Форма правления государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 16:01, доклад

Описание

В историческом плане государство есть институт политического выражения общественной потребности упорядочения и централизации. В "войне всех против всех" люди просто уничтожили бы друг друга, если бы не возник такой инструмент обеспечения целостности общества, как государство. По словам одного из российских философов, государство существует не для того, чтобы возник рай на земле, а для того, чтобы земная жизнь не превратилась окончательно в ад.

Работа состоит из  1 файл

Политика.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

 В качестве  внутренних групп и объединений  в составе партии выделяют:

• лидеров партии; 
• партийную бюрократию; 
• мозговой штаб, идеологов партии; 
• партийный актив; 
• рядовых членов партии.   

 Если партия  добивается успеха на выборах,  то в это число входят также:

• "члены партии - законодатели"; 
• "члены партии - члены правительства".    

 Существенную роль в определении политического веса и влияния партии играют и находящиеся в общем-то за ее рамками:

• "партийный  электорат", т.е. те, кто голосует за партию на выборах; 
• "партийные меценаты", оказывающие партии определенную поддержку.   

        В целом по типу структурных связей партия может быть представлена тремя концентрическими окружностями:

   

  Из приоритетной цели партии - борьбы за власть - вытекают такие ее функции, как:

• разработка идейной  доктрины и программы как своего рода "декларации о намерениях"; 
• политическая социализация масс, т.е. формирование общественного мнения, вовлечение граждан в        политическую жизнь, обеспечение поддержки с их стороны целей и программы партии; 
• подготовка и выдвижение лидеров и элит для всех уровней политической системы и др.   

  Существует много критериев, с помощью которых классифицируются политические партии:   

  по социальному  признаку различают партии классовые, интерклассовые (межклассовые), партии "хватай всех"; 
    по организационной структуре и характеру членства - кадровые и массовые, с четкими и формально определенными принципами членства и со свободным членством, с индивидуальным и коллективным членством и т.д.; 
    по отношению к месту в политической системе - легальные, полулегальные, нелегальные, правящие и оппозиционные, парламентские и внепарламентские; 
    по целевым и идейным установкам, способам и формам действия - радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические; христианские и т.д.

Типы  политических партий

Парламентарные Радикально-оппозиционные Авангардные Монопольно-государственные
Субъекты  правового государства, одна из его  основных организационных опор. Цель -приобретение и удержание власти законными, "парламентскими" методами. Большинство партий этого типа принадлежат к широкому центру политического спектра и основываются на принципе компромисса носителей различных политических, социальных и экономических интересов, поиска того, что объединяет различные группы общества и обеспечивает его стабильность Инструменты насильственного  изменения существующей политической (а в ряде случаев - и социальной) системы общества. Методы действия - от мирных и внешне законосообразных до вооруженных (восстание, гражданская война). Могут быть как крайне левыми, так и крайне правыми. Особенно характерно использование крайне популистских, в том числе националистических, лозунгов Субъекты авторитарных режимов. Удерживают в своих руках ключевые сферы общественной жизни, прежде всего политику, допуская наличие "послушной оппозиции";как правило,создают жестко контролируемые блоки "союзных партий'', "народные" или "национальные" фронты и другие квазидемократнчес-кие формы политической активности широких масс Субъекты тоталитарных режимов. Стремятся к полному  контролю над всеми сторонами  жизни общества и личности. Любую  оппозицию и даже элементарную независимость  в действиях и высказываниях  считают преступлением против режима. Партийный аппарат подменяет собой государство, насаждается единая идеология со "сверхцен- ной идеей", во главе партии и государства стоит "непогреши- мый" лидер
 

     Многопартийность - душа демократии. Демократия минус многопартийность - не что иное, как диктатура.   

 Благо многопартийности  в том, что:   

 во-первых, политические  вопросы при ней получают всестороннее  освещение. Всякая общественная  потребность находит своих защитников  и критиков; 
    во-вторых, существует оппозиция, не прощающая власти промахов. Это сдерживает бюрократизацию, заставляет правительство действовать эффективно; 
    в-третьих, внутри партии а также в рядах "партийного электората" воспитывается дисциплина, необходимая для того, чтобы победить конкурента; 
    в-четвертых, в политической борьбе выявляются и выдвигаются действительно даровитые люди. Здесь не может быть случайных вождей, нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодничества и т.д.   

  В то же время для многопартийности общество должно созреть. Это весьма серьезное испытание для политических нравов и общественной морали вообще.   

  Во-первых, принадлежность к своей партии дает человеку "систематически одностороннее направление". Член партии смотрит на все глазами партии, через призму ее интересов политической борьбы (например, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно).    

        Во-вторых, "дух" своей партии  заслоняет бескорыстие, стремление  к общему благу. Все интересы  связаны с тем, чтобы одолеть  противника. Все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным целям.   

        В-третьих, в политической борьбе  разгораются страсти. Для победы  сторонники различных партий  взывают к самым низменным  потребностям масс, прибегают к  любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете, инсинуациям и т.д. В силу этого портятся общественные нравы, ложь становится обыденной в повседневной жизни и к ней привыкают.   

  В-четвертых, непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией, тогда как решение первоочередных социально-экономических проблем отодвигается на второй план.   

  Все сказанное очень рельефно высвечивается в нынешней России. И формирующийся здесь политический рынок предстает как категория сугубо аморальная.   

        В связи с актуальностью этой  проблемы в России обратимся  к основным факторам, воздействующим  на формирование политических  партий в сложный период перехода  от тоталитаризма к демократии:   

   

        Характер и типология партийных  систем в каждой стране напрямую  связана с системой выборов  и типом избирательных систем, которые здесь применяются.   

 Выборы - это:

      довольно  эффективный механизм реализации естественного права народа на свободный выбор "вождей" и их периодическую ротацию;

      своего рода социальный барометр отношения масс к политике государства и таким  его ключевым институтам, как правительство  и парламент;

      эффективно  действующее "лекарство" от "импотенции" и безответственности в политике. Неотвратимость выборов - это предупреждение политикам о том, что они и завтра могут быть призваны к ответу за то, что творят сегодня;

      некий предохранительный  для системы клапан, позволяющий  ей время от времени "спускать пар" массового недовольства и снимать (или существенно уменьшать) социальную напряженность;

    • средство  ограничения доступа народных масс в государственно-управленческие и  политические процессы. (Вместе с окончанием выборов заканчиваются и права  избирателей.)    

  Различают две разновидности избирательных систем: мажоритарную, или систему большинства, и пропорциональную, или систему пропорционального представительства.   

   При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.   

 Мажоритарная  система имеет две разновидности:

      абсолютного большинства (побеждает кандидат, за которого голосовали 50%+1 человек из числа принявших участие в  голосовании);

      относительного  большинства (побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его оддержали менее половины пришедших на избирательные участки).    

        При пропорциональной  системе выборы организуются по партийным спискам. Подсчет голосов ведется следующим образом: общее количество принявших участие в голосовании делится на число депутатских мест. В результате получают избирательный метр, или избирательную квоту (т.е. цену" в голосах каждого депутатского места). Каждая партия получает ровно столько депутатских мандатов, сколько раз этот избирательный метр укладывается в число поданных за нее голосов.   

  Каждая из этих двух систем имеет свои преимущества и недостатки. В плане влияния на партийно-политическую сферу первая (мажоритарная) способствует формированию двухпартийной (или блоковой) системы, вторая (пропорциональная) - многопартийной системы с (или без) доминирующей партией. Первая ведет к образованию сильных однопартийных правительств, опирающихся на парламентское большинство, вторая - к созданию коалиционных правительств, чья стабильность напрямую связана с устойчивостью коалиционных соглашений между партиями.

Сравнительный анализ современных  избирательных систем

   

        Вторым наиболее массовым организованным  субъектом политического рынка  выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.   

        В число таких  групп входят:

• профсоюзы  рабочих; 
• фермерские (крестьянские) организации и союзы; 
• профессиональные ассоциации предпринимателей; 
• феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения; 
• союзы ветеранов; 
• философские клубы и общества и др.   

        Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:

• широкого и  специализированного профиля; 
• представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы; 
• массовые и кадровые; 
• частные и общественные.   

        В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:

• во-первых, это  селекция, обобщение, формулирование и  артикуляция основных интересов  своих членов; 
• во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.    

        При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.

Направление воздействия групп давления на власть и ее окружение

   

  Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.   

  Выделим четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:

• общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав; 
• управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются; 
• отрицание коллективной дисциплины, т. е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов; 
• изменение в соотношении сил, т. е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.   

        С понятием групп давления  тесно связано понятие "лоббизм", или "лобби". В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности "лобби" - это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.   

 В качестве  легальных лоббистская деятельность  принимает формы:

• выступлений  на слушаниях в комитетах и  комиссиях парламента; 
• представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз; 
• проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ; 
• организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.   

 К нелегальным  (уголовно наказуемым) действиям  относятся:

• взятка как  разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок; 
• шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.   

  В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер правоправной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициащаться с петицисти. В России пока доминирует так называемый "дикий лоббизм", в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.   

        Коррупция - крайний  метод скрытого  давления. Причем  индивидуальная коррупция  становится все  более редкой в  мировой практике, особенно в прямой  форме. Чаще существует  угроза коллективной  коррупции путем  финансирования партий  и избирательных  кампаний. И все же можно предусмотреть меры по ее предотвращению.   

Информация о работе Форма правления государств