Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 19:53, дипломная работа
На всем протяжении существования нашего государства миграционные процессы играли исключительно важную роль в социально-экономической и общественно-политической жизни страны и регионов. Миграция населения – позитивное явление, способствующее перераспределению населения и трудовых ресурсов по территории страны, росту производительных сил. Однако она порой приобретает остропроблемный характер.
С началом проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Новым социально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья.
Введение
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1.Понятие и типы миграции населения
1.2. Организационно-правовое регулирование миграционных процессов
1.3.Трудовая миграция
1.4.Вынужденные мигранты
1.5.Нелегальная миграция
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
2.2. Миграционные потоки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
2.3. О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
2.4. Вопросы нового миграционного законодательства в сфере трудовой миграции
2.5. Оценка влияния пребывания иностранных граждан на криминогенную ситуацию в регионе
Заключение
Список использованной литературы
По своей сути, любая миграция, а тем более незаконная, обладает криминогенным потенциалом, поскольку мигранты, попадая в новые условия, испытывают естественные социально-бытовые и психологические трудности. Данное обстоятельство и обусловливает повышенную криминогенность лиц этой категории. Недаром в решениях VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности негативные последствия незаконной миграции отнесены к криминогенным факторам.
Действительно, выявляется четкая закономерность между регионами с наиболее интенсивными миграционными процессами (прежде всего, в их нелегальных формах) и регионами, которые отличаются высоким уровнем преступности - чем интенсивнее миграционные процессы, тем выше показатели по коэффициентам преступности. Наиболее ярко указанная закономерность прослеживается в Бурятии, Хабаровском, Приморском и Красноярском краях, и в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Как показывают исследования, в районах, где число мигрантов невелико, переселенцы в криминологическом отношении ничем или почти ничем не выделяются среди остальной части населения. Но в местах, где мигрантов много, особенно где они размещены большими группами, преступность данной категории лиц составляет значительную часть общей преступности конкретного территориального образования в целом.
Кроме преступности незаконных мигрантов,
порожденной существующими
К основным видам преступной деятельности криминальных мигрантов относятся незаконный оборот наркотических средств; отмывание денег и финансовые аферы; кражи транспортных средств; похищение и контрабанда культурных ценностей и предметов духовно-религиозного характера; международный, религиозный, экономический, националистический терроризм; незаконная торговля оружием, живым товаром и ядерными материалами; контрабанда товаров, а также обычная легальная и полулегальная экономическая деятельность, поэтому криминальная миграция тяготеет к экономически выгодным зонам, предприятиям, проектам.
Взаимосвязь незаконной миграции с организованной преступностью с одной стороны заключается в том, что возможность включения в организованную преступную деятельность стимулирует миграционную активность преступных элементов. Приток в Российскую Федерацию новых членов организованных преступных формирований происходит преимущественно за счет иммигрантов из стран ближнего зарубежья. С другой же стороны, круг интересов организованной преступности определяет специфику значительной доли миграционных процессов, участники которых своей преступной деятельностью обеспечивают функционирование организованных групп криминального типа.
Наибольшую обеспокоенность
в настоящее время вызывает преступная
деятельность азербайджанских, армянских
и грузинских криминальных формирований.
Современное состояние
Азербайджанские преступные группы наиболее активны в торговле наркотиками, организации проституции, похищении автомобилей; имеют сильные позиции в таких сферах легального бизнеса, как торговля золотом, овощами и фруктами, автотранспортными средствами и др.
Армянские преступные группы
активны в организации финансов
Грузинские группировки характеризует стремление, опираясь на имеющееся в их составе наибольшее число коронованных «воров в законе», определять уголовную «политику. Грузинские преступные группы лидируют в совершении краж автотранспортных средств и корыстно-насильственной преступности, довольно высока их активность в организации финансовых афер и незаконной торговле оружием.
Значительное влияние на состояние криминальной обстановки в стране оказывают преступные формирования граждан государств «дальнего зарубежья». Особую роль здесь играют преступные группировки китайцев, вьетнамцев, корейцев.
По сведениям комитета
по международным делам
Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России. Но в связи с вступившими в силу с 15.01.2007 Федеральными законами №109-ФЗ и 110-ФЗ, по которым упростились правила и порядок миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядок трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, можно предположить, что количество нелегальных мигрантов сократилось.
ГЛАВА 2. Миграционные процессы в
Санкт-Петербурге и Ленинградской области
2.1. Организация и деятельность Управления федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Начало 90-х гг. ХХ в. характеризовались
бурными миграционными
Возникшая обвальная миграция населения потребовала принятия со стороны государства незамедлительных мер по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев. 14 декабря 1991 г. распоряжением Президента РФ №123 был образован Комитет по делам миграции при Министерстве труда и занятости населения РФ, преобразованный в 1992 г. в Федеральную Миграционную службу России.
Принятие в 1993 г. Законов «О беженцах», « О вынужденных переселенцах» с последующими изменениями и дополнениями законов создали нормативно-правовую базу для решения практических задач по приему, размещению и обустройству прибывших в регионы России вынужденных мигрантов.
С созданием Федеральной Миграционной Службы стали формироваться ее территориальные миграционные службы.
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции31.
ФМС России выполняет функции, ранее относившиеся к ведению Паспортно-визового Управления и Управления по делам миграции МВД России. Деятельность на территории России осуществляется территориальными органами, которые расположены в субъектах Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в сфере миграции на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Задачи, полномочия, организация деятельности и финансовое обеспечение территориального органа были утверждены приказом МВД РФ от 02.12.2006 № 983 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы».
УФМС России по Санкт-Петербургу
и Ленинградской области
Структуру УФМС составляют отделы по основным направлениям деятельности, территориальные отделения в районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Посты иммиграционного контроля (приложение 1).
Одно из направлений деятельности связано с вынужденной, трудовой и незаконной миграцией и реализуется четырьмя отделами.
Основными задачами, стоящими перед этими отделами являются:
Второе направление, связанное с вопросами гражданства и регистрационного учета, реализуется пятью отделами. Задачи, стоящие перед ними, следующие:
Третье направление связано с вопросами оформления и выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации и реализуется тремя отделами.
Все отделы по перечисленным
направлениям расположены в Санкт-
Территориальные отделы УФМС (всего 37 отделов) расположены в каждом районе Ленинградской области и каждом районе Санкт-Петербурга. Фактически, каждый из таких отделов выполняет для своего района функции по всем направлениям деятельности УФМС.
Посты иммиграционного контроля (всего 7 ПИКов: «Торфяновка», «Брусничное», «Светогорск», «Выборг ж/д», «Пулково», «Морпорт», «Ивангород») функционально связаны с отделом, осуществляющим функции по предупреждению и пресечению незаконной миграции.
Посты иммиграционного контроля расположены вдоль границы с Финляндией и Эстонией, а также в Санкт-Петербурге - в аэропорту и морском порту.
В обеспечивающее направление входят Организационно-аналитический отдел, отдел планирования и контроля, отдел кадрового обеспечения, отдел делопроизводства и контроля, отдел правового обеспечения и международного сотрудничества, отдел финансового обеспечения, отдел ресурсного обеспечения. Все эти отделы расположены в Санкт-Петербурге.
С момента образования (1 января 2006 г.) деятельность УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области показала себя, отвечающей предъявляемым требованиям российского миграционного законодательства. Неслучайно на Управление ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложены функции по координации деятельности территориальных органов ФМС России в Северо-Западном Федеральном округе. На базе Управления постоянно проводятся совещания, научно-практические конференции, на которых в конструктивном русле дается оценка и анализ миграционных процессов в регионе, ищутся пути решения возникающих проблем. Неоднократно Управление выходило с предложениями в ФМС России по оптимизации и упрощения применения миграционного законодательства.
2.2. Миграционные
потоки в Санкт-Петербурге и Ле
В 2007 году деятельность УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была направлена на выполнение мер Правительства РФ по выполнению мероприятий по реализации государственной миграционной политики; активизацию деятельности по борьбе с нелегальной миграцией; организацию работы по исполнению полномочий УФМС в сфере административного законодательства; активизацию деятельности в сфере иммиграционного контроля, связанной с вступлением в 2007 году в силу новых положений федерального законодательства в области миграции, сопровождающихся усилением административной и уголовной ответственности за нарушения иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства и правил привлечения и использования их труда работодателями; на оказание содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
Уменьшается число обращений в УФМС за статусом и число состоящих на учете мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, получивших временное убежище).
На сегодняшний день количественно категория вынужденных мигрантов настолько мала, что на демографическое развитие города она не оказывает существенного влияния. Аналогичная тенденция к уменьшению численности зарегистрированных сохраняется и в Ленинградской области.