Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:51, контрольная работа
Настоящий доклад разработан Комитетом по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ и в рамках деятельности по составлению докладов о промышленной политике, осуществляемой на регулярной основе. Предыдущий доклад, носящий название «Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации» был утвержден Комитетом по промышленной политике Совета Федерации в 2004 г. и доступен для ознакомления в сети Интернет по адресу http://www.prompolit.ru/90976.
6) Жилищно-коммунальный сектор
ЖКХ как никакой другой сектор экономики влияет на реализацию конституционных прав граждан. Как показывает практика, введение в действие нового Жилищного кодекса вызывает недовольство во многих субъектах Федерации из-за отсутствия средств в местных бюджетах на капитальный ремонт жилья. Эта проблема может быть решена поэтапным введением полной окупаемости за коммунальные услуги, в то время как неимущим гражданам следует предоставлять адресные субсидии. Рост стоимости услуг, скорее всего, будет носить временный характер, поскольку предыдущая практика показала, что участие государства в хозяйственной деятельности по обеспечению граждан жилищно-коммунальными услугами неизбежно ведет к удорожанию этих услуг, снижению их качества, а в перспективе – к полномасштабному кризису отрасли и общему социальному взрыву.
Если конкуренция на рынке коммунальных услуг затруднительна (такая ситуация возможна в малых городах), то представляется необходимым введение раздельного учета при предоставлении услуг ЖКХ. Это позволит достаточно четко определить издержки на содержание инфраструктуры, текущие затраты и т.д. Тарифы в любом случае должны покрыть текущие затраты, а также часть капитальных.
Государство (как федеральная власть, так и региональная) должно четко определиться с тем, какие категории граждан должны и могут быть защищены бюджетными субсидиями. Эти субсидии необходимо выделять гражданам непосредственно, поскольку никто, кроме них самих не может выбрать оптимальное соотношение цена-качество применительно к услугам ЖКХ. В то же время государство должно позаботиться о том, чтобы на рынке существовал выбор между разными поставщиками данных услуг.
Требуют решения правовые проблемы, связанные с объединением граждан, проживающих в одном доме. Только на основе таких объединений возможно наличие равных и эффективных отношений между потребителем и поставщиком жилищно-коммунальных услуг. При этом необходимо выработать схему решения таких болезненных вопросов как принудительная продажа жилья, собственник которого либо нарушает правила эксплуатации жилья, либо проявляет неспособность платить за его обслуживание, а также контроль за деятельностью правления и председателя ТСЖ.
6.3. Наука и высшее образование.
Содержание огромного числа научных учреждений за счет государственного бюджета представляется крайне неэффективным. Государству нужно определить собственные приоритеты в области научного поиска и организовать систему государственного научного заказа, который на конкурсной основе будет распределяться среди научных организаций любой формы собственности.
Подобно научной сфере, система высшего образования также характеризуется раздутыми штатами, низкой эффективностью использования бюджетных средств и отсутствием четких приоритетов деятельности.
Для промышленной политики имеет большое значение состояние рынка труда и обеспечение производства квалифицированными кадрами. Государство должно обеспечивать финансированием не организации высшего образования, а самих студентов, выделяя им средства для обучения. Понятно, что государственные средства получат не все студенты, а лишь наиболее талантливые (что, впрочем, реализуется и сегодня – в менее приемлемых формах). Помимо прочего, такая система позволит более тонко и целенаправленно проводить государственную политику в области подготовки кадров.
6.4. Оборонно-промышленный сектор.
Промышленная политика в сфере ОПК должна учитывать складывающиеся в мире тенденции развития производства вооружений и военной техники, а также материально-технического и транспортного обеспечения вооруженных сил. В этой связи можно сформулировать основные меры.
1) Сохранение под государственным контролем (при необходимости – выкуп из частного сектора в государственную собственность) специализированных предприятий, специализирующихся на производстве вооружений, военной техники и боеприпасов в качестве конечной продукции и не способных экономически эффективно производить иные виды продукции. Эта мера позволит сохранить мощности, необходимые для развертывания производства в военное время и исключит избыточное вмешательство государства в деятельность частного сектора.
2) Передача управления казенными военными заводами, о которых шла речь в предыдущем пункте, управляющим компаниям на конкурсной основе (отделение собственности от управления на казенных военных заводах).
3) Поэтапный перевод всех прочих видов оборонных производств (в т.ч. производства комплектующих, полуфабрикатов, изделий военного назначения и пр.) в общегражданский режим функционирования в рамках рыночной экономики. С этой целью должно быть произведено сближение спецификаций продукции оборонного назначения с используемыми на рынках спецификациями аналогичной продукции гражданского назначения. Развитие аутсорсинга в производстве товаров и услуг для Вооруженных сил.
4) Создание возможностей для участия российских международной интеграции, в особенности в сфере производства высокотехнологичных видов обычных вооружений и производства продукции военного назначения (с учетом ограничений, налагаемых международной политикой РФ в сфере безопасности). Данная мера направлена на ускорение трансфера передовых технологий в пользу российских производителей.
5) Разработка законодательства, регулирующего использование временно свободных мощностей военного транспорта и других производственных мощностей, подведомственных Министерству обороны, для выполнения гражданских заказов.
6) Повышение прозрачности оборонного бюджета для гражданского контроля.
7) Перевод в сферу гражданского использования части ограниченных экономических ресурсов, зарезервированных для нужд обороны и безопасности, в первую очередь радиочастотного спектра и воздушного пространства.
6.5. Развитие институтов государственно-частного партнерства
Основным фактором, определяющим долгосрочные перспективы бюджетных систем современных государств является все большая их неспособность справляться со всем объемом государственных обязательств. Можно ожидать особенного обострения этой проблемы к концу десятилетия, когда начнется массовый выход на пенсию первого послевоенного поколения.
В качестве решения проблемы в мировой практике все большее распространение получает идея «государственно- частного партнерства» или «партнерства государства с частным сектором» (public & private partnership). Это название объединяет широкий класс контрактов, направленных на реализацию одной или обеих следующих целей:
-
-
ГЧП включает следующие типы контрактов:
(1) аутсорсинг – выполнение государственных функций или оказание «бюджетных услуг» частными компаниями на основе госзаказа;
(2) концессия – передача государственных объектов инфраструктуры на эксплуатацию частной компании, как правило на условиях осуществления оператором капиталовложений; в случае вновь возводимых объектов, концессия включает также осуществление части соответствующих инвестиций компанией-оператором;
(3) совместное предприятие – создание приносящих прибыль объектов инфраструктуры на долевой основе с образованием юридического лица, доли в капитале которого принадлежат государству и частным партнерам;
(4) смешанные типы контрактов.
ГЧП может применяться (а зачастую и уже применяется в зарубежных странах) в таких сферах, как транспортная и коммунальная инфраструктура, эксплуатация жилья и иной недвижимости, образование, здравоохранение, культура, досуг, спорт, пожарная охрана, пенитенциарная система, фундаментальная наука.
Для России наиболее перспективным в ближайшие годы будет применение ГЧП в транспорте, ЖКХ, здравоохранении, образовании, фундаментальной науке. Необходимо ускорить создание соответствующей нормативной базы и осуществлять мониторинг применения законов, регулирующих режимы ГЧП.
В настоящее время начинается реализация проектов в соответствии с концессионной схемой ГЧП. Главным образом, в сфере автодорожной инфраструктуры. Целесообразно расширить применение этих форм на другие виды инфраструктуры, в первую очередь транспорт (внутренний водный транспорт, морские порты, аэропорты и т.д.) и коммунальные сети, обеспечив соответствующую законодательную и политическую поддержку.
6.6. Законодательство о банкротстве.
Банкротство является необходимым институтом современной экономической системы. Однако в том виде, как оно существует в России сейчас, законодательство о банкротстве содержит в себе серьезный конфликт интересов, ведущий к многочисленным злоупотреблениям.
Законодательство о банкротстве должно быть усовершенствовано в следующих аспектах:
- весь процесс банкротства на всех его этапах должен быть полностью гласным и открытым;
- государство не должно иметь привилегий по сравнению с другими кредиторами на всех шагах процедуры банкротства.
6.8. Поддержка отечественного производителя на международных рынках преимущественно через поддержку экспорта.
В экономической теории протекционизм (т.е. защита внутреннего рынка) давно утратил былые позиции. Тем не менее, в социально-политическом пространстве он по-прежнему пользуется популярностью. Это обстоятельство необходимо учитывать при присоединении страны к различным системам свободной торговли.
Важно, чтобы само по себе членство или отсутствие членства России в ВТО, СНГ, ЕС, ОПЕК или других союзах не стимулировал взлет отечественного протекционизма, следствием которого может стать нанесение ущерба российским потребителям и замедление экономического роста. Так, например, вхождению России в ВТО не должно предшествовать повышение импортных пошлин.
Система ВТО предполагает фиксацию таможенных тарифов на уровне, соответствующем времени вступления страны в эту организацию. В то же время, ВТО не запрещает снижать тарифы. Именно по такому пути и должна идти Россия – фиксировать существующие тарифы (а не завышать их в процессе переговоров) и планомерно снижать тарифные ставки по мере развития российской промышленности.
Конечной целью должен стать переход к системе и политике государственной поддержки отечественного производителя на международных рынках, исключающей ухудшение положения отечественных потребителей. При такой системе главная функция российского государства состоит в противодействии попыткам других государств осуществлять дискриминацию российских производителей и наносить им ущерб.
Основным направлением государственной поддержки отечественных производителей должна стать поддержка экспорта мерами, которые не запрещены международными обязательствами России. Поддержка экспорта – одно из важнейших направлений современной экономической политики. К числу конкретных мер такой поддержки относятся следующие:
- помощь в преодолении административных и иных торговых барьеров;
- организация информационной, аналитической и прогнозной работы в сфере состояния международных рынков и возможных угроз российским производителям со стороны иностранных государств, а также органом и подразделений их правительств;
- организация банков данных внешнеторговой информации и ее распространение среди участников внешнеэкономической деятельности;
- оказание информационно-консультационных услуг экспортерам;
- содействие потенциальным экспортерам в поиске деловых партнеров, в особенности в сферах, где влияние зарубежных правительств велико;
- организационно-информационное содействие в организации выставок и ярмарок, торговых делегаций, коммерческих презентаций и иных промоционных мероприятий экспортеров за рубежом;
- помощь в ведении деловых переговоров, заключении контрактов и разрешении торговых споров;
- сертификация экспортных проектов;
- осуществление в определенных случаях государственной финансовой поддержки экспортеров в формах, допускаемых международными обязательствами России (в частности, в качестве мер противодействия аналогичным действиям правительств других государств);
- содействие в разрешении торговых конфликтов на внешних рынках;
- помощь в подготовке тендерной документации и лоббирование интересов российских участников в ходе проведения официальных тендеров за рубежом.
7. Действия, предпринимаемые для реализации краткосрочных и долгосрочных мер промышленной политики.
С момента утверждения Комитетом по промышленной политике предыдущей версии доклада была проведена определенная законодательная работа, в рамках которой удалось реализовать некоторые его положения. В ходе работы над законопроектами, которые разрабатываются и рассматриваются в настоящее время, Комитет намерен реализовывать положения настоящего доклада.
Информация о работе Доклад о промышленной политике Российской Федерации