Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа
Наука конституционного права реализует свои основные задания путем осуществления функций, то есть основных направлений научных исследований в отрасли конституционного права.
Функции (от лат. functio - осуществление, исполнение) науки конституционного права - это основные направления осуществления научных исследований, направленных на решение поставленных перед наукой конституционного права заданий. Функции науки определяются предметом и заданиями науки конституционного права. В свою очередь, функции определяют методологию и систему науки конституционного права.
Введение
Раздел 1. Конституционное право как наука
1.1 Понятие науки конституционного права
1.2 Предмет, метод, функции науки конституционного права
Раздел 2. Классификация функций науки конституционного права
2.1 Гносеологическая и онтологическая функции
2.2 Методологическая функция
2.3 Эвристическая и прогностическая функции
Прогностическая функция науки конституционного права имеет для конституционного законодательства важное значение, ведь его эффективность напрямую зависит от научно-методологического обеспечения конституционного правотворчества. Разработка и экспертиза конституционных нормативно-правовых актов учеными должна обосновываться на учете многих факторов политического, экономического, социального и культурного характера, которые в дальнейшем будут определять процесс правоприменения.
На важность прогностической функции науки конституционного права в свое время указывали В. Я. Таций и Ю. Н. Тодыка28. К сожалению, конституционная практика доказала малоразвитость этой функции, что подтверждает конституционный процесс 1991-1996 годов, связанный с принятием действующей Конституции. Еще одним подтверждением неразвитости прогностической функции стал референдум 16 апреля 2000 г. Отечественная конституционная наука была не готова к научно-методологическому обеспечению реализации решений всеукраинского референдума, реформированию парламента и избирательной системы. Похожая ситуация наблюдается и насчет методологического обеспечения конституционно-правовой реформы 2006 г.
Прогностическая функция имеет большое значение и для развития самой науки и образования в отрасли конституционного права. Прогнозирование перспективных аспектов развития отечественной науки конституционного права является гарантией должного и своевременного научно-методологического обеспечения конституционного процесса. Наука должна быть динамичной. Ее заданием является не только решение проблемных ситуаций, что возникают в реально существующей отрасли, но и выявление и исследование проблем, которые будут возникать в будущем. Прогностическая функция является важной и для научного обеспечения учебного процесса в высших юридических заведениях образования Украины, поскольку дает возможность разработать соответственные учебные программы по конституционному праву Украины и специальных курсов в отрасли конституционного права с учетом практических нужд в подготовке высококвалифицированных специалистов. Недопустимым является отставание учебных курсов в отрасли конституционного права Украины от развития науки конституционного права.
Прогностической функции науки конституционного права по поводу популяризации конституционного права содействует деятельность таких профильных научных изданий, как «Научная мысль», Концерн «Издательский дом « Ин Юре», «Юринком Интер», Издательский дом «Юридическая книга», «Аттика» и другие.
2.4 Сравнительная и коммуникативная функции
Еще одной фундаментальной функцией науки конституционного права - сравнительная. Эта функция тесно связана причинно-следственными связями с соответствующим методом науки конституционного права и фактически определяет его направленность. Сравнительная функция науки конституционного права состоит в познании конституционно-правовых явлений путем их сопоставления. При этом сравнительная функция применяется не только для сравнения похожих институтов конституционного права Украины и зарубежных стран, но и для сравнения однопорядочных институтов национального конституционного законодательства.
Науке конституционного права также свойственна коммуникативная, или информативная, функция, что связана с информационной нагрузкой конституционного права. Научно-категориальный аппарат, что формируется наукой конституционного права, является своеобразной «целеязыком» не только для ученых-конституционалистов, но и для юристов-ученых в отрасли других юридических наук, политических деятелей, практических работников государственных органов и органов местного самоуправления, преподавателей, аспирантов, студентов и граждан. То есть научные категории конституционного права являются средством общения между всеми субъектами конституционного права.
Коммуникативная функция науки конституционного права также состоит во всестороннем и своевременно осветлении актуальных проблем государственно-правовой жизни. Наука обеспечивает информирование граждан о состоянии действующего законодательства в таких профессиональных периодических изданиях, как «Вестник Верховной Рады Украины», «Голос Украины», «Правительственный курьер», «Президентский вестник» и другие. Актуальные проблемы теории и практики конституционного права освещены в таких научных журналах, как «Научная мысль», «Часопис Київського університету права», «Юридический вестник» и других.
Если пару лет назад ситуация с литературой по конституционному праву, а особенно фундаментальной и доступной широкому кругу читателей была недостаточной29, то на сегодняшний день ситуация значительно улучшилась. Издано два фундаментальных учебника по конституционному праву Украины30, многочисленные учебные пособия31, комментарии к Конституции Украины, монографии и научно-популярные издания.
2.5 Практико-прикладная и экспертная функции
Практико-прикладная функция науки конституционного права определяет взаимосвязь науки с практическими потребностями конституционного права. Научные исследования в отрасли конституционного права обеспечивают научно-методологические основы реализации прав и свобод человека и гражданина, осуществление непосредственной демократии, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. Как правило, большинство государственных органов имеют ведомственные научно-исследовательские учреждения, что обеспечивают своими научными исследованиями их деятельность. Примером таких учреждений являются Институт законодательства Верховной Рады Украины, Институт нормативной деятельности при Кабинете Министров Украины. Направления их научной деятельности определяются функциями указанных органов.
Кроме ведомственных научно-исследовательских учреждений, практико-прикладная функция науки конституционного права осуществляется и такими ведущими центрами Украины, как Институт государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, Академия правовых наук и, некоторым образом, соответствующими кафедрами высших юридических заведений Украины. Данные учреждения и заведения образования ориентируют свои научные исследования на научные обеспечения практических потребностей конституционного строительства в Украине.
С практико-прикладной функцией науки конституционного права тесно связана и экспертная функция, что состоит в объективной и независимой научной оценке конституционных нормативно-правовых актов. На практике экспертная функция предусматривает экспертизу конкретного нормативно-правового акта в сфере конституционного права, которая осуществляется учеными-конституционалистами научно-исследовательских учреждений на заказ субъектов конституционной правотворческой и правоприменительной деятельности. Такая экспертиза дает возможность без предрассудков определить правовую природу конституционного нормативно-правового акта и является обязательной для учета ее содержания в правотворческой и правоприменительной деятельности. Примером экспертной функции науки конституционного права могут быть экспертные оценки, осуществленные Институтом государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, Институтом законодательства Верховной Рады Украины и другими научно-исследовательскими учреждениями по поводу законопроектов Верховной Рады Украины, нормативно-правовых актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, органов местного самоуправления в сфере конституционного права, а также по поводу обращений и представлений к Конституционному суду. Указанные выше экспертные оценки способствуют комплексному толкованию конституционных актов.
2.6 Воспитательная функция
Воспитательная функция науки конституционного права определяется формированием конституционно-правовых ценностей как общечеловеческого глобального идеала. Наука конституционного права воспитывает уважение к Конституции Украины, к народу Украины, основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, легитимным органам государственной власти и местного самоуправления. Важным аспектом воспитательной функции науки является раскрытие правовых основ формирования гражданского общества и правового государства в Украине, формирование уважения к человеку его жизни, здоровью, чести и достоинства независимо от пола, социального происхождения, расы, национальных и религиозных убеждений.
Воспитательная функция предусматривает формирование уважения к национальному конституционному наследию, а также к конституционному праву и конституционным ценностям зарубежных стран. Эта функция является гарантией непредвзятости научных оценок тех или иных конституционно-правовых явлений, как в Украине, так и в других странах мира.
Часть 1 ст. 68 Конституции Украины обязывает каждого неукоснительно следовать Конституции Украины и законам Украины, не покушаться на права и свободы, честь и достоинство других людей. Но довольно часто конституционно-правовые нормы не дают рядовому гражданину понятие об их глубинной правовой природе, социальной ценности, важности их адекватного понимания и соблюдения. Воспитательная функция науки конституционного права состоит в проведении научных исследований, которые бы давали комплексную оценку институтам и нормам конституционного права, и были бы убедительными показанием важности их соблюдения как залога стабильности общества и государства и соблюдение прав и свобод каждого человека и гражданина.
2.7 Системообразующая (интегрирующая) функция
Среди специальных функций науки конституционного права наиболее рельефной является системообразующая, которую еще называют интегрирующей32. Несомненно, интегрирующая функция общей теории государства и права объединять все юридические науки в целостную систему, но роль науки конституционного права не ограничивается вспомогательными свойствами науки конституционного права насчет теории государства и права. Это только один из аспектов системообразующей функции.
Наука конституционного права осуществляет системообразующую функцию насчет других наук, не только интегрируя их в единую и целостную систему, но и содействует дифференциации каждой отдельной отрасли юридической науки, определяя их соотношение с наукой конституционного права и условные пределы направлений научных исследований конституционного права и других юридических наук.
Следует иметь в виду и особенности интегрирующей функции науки конституционного права в системе отраслевых юридических наук. Смотря на фундаментальный характер, наука конституционного права определяет структуру и системные связи всех других отраслевых юридических наук (административного, уголовного, гражданского, финансового, хозяйственного и других), то есть интегрирует систему отраслевых юридических наук. Наука конституционного права обосновывает и системообразующую роль конституционного права как отрасли права, законодательство и учебной дисциплины насчет соответствующих отраслевых систем. Эта функция является специальной, поскольку среди отраслевых юридических наук она свойственна только науке конституционного права.
2.8 Политическая и идеологическая функции
Другой специальной функцией науки конституционного права является политическая функция, специфика которой связана с предметом научных исследований в отрасли конституционного права. Это, в первую очередь, конституционно-правовые отношения, связанные с реализацией государственно-властных полномочий субъектов конституционного права. Такие правоотношения имеют политический характер, а субъекты, которые их осуществляют, являются в тоже время и субъектами политической системы Украины. Значит, науки конституционного права исследуя конституционно-правовые отношения, осуществляет научно-методологическое обеспечение политических процессов в Украине и обосновывает их легитимность.
Наука конституционного права также содействует формированию политической культуры населения, обосновывая легитимный характер политической деятельности как единый допустимый в правовом государстве вариант поведения. Научное обоснование конституционных положений об основах конституционного строя, формах прямого народовластия, политические права и свободы человека и гражданина, конституционные основы организации и деятельности политических партий и т.д. повышают как юридическую, так и политическую культуру граждан и предупреждают политический экстремизм. Особенно эффективно политическая функция науки конституционного права реализуется через научно-практические конференции, научно-популярные издания, «круглые» столы и семинары при участии политических деятелей и др., встречи с избирателями, которые посвящены конституционным основам политических процессам в Украине.
2.9 Идеологическая функция
Важной также является идеологическая функция науки конституционного права, которая реализуется через формирование национальной правовой идеологии на принципах конституционных положений. Статья 15 Конституции Украины определяет. Что общественная жизнь в государстве базируется на принципах политического, экономического и идеологического многообразия и не одна идеология не может признаваться государством как обязательная. Но это конституционное положение не предусматривает полного отсутствия любой национальной идеологии. На сегодняшний день же монопольная коммунистическая идеология изменилась на полный идеологический вакуум - в Украины не сформировано целостную научную обоснованную национальную идеологию.
Наука конституционного права имеет потенциальные возможности для формирования такой идеологии, которая бы не только признавала приоритет общечеловеческих ценностей33, а и определяла бы основные пути формирования в Украине гражданского общества.