Институт материальной ответственности в административном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование института материальной ответственности в административном праве.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;
- раскрыть понятие материальной ответственности как вида административной ответственности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие и признаки административной ответственности . . . . . . . . 5
1.2 Материальная ответственность как вид административной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ . . . .15
2.1 Общие положения Федерального Закона «О материальной
ответственности военнослужащих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих.
Определение размера причинённого ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.4 Административное расследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Работа состоит из  1 файл

Институт материальной ответственности в адм праве курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

«При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), – разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности»[19].

Размер ущерба, причинённого умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения пострадавших военнослужащих, определяется фактическими затратами на лечение.

При определении размера возмещаемого ущерба, причинённого несколькими военнослужащими, применяется принцип солидарной ответственности, то есть для каждого отдельного с учётом степени вины и вида материальной ответственности.

«При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба»[20].

 

2.4 Административное расследование

 

Установление наличия условий применения к военнослужащему материальной ответственности осуществляется в особом процессуальном порядке – в ходе административного расследования. Административное расследование назначается командиром (начальником) сразу после обнаружения ущерба. Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» установлен месячный срок для проведения такого расследования. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

«Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия».[21]

В Космических войсках административные расследования проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке проведения административных расследований, введённой в действие Приказом Командующего Космическими Войсками от 23.09.2002 года №194 во исполнение требований приказов Министра обороны Российской Федерации 2001 года №10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», 1998 года №100 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации».

Административное (служебное) расследование – это деятельность командиров (начальников) и назначаемых ими лиц по установлению фактических обстоятельств проступков военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении в целях принятия на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений.

Все случаи причинения военнослужащими материального ущерба, согласно Инструкции, отнесены к случаям обязательного назначения и проведения административного расследования.

Рассмотрим подробнее алгоритм действий расследующего, то есть офицера, назначенного для проведения административного расследования:

1. Уяснение первоначальных данных по делу.

В этих целях расследующий должен прежде всего внимательно ознакомиться с содержанием имеющегося документа: рапорта, сообщения, акта ревизии – или получить информацию от командира (начальника).

2. Изучение положений российского законодательства, относящихся к делу.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что желательно строить такое изучение по принципу «от большого к малому». Очень часто в современном российском законодательстве прослеживается тенденция сужения правовых возможностей по движения к конкретному отраслевому законодательному акту. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо проработать федеральное законодательство по рассматриваемому вопросу. Эти положения, конечно, более общие, но они, зачастую, дают больше прав и возможностей, налагают более строгие ограничения и обязанности, чем принимаемые в их исполнение акты более низкого ранга. Такие казусы в законодательной базе нередко приводят к обращению в суд заинтересованных граждан и приостановлению или иногда и отмене отраслевого законодательного акта.

Ярким примером подобного развития процесса является приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. №200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Практически с момента начала его применения в военные суды начались массовые обращения военнослужащих, особенно находящихся в распоряжении командиров (начальников) воинских частей, на его несоответствие Федеральному Закону «О статусе военнослужащих», Постановлениям Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих денежным довольствием. И лишь после решения Верховного Суда Российской Федерации в сентябре 2007 года в этот приказ были внесены соответствующие изменения, которые устранили противоречия другим законодательным актам.

3. Составление плана проведения расследования (действий расследования).

«В любом административном расследовании обязательному доказыванию подлежат:

- событие проступка или происшествия;

- время, место, способ и иные обстоятельства их совершения;

- круг лиц, совершивших проступок или происшествие, степень вины каждого из них в совершении расследуемого деяния;

- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя;

- наступившие вредные последствия проступка или происшествия, их характер и размер;

- причины и условия, способствовавшие совершению проступка или происшествия»[22].

4. Проведение действий расследования.

К таким действиям, по мере необходимости, относятся:

- опросы свидетелей, очевидцев, потерпевших, виновных лиц;

- осмотр помещений (зданий, сооружений, мест происшествий и т.п.);

- сбор доказательной базы документов.

При опросах со всех лиц расследующий берёт подробные письменные объяснения, в которых отражены ответы на поставленные перед опрашиваемым вопросы. Такой перечень вопросов расследующий составляет сам для каждого конкретного опрашиваемого лица для детального восстановления картины происшедшего.

При осмотрах возможно составление планов и схем, которые будут необходимы для полноты расследования.

В процессе сбора доказательной базы документов расследующий приобщает к материалам расследования выписки из приказов командира (начальника) части о закреплении различных материальных средств и объектов за военнослужащими, о назначении их на соответствующие должности, должностные инструкции и другие необходимые документы.

5. Анализ собранных материалов.

На основе собранных материалов расследующий проводит анализ происшедшего для:

- установления всех достоверных фактов происшедшего;

- установления причин и способствующих факторов;

- определения степени вины военнослужащих;

- определения вида и размера материальной ответственности военнослужащих;

- разработки предлагаемых командиру (начальнику) мер и мероприятий для предотвращения и недопущения подобных фактов.

6. Оформление материалов административного расследования.

На основе собранных материалов расследующий составляет заключение по административному расследованию. На мой взгляд, структура такого документа должна быть следующей:

- определение основания для назначения расследования;

- подробное достоверное описание произошедшего на основании собранных материалов;

- приведение положений законодательных актов по делу;

- разбор произошедшего с точки зрения соответствия положениям законодательных актов и с указанием конкретных неправомерных действий военнослужащих;

- указание причин и способствующих произошедшему факторов;

- предложения командиру (начальнику) по степени и размеру привлечения военнослужащих к материальной ответственности и принятию мер по профилактике и недопущению подобных фактов.

При необходимости в заключении указывается предложение по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Материалы административного расследования для представления командиру (начальнику) представляются в следующей последовательности:

- титульный лист;

- основание назначения и проведения административного расследования;

- объяснительные;

- доклады;

- заключение.

7. Представление командиру (начальнику) материалов административного расследования.

В случае, если в заключении будет предложено подготовить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, командир (начальник) передает материалы административного расследования одному из дознавателей воинской части.

На основании представленных материалов административного расследования командир (начальник) принимает решение, в котором «определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части (учреждения), военнослужащих и других граждан и предотвращения подобных случаев в будущем, а также меры воздействия в отношении виновных лиц»[23].

Материалы всех административных расследований подшиваются в дело «Административные расследования» воинской части. На основании проведенного административного расследования принимается решение о материальной ответственности военнорслужащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В  соответствии  с поставленными  задачами  в  курсовой работе  изложены  следующие  результаты  исследования

Административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства.

Материальная ответственность как вид администартивной ответственности - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Наступает: а) если государству причинен прямой, реальный ущерб; б) при исполнении служебных обязанностей; в) противоправным деянием; г) виновно; д) между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административное право регулирует материальную ответственность только военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

1.      Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – 1993. – № 237. – 25 дек.

2.      Федеральный Закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.12.2004) Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.

3.      Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // Российская газета. – 1999. – 24 июля.

 

Учебная и научная литература

4.      Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. – М.: Статут, 2000.

5.      Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Расширенный, с использованием материалов судебной практики. – В 2-х книгах, книга 1-я. – М.: Статут, 2004.

6.      Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2003.

7.      Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права// Государство и право. - 2002. - №11.

8.      Бахрах Д.Н., Россинский Б.В, Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА , 2005.

9.      Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2000.

10. Бахрах Д.Н. Административное право. Часть общая: Учебник. – М., 1993.

11. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России// Государство и право. - 2003. - №10.

Информация о работе Институт материальной ответственности в административном праве