Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:40, реферат
Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
Введение 3
1. Возникновение государства 5
1.1. Предпосылки возникновения государства 5
1.2. Основные теории происхождения государства 8
2. Понятие и признаки государства 12
2.1. Понятие государства 12
2.2. Признаки государства 15
Заключение 22
Список используемых источников 23
Обе
формулировки были широко распространены
и в науке, и в официальной
пропаганде. Однако они применимы
только к таким государствам, в
которых возникает высокая
С
точки зрения современных представлений,
государство должно выступать как
властная система, организующая общество
в интересах человека. И, как и
всякая система, государство должно
быть целостным: как во властно-организационном
плане, так в территориальном. Традиционно
государство рассматривается
В
узком смысле термин "государство"
служит для обозначения аппарата
управления, выделившегося из общества
и стоящего над ним Данное определение
подчеркивает структурный характер
организации государства, то есть наличие
системы государственных
В широком смысле государство можно рассматривать, как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. [7]
Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны. [10]
В
современной учебной литературе
государство обычно определяется, как
политико-территориальная
Приведенное
определение отражает общее понятие
государства, но больше подходит к современному
государству. В нем подчеркивается,
что государство есть политическая
организация всего общества, всех
его граждан. Оно выполняет необходимые
для общества функции, обеспечивает
его единство и целостность, управляет
важнейшими общественными делами. В
то же время государство призвано всесторонне
гарантировать права и свободы граждан,
поддерживать надежный и гуманный правопорядок
в обществе.
2.2.
Признаки государства
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Характеристику признаков государства следует проводить по двум направлениям:
1. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
1) Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.
Олицетворенная
в государственных органах и
учреждениях, публичная власть становится
государственной властью, т.е. той
реальной силой, которая обеспечивает
государственное принуждение, насилие.
Решающая роль в реализации принуждения
принадлежит отрядам
Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти: [3]
1.
Всеобъемлющий характер (универсальность).
Означает, что государственная власть
распространяется на всю
2. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
3.
Прерогатива государственной
4.
Структурированность
5.
Государственная власть имеет
особые каналы для передачи
своих велений, которых нет
у иных властей (право,
6.
Государственная власть - всегда
авторитет. Авторитет
7.
Государственная власть
Структуру государственной власти составляют: [4]
1. Субъект (государство в лице его органов);
2.
Объект (подвластные, население
3.
Властеотношения (отношения
Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком. [9]
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:
-аппаратной
(имеет механизм осуществления)
-суверенной (не зависит от иной власти),
-легитимной (опирается на закон) [11]
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
2)
Территориальная организация
В
догосударственном обществе принадлежность
индивида к тому или иному роду
обусловливалась кровным или
предполагаемым родством. Причем род
часто не имел, строго определенной
территории, перемещался с одного
места на другое. В государственно-
В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей. [2]
3)
Наличие аппарата принуждения,
наряду с аппаратом власти
и управления. Это особые отряды
вооруженных людей: армия,
4)
Государственная казна, с
2. Отличие государства от других политических организаций общества
Вторая
группа отличительных признаков
позволяет рассматривать
Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.
Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны. [5]
Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).
Внутренняя
сторона суверенитета выражается в
следующих свойствах
-универсальность
- власть в государстве
-
прерогатива - государство обладает
правом издавать законы и тем
самым определять масштаб
-
наличие особых средств для
передачи своих велений (право,