Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 16:01, доклад
В историческом плане государство есть институт политического выражения общественной потребности упорядочения и централизации. В "войне всех против всех" люди просто уничтожили бы друг друга, если бы не возник такой инструмент обеспечения целостности общества, как государство. По словам одного из российских философов, государство существует не для того, чтобы возник рай на земле, а для того, чтобы земная жизнь не превратилась окончательно в ад.
Центральным институтом и властным ядром любого политического режима выступает государство.
В историческом плане
С этой точки зрения, государство
можно определить как
Отличительные признаки и атрибуты государства
В структурном, институциональном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Государство
Законодательная власть на макроуровне представлена парламентом, который устанавливает законы, т. е. разрабатывает и утверждает новые, дополняет, изменяет или упраздняет уже существующие. При демократии парламент осуществляет и функцию принятия важнейших политических решений. Будучи избранным непосредственно народом, он выступает выразителем народной воли и является по этой причине важнейшим легитимирующим органом.
Функции парламента
Схема формирования парламента
Исполнительная власть представлена
правительством и административно-
Судебная власть представлена системой
судебных органов и институтом независимых
и подчиняющихся только закону судей.
Суд олицетворяет собой высшую законность
в государстве и играет главную роль в
разрешении конфликтов, возникающих в
различных сферах жизни.
Государственный
аппарат - это часть механизма государства,
представляющая собой совокупность государственных
органов, наделенных властными полномочиями
для реализации государственной власти.
Вне зависимости от типа
защита государственного строя;
предотвращение и устранение социально опасных конфликтов;
ведение общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений (социальных, экономических, финансовых, культурных и т.д.);
защита интересов
страны на международном уровне (внешнеполитические
функции) и т. д.
Функции государства
С точки зрения формы правления (т.е. способа организации верховной власти), различают две основные разновидности государства: монархию и республику.
Типология государств по форме правления
Монархии бывают:
абсолютные, когда вся власть, никем и ничем не ограниченная, принадлежит монарху (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты);
дуалистические (двойственные), где власть монарха в сфере законодательства ограничена представительным органом (парламентом), например Иордания, Марокко и др.;
парламентские, где монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. В данном случае реальная власть концентрируется в руках правительства и парламента (Великобритания, Бельгия, Голландия и др.).
Республики подразделяются на:
- президентские (классический пример - США), когда избираемый, чаще всего непосредственно народом, президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действии или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти (случай с президентом Р. Никсоном).
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента;
- парламентские, когда правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.
Правительство
обладает исполнительной властью, а нередко
и законодательной инициативой, а также
правом ходатайства перед президентом
о роспуске парламента. В отличие от президентской
республики в парламентской членство
в правительстве совместимо с парламентским
мандатом. Хотя руководитель правительства
(премьер-министр, канцлер) официально
и не является главой государства, реально
он - первое лицо в политической иерархии.
Президент же как глава государства выполняет,
чаще всего, только представительские
функции (Италия, Германия и др.);
Президентская и парламентская республики
|
смешанные (полупрезидентские: Австрия, Португалия, Франция и др.). В них существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее ответственно и перед парламентом, и перед президентом. К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской и президентской республики, относится и Россия.
По признаку территориального устройства различают:
• унитарное государство, в котором
имеют место одна конституция, единые
системы высших органов власти, права
и судопроизводства, единое гражданство.
Административно-
федерацию,
т. е. союзное государство, состоящее из
государственных образований, обладающих
определенной юридической и политической
самостоятельностью. Составные части
федерации (республики, штаты, провинции,
земли и т.д.) являются ее субъектами и
имеют свое собственное административно-
конфедерацию, другими словами, союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование и объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи и т.д. Обычно конфедерации недолговечны.
Демократия - это не только свободный рынок в собственном смысле этого слова. Одновременно она включает в качестве одного из базовых своих компонентов и такое понятие как "политический рынок". Под ним в политической науке понимается определенная совокупность взаимодействующих на политическом пространстве страны (края, области, района, города и т.д.) юридически равноправных политических сил в лице, прежде всего, политических партий и союзов, которые в конкурентной борьбе друг с другом стремятся заполучить у народа мандат на государственную власть. Взамен на власть народу предлагают достойных его доверия кандидатов в представительные органы власти, претендентов на выборные государственные посты (президентов, мэров и т.д.), а также развернутые программы и проекты по употреблению этой власти. Это и есть тот политический товар (набор альтернатив), из которого народ в роли избирателя-потребителя" в рамках электорального большинства выбирает себе правителей или "вождей", делегируя им свою власть. В результате регулярно проводимые соревновательные выборы предстают как акты "купли-продажи" власти, что обеспечивает ее демократическое распределение и перераспределение в соответствии с политическим выбором и волей избирателей. При этом исключается возможность прихода к рулю государственной машины политических сил, не пользующихся поддержкой большинства.
В схематической форме политический рынок может быть представлен следующим образом:
Что собой представляют партии как ключевые субъекты "политического рынка", производители политического товара?
В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.
В либерально-демократической
С этой точки зрения, партии - это институционализированные инструменты для формирования и представительства политических устремлений и целей социально-классовых сил. Это своего рода передники между общественностью и органами государственной власти.
Обычно выделяют четыре основные характеристики партии.
Во-первых, всякая
партия суть носитель
Во-вторых, это
относительно продолжительное
В-третьих, цель всякой партии - завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
В-четвертых,
каждая партия стремится