Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование института материальной ответственности в административном праве.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;
- раскрыть понятие материальной ответственности как вида административной ответственности;
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие и признаки административной ответственности . . . . . . . . 5
1.2 Материальная ответственность как вид административной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ . . . .15
2.1 Общие положения Федерального Закона «О материальной
ответственности военнослужащих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих.
Определение размера причинённого ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.4 Административное расследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
«При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), – разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности»[19].
Размер ущерба, причинённого умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения пострадавших военнослужащих, определяется фактическими затратами на лечение.
При определении размера возмещаемого ущерба, причинённого несколькими военнослужащими, применяется принцип солидарной ответственности, то есть для каждого отдельного с учётом степени вины и вида материальной ответственности.
«При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба»[20].
2.4 Административное расследование
Установление наличия условий применения к военнослужащему материальной ответственности осуществляется в особом процессуальном порядке – в ходе административного расследования. Административное расследование назначается командиром (начальником) сразу после обнаружения ущерба. Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» установлен месячный срок для проведения такого расследования. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.
«Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия».[21]
В Космических войсках административные расследования проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке проведения административных расследований, введённой в действие Приказом Командующего Космическими Войсками от 23.09.2002 года №194 во исполнение требований приказов Министра обороны Российской Федерации 2001 года №10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», 1998 года №100 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации».
Административное (служебное) расследование – это деятельность командиров (начальников) и назначаемых ими лиц по установлению фактических обстоятельств проступков военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении в целях принятия на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений.
Все случаи причинения военнослужащими материального ущерба, согласно Инструкции, отнесены к случаям обязательного назначения и проведения административного расследования.
Рассмотрим подробнее алгоритм действий расследующего, то есть офицера, назначенного для проведения административного расследования:
1. Уяснение первоначальных данных по делу.
В этих целях расследующий должен прежде всего внимательно ознакомиться с содержанием имеющегося документа: рапорта, сообщения, акта ревизии – или получить информацию от командира (начальника).
2. Изучение положений российского законодательства, относящихся к делу.
Особое внимание хотелось бы обратить на то, что желательно строить такое изучение по принципу «от большого к малому». Очень часто в современном российском законодательстве прослеживается тенденция сужения правовых возможностей по движения к конкретному отраслевому законодательному акту. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо проработать федеральное законодательство по рассматриваемому вопросу. Эти положения, конечно, более общие, но они, зачастую, дают больше прав и возможностей, налагают более строгие ограничения и обязанности, чем принимаемые в их исполнение акты более низкого ранга. Такие казусы в законодательной базе нередко приводят к обращению в суд заинтересованных граждан и приостановлению или иногда и отмене отраслевого законодательного акта.
Ярким примером подобного развития процесса является приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. №200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Практически с момента начала его применения в военные суды начались массовые обращения военнослужащих, особенно находящихся в распоряжении командиров (начальников) воинских частей, на его несоответствие Федеральному Закону «О статусе военнослужащих», Постановлениям Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих денежным довольствием. И лишь после решения Верховного Суда Российской Федерации в сентябре 2007 года в этот приказ были внесены соответствующие изменения, которые устранили противоречия другим законодательным актам.
3. Составление плана проведения расследования (действий расследования).
«В любом административном расследовании обязательному доказыванию подлежат:
- событие проступка или происшествия;
- время, место, способ и иные обстоятельства их совершения;
- круг лиц, совершивших проступок или происшествие, степень вины каждого из них в совершении расследуемого деяния;
- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя;
- наступившие вредные последствия проступка или происшествия, их характер и размер;
- причины и условия, способствовавшие совершению проступка или происшествия»[22].
4. Проведение действий расследования.
К таким действиям, по мере необходимости, относятся:
- опросы свидетелей, очевидцев, потерпевших, виновных лиц;
- осмотр помещений (зданий, сооружений, мест происшествий и т.п.);
- сбор доказательной базы документов.
При опросах со всех лиц расследующий берёт подробные письменные объяснения, в которых отражены ответы на поставленные перед опрашиваемым вопросы. Такой перечень вопросов расследующий составляет сам для каждого конкретного опрашиваемого лица для детального восстановления картины происшедшего.
При осмотрах возможно составление планов и схем, которые будут необходимы для полноты расследования.
В процессе сбора доказательной базы документов расследующий приобщает к материалам расследования выписки из приказов командира (начальника) части о закреплении различных материальных средств и объектов за военнослужащими, о назначении их на соответствующие должности, должностные инструкции и другие необходимые документы.
5. Анализ собранных материалов.
На основе собранных материалов расследующий проводит анализ происшедшего для:
- установления всех достоверных фактов происшедшего;
- установления причин и способствующих факторов;
- определения степени вины военнослужащих;
- определения вида и размера материальной ответственности военнослужащих;
- разработки предлагаемых командиру (начальнику) мер и мероприятий для предотвращения и недопущения подобных фактов.
6. Оформление материалов административного расследования.
На основе собранных материалов расследующий составляет заключение по административному расследованию. На мой взгляд, структура такого документа должна быть следующей:
- определение основания для назначения расследования;
- подробное достоверное описание произошедшего на основании собранных материалов;
- приведение положений законодательных актов по делу;
- разбор произошедшего с точки зрения соответствия положениям законодательных актов и с указанием конкретных неправомерных действий военнослужащих;
- указание причин и способствующих произошедшему факторов;
- предложения командиру (начальнику) по степени и размеру привлечения военнослужащих к материальной ответственности и принятию мер по профилактике и недопущению подобных фактов.
При необходимости в заключении указывается предложение по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Материалы административного расследования для представления командиру (начальнику) представляются в следующей последовательности:
- титульный лист;
- основание назначения и проведения административного расследования;
- объяснительные;
- доклады;
- заключение.
7. Представление командиру (начальнику) материалов административного расследования.
В случае, если в заключении будет предложено подготовить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, командир (начальник) передает материалы административного расследования одному из дознавателей воинской части.
На основании представленных материалов административного расследования командир (начальник) принимает решение, в котором «определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части (учреждения), военнослужащих и других граждан и предотвращения подобных случаев в будущем, а также меры воздействия в отношении виновных лиц»[23].
Материалы всех административных расследований подшиваются в дело «Административные расследования» воинской части. На основании проведенного административного расследования принимается решение о материальной ответственности военнорслужащих.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами в курсовой работе изложены следующие результаты исследования
Административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства.
Материальная ответственность как вид администартивной ответственности - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Наступает: а) если государству причинен прямой, реальный ущерб; б) при исполнении служебных обязанностей; в) противоправным деянием; г) виновно; д) между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.
Административное право регулирует материальную ответственность только военнослужащих и аттестованных работников МВД.
Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – 1993. – № 237. – 25 дек.
2. Федеральный Закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.12.2004) Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
3. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // Российская газета. – 1999. – 24 июля.
Учебная и научная литература
4. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. – М.: Статут, 2000.
5. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Расширенный, с использованием материалов судебной практики. – В 2-х книгах, книга 1-я. – М.: Статут, 2004.
6. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2003.
7. Антонова В.П. Состояние и перспективы развития науки административного права// Государство и право. - 2002. - №11.
8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В, Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА , 2005.
9. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2000.
10. Бахрах Д.Н. Административное право. Часть общая: Учебник. – М., 1993.
11. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России// Государство и право. - 2003. - №10.
Информация о работе Институт материальной ответственности в административном праве