны, государство  (в лице специально уполномоченных  органов применять меры государственного  принуждения), а с другой - физическое  или юридическое лицо, допустившее  правонарушение. Для вступления  в правоохранительные правоотношения  не требуется согласия обеих  сторон, достаточно волеизъявления  государства.

Все названные признаки юридической  ответственности являются обязательными  и позволяют отграничить ее от других видов социальной ответственности, в том числе моральной, общественной и т.д.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность государственных служащих