Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:30, контрольная работа

Описание

Государственная административная власть в России называлась по-разному. Поэтому определенную сложность представляет использование нормативных документов по предмету исследования. До мая 2003г. аппаратные структуры всех государственных органов, а также воинские и правоохранительные подразделения именовались государственной службой.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность государственной службы 5
2.Виды государственной службы 8
3.Принципы государственной службы 13
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 45.17 Кб (Скачать документ)

       Специализированная  государственная служба предназначена  для реализации особо установленных  полномочий государственными служащими  с соответствующей профессиональной специализацией, которые исполняют  должностные обязанности в органах  государственной власти, имеющих  особую (специальную) компетенцию, как  правило, для выполнения преимущественно  однородной деятельности (по соответствующим  предметам ведения). Специализированная государственная служба выделяется как вид гражданской службы в  зависимости от функциональной специфики  и особенностей компетенции государственных  органов власти, а также специального профессионального образования, необходимого для исполнения полномочий по соответствующим  должностям государственной службы.

       К специализированным видам государственной  службы согласно действующему законодательству и сложившейся системе органов  государственной власти можно отнести:

  • дипломатическую государственную службы;
  • налоговую государственную службу;
  • правозащитную государственную службу;
  • контрольно-надзорную государственную службу
  • финансово-кредитную государственную службу
  • избирательную государственную службу – в аппаратах избирательных комиссий;
  • альтернативную государственную службу, предусмотренную в соответствии с Конституцией РФ.7

       Специальные функции и специальная компетенция  присущи также органам государства, которые призваны заниматься правоохранительной деятельностью. Она осуществляется путем применения юридических мер  воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном  соблюдении законодательно установленных  порядка, правил и процедур. Государственная  служба в правоохранительных органах, называемая правоохранительной, осуществляется на государственных должностях, учрежденных  в:

  • аппаратах судов РФ – судебная государственная служба;
  • органах Прокуратуры – прокурорская государственная служба;
  • органах внутренних дел – милицейская государственная служба;
  • органах налоговой полиции – налогово-полицейская государственная служба;
  • таможенных органах – таможенная государственная служба;
  • органах Федеральной службы безопасности – государственная служба безопасности;
  • органах Службы внешней разведки – разведывательная государственная служба;
  • органах юстиции – государственная служба юстиции;
  • в государственном нотариате – нотариальная государственная служба.

       Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях8, а также иностранными гражданами9 в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Режим и условия их службы определяются ведомственными нормативными актами.10

       Вместе  с тем, специфика государственно-служебной  деятельности современного государства  требует взаимодействия различных  служб, создаются службы, объединяющие в себе признаки и гражданской, и  военной. Некоторыми авторами предлагается отнесение понятия “военная служба”  только к так называемой войсковой, и выделение военизированной  службы, в возможный состав которой  будут входить:

  • охранная;
  • пожарная;
  • фельдъегерская;
  • правительственной связи;
  • спасательная;
  • казачья.

    Организация альтернативной гражданской службы представляет собой "комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой".11

    Правоохранительная  служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

       Вопросы специальной государственной службы в соответствии с федеральным  законом должны быть урегулированы  специальными федеральными законами. В таких законах необходимо определить:

  • особенности государственной службы;
  • правовой статус государственного служащего;
  • условия и порядок прохождения специальной государственной службы;
  • систему государственных должностей, уровней государственной службы, которые могут быть отличны от общегражданской государственной службы;
  • орган управления специальной государственной службой и его компетенцию;
  • соотношение специальной и общей государственной служб.
 
  1. Принципы  государственной  службы

       Принципы  государственной службы – это  основные, концептуальные начала и  догмы, положения и устои, на которых  покоится, основывается вся система  государственной службы в России.

       Стоит привести, прежде чем переходить к  характеристике системы и отдельных  принципов государственной службы, мнение Ю.И. Старилова о значении, понятии и характере указанных  принципов. Он полагает следующее:

       Вопрос  о принципах государственной  службы является важнейшим в структуре  института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной  службы» указывает на основополагающие черты, существенные характеристики, важнейшее  содержание и значение самой государственной  службы, а также на главнейшие юридические  положения в структуре одноименного правового института. 12

       Федеральный закон об основах государственной  службы впервые дает развернутый  перечень принципов государственной  службы в Российской Федерации. Они  отражают качественно новый подход законодателя к вопросу о теоретико-правовых аспектах построения государственной  службы в Российской Федерации.

       В целом они отличаются новизной, новаторским  подходом к самой проблеме и отражают складывающуюся, формирующуюся современную  концепцию государственной службы в стране.

       В литературе имеются разные подходы  к классификации принципов государственной  службы. Можно выделить из всего  комплекса принципов те, которые  относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются  с государственной службой. Д.Н.Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность; демократизм; профессионализм. Существует выделение конституционных  и организационно-функциональных принципов государственной службы.13

    Если  ранее принципы государственной  службы рассматривались лишь в юридической  литературе, то в 90-х годах XX столетия категория "принцип государственной  службы" вошла и в законодательство. Юридическое закрепление принципов  государственной службы означает их обязательность для всех субъектов, функционирующих в системе государственной  службы. Получив законодательное  закрепление, они призваны способствовать созданию прочной правовой основы укрепления законности в различных сферах общественной жизни. Например, в целях практической реализации принципа гласности в  деятельности судов Российской Федерации  принят Федеральный закон "Об обеспечении  доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".14

       Конституционные принципы обусловлены положениями  Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных  актах. В зависимости от занимаемого  места в структуре правового  регулирования института государственной  службы можно ст. 5 Федерального закона “Об Основах государственной  службы РФ” закрепляются основные принципы государственной службы:15

  • принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав (развивает положение часть 2 статьи 4 Конституции РФ). Этот принцип иначе называют принципом законности. Этот принцип является всеобщим.

       Верховенство  Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов.

       В структуру принципа верховенства Конституции  и законов входят принцип верности государственных служащих государству  при осуществлении служебных  обязанностей и принцип доверия  служащим со стороны, как государства, так и граждан; также важное значение приобретает и соразмерность  в государственном управлении, т.е. соответствие применяемых в управлении средств, способов и методов задачам  и целям управления.

  • Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод.

       Перед государственными служащими стоит  задача руководствоваться положениями  Конституции РФ в своей деятельности: учитывать интересы граждан; удовлетворять  их законные требования; признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  в полном объеме, установленном законодателем; создавать условия для активного  участия граждан в государственном  управлении.

  • Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Государственная служба представляет собой множество государственных должностей, учреждаемых в единой системе органов государственной власти. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Федерации – в совместном ведении РФ и ее субъектов.
  • Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей дифференцируется государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей.

       Каждый  вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной  власти, взаимодействует с другими  государственными органами, и при  этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

  • Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, в соответствии, с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

       Однако  совершенно ясно, что государственным  служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам  профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий  государственный орган. Претенденту  необходимо иметь образование и  подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий по должности. При  этом принцип равнодоступности к  государственной службе реализуется  посредством участия граждан  в конкурсе на вакантные государственные  должности государственной службы.

Информация о работе Государственная служба