Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование института материальной ответственности в административном праве.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;
- раскрыть понятие материальной ответственности как вида административной ответственности;
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие и признаки административной ответственности . . . . . . . . 5
1.2 Материальная ответственность как вид административной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ . . . .15
2.1 Общие положения Федерального Закона «О материальной
ответственности военнослужащих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих.
Определение размера причинённого ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.4 Административное расследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Административное право
Институт материальной ответственности в административном праве
Курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие и признаки административной ответственности . . . . . . . . 5
1.2 Материальная ответственность как вид административной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ . . . .15
2.1 Общие положения Федерального Закона «О материальной
ответственности военнослужащих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих.
Определение размера причинённого ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.4 Административное расследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
ВВЕДЕНИЕ
Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.
Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
Дисциплинарная и материальная ответственности является одними из основных видов административной ответственности. Вопрос о материальной ответственности (как виде юридической ответственности) недостаточно разработан в научной литературе и освещен в учебной административно-правовой литературе. Более того, в некоторых учебниках по административному праву эта проблема вообще не освещается, что едва ли можно признать нормальным, учитывая сложность и комплексность развития административно-правовых институтов в условиях рыночной экономики.
Материальная ответственность является одним из видов административной ответственности.
В современной России, при развитии экономической инфраструктуры вопрос материальной ответственности ставится с новой точки зрения. И административное право, административное законодательство должно уделять больше внимания этим вопросам.
Объект исследования – общественные отношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности.
Предмет исследования – материальная ответственность как вид административной ответственности.
Цель курсовой работы – исследование института материальной ответственности в административном праве.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;
- раскрыть понятие материальной ответственности как вида административной ответственности;
- исследовать особенности материальной ответственности военнослужащих.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованной литературы.
1. ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
1.1. Понятие и признаки административной ответственности
Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»[1].
Административная ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность, поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»[2].
Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.
Признаки юридической ответственности.
Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.
Как вид юридической ответственности административная ответственность обладает следующими признаками:
- представляет собой меру государственного воздействия;
- наступает при совершении правонарушения и наличии вины;
- применяется компетентными органами и должностными лицами;
- состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
- применяемые санкции строго определены законом.
В то же время административная ответственность обладает следующими характерными чертами.
Признаки административной ответственности[3]:
- административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
- административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях;
- основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;
- к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица;
- мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание;
- административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);
- административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;
- применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока;
- дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.
Вышеуказанные черты позволяют отличить административную ответственность от других видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет свой специфический состав и принципы.
Причины административной ответственности.
Административная ответственность базируется на следующих причинах:
- законность;
- целесообразность ответственности;
- ответственность за вину;
- неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;
- индивидуализация мер ответственности;
- гуманизм;
- гласность.
1.2 Материальная ответственность как вид административно1
ответственности
Материальная ответственность государственного наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.
Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.
Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду[4].
Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.
Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.
Виды карательной ответственности — административная и дисциплинарная — состоят в применении взысканий, то есть карательных санкций, с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная — это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен:
- прямой, реальный ущерб;
- при исполнении служебных обязанностей;
- противоправным деянием;
- виновно;
- между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.
Административным правом четко регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих », принятом в июне 1999 г.
От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда, при этом виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия, она носит имущественный характер.
Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству[5].
Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.
Информация о работе Институт материальной ответственности в административном праве