Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом исследовании вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих, ее сущности и проблем ее применения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие дисциплинарной ответственности;
изучить нормативно-правовую базу дисциплинарной ответственности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание юридической ответственности…………………….........7
Понятие юридической ответственности…………………………………7
Дисциплинарная ответственность как разновидность юридической ответственности………………………………………………………..…12
Глава 2. Характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих………………………………………………………………………...17
2.1. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих……………………………………………………17
2.2. Дисциплинарная ответственность отдельных видов государственной службы…………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список…………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 61.89 Кб (Скачать документ)

Таким образом, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном  законом, обязанности по государственной  должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) гражданин Российской Федерации;

б) замещает государственную должность  в государственном органе;

в) замещает в таком же органе должность  государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной  службы: государственная гражданская  служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская  служба подразделяется на федеральную  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую  службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной  государственной службы.7

Гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем (предприятием, учреждением, организацией независимо от организационно-правовой формы собственности), обязан добросовестно выполнять  трудовые обязанности и соблюдать  трудовую дисциплину.

Дисциплина труда - обязательное для  всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. А правила внутреннего  трудового распорядка организации - это и есть локальный нормативный  акт организации, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность  сторон трудового договора, режим  работы, время отдыха, применяемые  к работникам меры поощрения и  взыскания, а также иные вопросы  регулирования трудовых отношений.

В ходе профессиональной деятельности государственный служащий нередко  допускают те или иные нарушения  трудовой дисциплины, которые могут  образовывать дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное нарушение  дисциплины, которое не влечет за собой  уголовной ответственности. Совершение дисциплинарного проступка приводит к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность - это  обязанность работника ответить за допущенный им дисциплинарный проступок  и понести меры взыскания, предусмотренные  трудовым законодательством, а также  иными нормативно-правовыми актами, регулирующие деятельность государственных  служащих.

Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание  неисполнения или ненадлежащего  исполнения служебных обязанностей должностным лицом. Только те действия или бездействия госслужащего могут  быть признаны противоправными, которые  не соответствуют законодательству и/или иными юридическими актами, которые определяют его служебные  обязанности (должностные инструкции, положения, уставы и др.).

Средством привлечения к дисциплинарной ответственности, как уже отмечалось выше,  является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарные взыскания - это меры воздействия, закрепленные в нормативно-правовых актах и налагаемые компетентными, специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших  проступок в связи с исполнением  служебных обязанностей или совершивших  иные деяния, влияющие на их особый правовой статус.8

Цель их применения двоякая: с одной  стороны - наказать виновного, с другой - общая и частная превенция  правонарушений, - достигается как  содержанием, так и процедурой их назначения. Применение взысканий к  виновным лицам не только принуждает нарушителя к соблюдению норм служебной  дисциплины, но и побуждает их к  сознательному исполнению служебного долга, оказывая при этом общепредупредительное  воздействие не только на самого нарушителя, но и на других служащих.

   За каждый дисциплинарный  проступок может быть применено  только одно дисциплинарное взыскание.  До применения взыскания представитель  нанимателя должен потребовать  от государственного  служащего  объяснение в письменной форме.  В случае отказа служащего  дать объяснение составляется  соответствующий акт. Отказ служащего  не является препятствием для  применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного  взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка, что  является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время гарантией защиты прав служащего. Объективно и всесторонне  должны быть установлены:

  1. факт совершения дисциплинарного проступка;

2)    вина служащего;

3)  причины и условия, способствовавшие  совершению проступка, мотивы  его совершения;

4) характер и размер вреда,  причиненного в результате дисциплинарного  проступка;

  1. обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

Служебная проверка поручается подразделению  государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения государственного органа и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя принимается решение  о наложении взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется  непосредственно после обнаружения  дисциплинарного проступка, но не позднее  месяца со дня его обнаружения  и вовсе не может применяться  позднее шести месяцев, а по результатам  проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Для отдельных видов службы установлены  иные виды санкций. Рассмотрим особенности  дисциплинарной ответственности граждан, состоящих на государственной гражданской, военной и правоохранительной службе.

2.2 Дисциплинарная ответственность  отдельных видов государственной  службы.

 Ст. 3 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации» (далее - Закон о государственной  гражданской службе) дает определение  государственной гражданской службы: государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей  собой профессиональную служебную  деятельность граждан Российской  Федерации  на должностях государственной  гражданской службы Российской  Федерации по обеспечению исполнения  полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов Российской Федерации,  лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации,  и лиц, замещающих государственные  должности субъектов Российской  Федерации (включая нахождение  в кадровом резерве и другие  случаи).

Гражданский служащий - гражданин  Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской  службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета  или бюджета субъекта Российской Федерации.9

Закон о государственной гражданской  службе, рассматривая вопросы привлечения  служащих к дисциплинарной ответственности, прежде всего определяет понятие  «служебная дисциплина на гражданской  службе». В соответствии со ст. 56 Закона о государственной гражданской  службе это «обязательное для  гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и  должностного регламента, установленных  в соответствии с настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом». Данное понятие значительно отличается от определения дисциплины труда, содержащегося  в ст. 189 ТК РФ.10 Прежде всего, служебная дисциплина предполагает соблюдение служебного распорядка, который определяется исключительно федеральными законами и иными нормативными правовыми и нормативными актами государственного органа, а не коллективными договорами и соглашениями.

В соответствии со ст. 57 Закона о государственной  гражданской службе за совершение дисциплинарного  проступка к нарушителю могут  быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном  должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой  должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы  по основаниям, установленным п. 2, пп. "а" - "г" п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Федерального закона о  государственной гражданской службе.

Под пунктами данной статьи включены  следующие основания для увольнения государственного служащего: неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных  обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; прогула; (отсутствия на служебном  месте без уважительных причин более  четырех часов подряд в течение  служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и  служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи  с исполнением им должностных  обязанностей; совершения по месту  службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного  уничтожения или повреждения  такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или  постановлением органа, уполномоченного  рассматривать дела об административных правонарушениях.

Различается и порядок применения дисциплинарного взыскания. Если в  случае привлечения к общей дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 193 ТК РФ устанавливаются только сроки применения дисциплинарного  взыскания и обязанность представления  работником письменного объяснения, то в соответствии с п. 2 ст. 58 Закона о государственной гражданской  службе применению дисциплинарного  взыскания к государственному гражданскому служащему предшествует служебная  проверка. При этом в соответствии со ст. 59 Закона о государственной  гражданской службе ее проведение поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного  профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, в  отношении которого проводится служебная  проверка, может быть временно отстранен  от замещаемой должности гражданской  службы на время ее проведения. По результатам  служебной проверки составляется письменное заключение, на основании которого представителем нанимателя принимается  решение о наложении взыскания.

Правоохранительная служба - вид  федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина. Таким гражданам присваиваются  специальные звания и классные чины.11

До настоящего времени не принят единый федеральный закон, определяющий порядок прохождения правоохранительной службы и федеральные органы исполнительной власти, входящие в состав правоохранительной службы. Поэтому для рассмотрения вопроса о федеральных органах  государственной власти, входящих в  состав правоохранительной службы, а  также особенности и порядок  их привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо рассмотреть  ряд нормативных правовых актов, таких как Федеральный закон  от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации»;  Положение  о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Суда РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1); Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ (утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 года № 613); Федеральный  закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Положение о Федеральной  налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года № 506); Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»; Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314).

В результате исследования вышеуказанных  нормативных правовых актов можно  прийти к выводу, что к органам, в которых может быть предусмотрена  правоохранительная служба, относятся:

1) прокуратура;

2) органы внутренних дел;

3) служба по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных  веществ;

4) таможенная служба;

5) налоговая служба;

6) служба судебных приставов;

7) служба исполнения наказаний.

Применение дисциплинарных взысканий  за нарушение служебной дисциплины для отдельных видов органов  правоохранительной службы имеют свои особенности.

Так, Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в ст. 41.7 устанавливает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками  своих служебных обязанностей и  совершение проступков, порочащих честь  прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры  имеют право налагать на них следующие  дисциплинарные взыскания:

Информация о работе Дисциплинарная ответственность государственных служащих