Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 06:55, реферат
Целью данной работы является изучение истории возникновения, совершенствования и механизма реализации принципа разделения властей, определение его роли в формировании институтов правового государства, а также исследование проблемных вопросов совершенствования механизма государственной власти в России.
В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
2. Проанализировать правовой опыт реализации принципа разделения властей в странах с развитой рыночной экономикой;
3. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.
Введение………………………………………………………………………..........3
I. Исторический аспект возникновения и развития принципа разделения властей………………………………………………………………………….5
II. Реализация принципа разделения властей………………………………9
III. Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации…………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….......15
Список литературы………………………………………………………………..17
Калининский район
МОУ
лицей № 81
Реферат
по
правоведению
Достоинства и недостатки
принципа
разделения властей
Работу выполнила:
Кнерикова Елизавета Сергеевна
11 А класс
Работу проверил:
Илларионов
Александр Геннадьевич
Новосибирск
– 2008
Содержание
Введение………………………………………………………
I. Исторический
аспект возникновения и развития принципа
разделения властей……………………………………………………………
II. Реализация
принципа разделения властей………………………………9
III. Проблемы
реализации принципа разделения властей
в Российской Федерации………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
В современной политической, а точнее государственно-правовой теории концепция разделения властей занимает важное место. Интерес к данной теме по мере развития общества не только не ослабевает, а, наоборот, ещё более возрастает. Причин для этого достаточно много. Главные из них сводятся к следующему: неоспоримой действенности и значимости теории разделения властей; жизненности многих её концептуальных положений и требований; перспективности её как средства предотвращения концентрации власти в руках одного лица или группы лиц и возможности установления их диктатуры или тирании.
Говоря о важности и перспективности теории разделения властей, не следует, однако, преувеличивать её возможности, идеализировать и абсолютизировать её значение. Не следует забывать при этом, как показывает исторический и современный политический и правовой опыт многих государств, что далеко не все они официально исповедовали и исповедуют в своей повседневной жизнедеятельности принцип разделения властей.
Тема принципа разделения властей в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
Целью данной работы является изучение истории возникновения, совершенствования и механизма реализации принципа разделения властей, определение его роли в формировании институтов правового государства, а также исследование проблемных вопросов совершенствования механизма государственной власти в России.
В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
1.
Рассмотреть исторические
2.
Проанализировать правовой
3.
Изучить развитие принципа
Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся истории возникновения принципа разделения властей, реализации данного принципа и роли ветвей власти, а также проблемы связанные с реализацией принципа разделения властей.
В
целом необходимо отметить, что рассмотрение
теории и принципа разделения властей
только на первый взгляд, кажется легкой,
поверхностной задачей, которую можно
решить рядом общих фраз и выводов. На
самом деле настоящее исследование проблемы
демонстрирует противоречивое однообразие
в подходах особенностях и нюансах в отношении
к модели правового государства. Такое
разнообразие является объективным отражением
неоднородности в развитии мирового сообщества
в современный период.
Исторический
аспект возникновения
и развития принципа
разделения властей
В
истории политических учений разработано
множество идей о разделении властей.
Принцип разделения властей является
важнейшим элементом
Согласно
классическому принципу разделения
властей в государстве
Согласно теории разделения властей: 1) законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией; 2) все власти равны перед законом и собой; 3) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти; 4) судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.
Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обуславливается необходимостью: 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; 2) обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.
Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения - в романе «Персидские письма»; историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении - «О духе законов» (1748). При этом толчком к оформлению теоретической базы послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648) и впоследствии во Франции (1789-1794 гг.).
В основании политической философии Локка лежит идея собственности. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение, соперничество. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние.
Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой институт, как государство способен защитить права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.
Однако
успешное выполнение этой сложной и весьма
многогранной миссии со стороны государства
непременно требует четкого разделения
его публично-правовых полномочий на уравновешивающие
друг друга составные части и соответственно
наделения ими различных «сдерживающих»
друг друга от чрезмерных властных притязаний
государственных органов.
Отстаивая данный способ организации власти и распределения её между различными государственными органами, Дж. Локк активно выступал против концентрации абсолютизации и неограниченности власти.
Дело в том, считал учёный, что поскольку власть сама не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также гарантировать и естественную свободу человека.
Аналогичные идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш. Монтескье. Неразрывно связывая идею политической свободы с идеей гражданской свободы и выступая за строгое соблюдение законов, регулирующих отношения между гражданами и государством, Монтескье усматривал, так же как и Локк, в чётком разделении и взаимном сдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония.
Отсутствие такого разделения властей, равно как и отсутствие механизма из взаимного сдерживания друг друга, с неизбежностью ведёт, по мнению мыслителя, к сосредоточению власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью и произволу.
Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, доказывал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Он более определенно высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению, судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разграничения властей, в первую очередь законодательной и исполнительной власти, дополнялась у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.
Существенный вклад в развитие теории разделения властей внес Ж.-Ж. Руссо, который считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа".
По мере своего становления и развития теория разделения властей нашла довольно широкий отклик не только в Англии и Франции, но и в ряде других стран. В России теория разделения властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1809) он писал, что «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессе составления закона, а другие - при их исполнении. Из троякого порядка государственных сил возникает «троякий порядок сил установлений». Одно из них «должно действовать в образовании закона, другое - в исполнении, третье - в части судной».
Теория
разделения властей имела и имеет
в настоящее время не только научное,
академическое, но и практическое значение.
Впервые свое юридическое оформление
принцип разделения властей нашел
в Конституции США (1778), в конституционных
актах Великой французской революции
(1789—1794), где закреплялось принципиально
важное положение о том, что «во Франции
нет власти, стоящей над законом» и что
«король царствует лишь в силу закона,
и лишь именем закона он может требовать
повиновения», в Декларации прав человека
и гражданина (1789), в которой акцентировалось
особое внимание не только на индивидуальных
правах и свободах, но и на важности для
установления конституционного порядка
разделения властей. Сегодня этот принцип
конституционно закреплен в большинстве
стран мира с учетом исторических особенностей
конкретного государства.
Информация о работе Достоинства и недостатки принципа разделения властей