Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:51, контрольная работа
Настоящий доклад разработан Комитетом по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ и в рамках деятельности по составлению докладов о промышленной политике, осуществляемой на регулярной основе. Предыдущий доклад, носящий название «Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации» был утвержден Комитетом по промышленной политике Совета Федерации в 2004 г. и доступен для ознакомления в сети Интернет по адресу http://www.prompolit.ru/90976.
Лицензирование. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полном соответствии с Конституцией РФ устанавливает, что предпринимательская деятельность подлежит лицензированию лишь в случаях, когда это необходимо для защиты законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности страны, культурного наследия народов, и когда данная деятельность не может регулироваться иными способами. С момента принятия закона в него были внесены поправки, исключающие некоторые виды деятельности из сферы действия лицензирования. Кроме того, в него была внесена поправка, предусматривающая возможность замены лицензирования страхованием для отдельных видов деятельности.
Техническое регулирование. Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» 2003 г., заложил основу для разработки и применения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, перевозке и т.д. Развитие системы технических регламентов позволит повысить безопасность при производстве и эксплуатации сложной технической продукции и является более эффективным инструментом, чем система лицензирования. В то же время, следует ускорить принятие технических регламентов в различных отраслях отечественной экономики, поскольку в большинство отраслей разработка регламентов не начиналась, в то время как переходный период действия закона «О техническом регулировании» заканчивается в 2010 г. , а экономика продолжает жить по системе обязательных требований, которых насчитывается больше 170 тысяч.
Использование природных ресурсов. В настоящее время интенсивно дорабатывается законодательство о природных ресурсах, в частности приняты Водный кодекс и Лесной кодекс. Разрабатывается новая редакция закона «О недрах». Концепция законопроекта заключается в создании условий для привлечения в сферу недропользования частных инвестиций, в том числе иностранных, на основе строгой регламентации осуществления деятельности в указанной сфере и соблюдения интересов государства и недропользователя.
Электроэнергетика. Принятые в последнее время федеральные законы регулируют вопросы о совмещении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии (что соответствует концепции данного доклада, т.к. тарифы на диспетчерское обслуживание регулируются), вопросы совершенствования процедур тарифообразования и устанавливается особый правовой режим использования земель, занятых объектами электросетевого хозяйства. Рассматривается законопроект, цель которого - исключить безакцептный порядок расчетов с потребителями.
Газовая промышленность. Комитет за период 2005-2006 гг. рассмотрел и дал соответствующую оценку ряду законопроектов и принятых законов, в том числе законопроекта "О газоснабжении в Российской Федерации" в части предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также дополнения перечня регулируемых тарифов в сфере газоснабжения.
Железнодорожный транспорт. К настоящему времени отраслевым законодательством урегулированы в основном урегулированы отношения, возникающие между независимыми перевозчиками и владельцами инфраструктуры в условиях тарифного регулирования услуг инфраструктуры, закреплены нормы использования инфраструктуры общего пользования и принципы государственного регулирования в указанной сфере, установлены определенные гарантии равноправного доступа частных перевозчиков к соответствующим услугам, выделены операторские компании, обладающие вагонным парком, трудовыми и технологическими ресурсами. Комитетом рассмотрен ряд законопроектов, направленных на регулирование услуг по предоставлению локомотивной тяги и дальнейшее обеспечение процессов проведения реформы на железнодорожном транспорте.
Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство. В апреле 2006 года была рассмотрена и поддержана концепция законопроекта «О платных автомобильных дорогах в Российской Федерации». Кроме того, рассматривается законопроект «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации» (законопроект регламентирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами объектов транспортной инфраструктуры, а также другими физическими и юридическими лицами, пользующимися услугами автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Комитет по промышленной политики принимал активное участие в рассмотрении и доработке недавно принятых Жилищного и Градостроительного кодексов. Эти кодексы в некоторой степени реализуют подходы, сформулированные в предыдущем докладе.
Государственно-частное партнерство. В настоящее время создается нормативная база ГЧП. Принят закон «О концессиях». В Комитете по промышленной политике разрабатывается комплекс мер, направленных на распространение режима ГЧП на гидротехнические сооружения на внутренних водных путях.
8. Заключение.
Сформулированные в настоящем докладе принципы промышленной политики, а также меры долгосрочного и краткосрочного характера являются основной законодательной работы Комитета по промышленной политике Совета Федерации в обозримой перспективе. Они:
- позволяют сформулировать общие направления промышленной политики, необходимые для занятия Россией достойного места в современном мире;
- могут служить концептуальной основой для разработки законопроектов в сфере промышленной политике;
- дают возможность оценивать результативность принимаемых законов и деятельности исполнительной власти с точки зрения достижения конечных целей промышленной политики – повышения благосостояния российских граждан и конкурентоспособности российских производителей.
20
[1] Определенная путаница в понимании промышленной политики, вероятно, вызвана отсутствием адекватного перевода англоязычного термина industry в словосочетании industrial policy («промышленная политика»). Термин industry по своему значению шире русских слов «промышленность» и «индустрия» и обозначает, по сути дела, любую область производственной деятельности. Например, в русском языке такие фразы, как «индустрия развлечений», или «индустрия услуг» воспринимаются как метафоры, в то время, как англоязычные эквиваленты entertainment industry и service industry – вполне общепринятые экономические термины, обозначающие отрасли, которые могут быть объектом industrial policy.
[2] Одной из вероятных причин такой коррекции может стать замедление экономического роста или спад экономики в США.
Информация о работе Доклад о промышленной политике Российской Федерации