Институт материальной ответственности в административном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование института материальной ответственности в административном праве.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;
- раскрыть понятие материальной ответственности как вида административной ответственности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Понятие и признаки административной ответственности . . . . . . . . 5
1.2 Материальная ответственность как вид административной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ . . . .15
2.1 Общие положения Федерального Закона «О материальной
ответственности военнослужащих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной
ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих.
Определение размера причинённого ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.4 Административное расследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Работа состоит из  1 файл

Институт материальной ответственности в адм праве курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)


Административное право                                         Пачина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институт материальной ответственности в административном праве

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. ИНСТИТУТ  МАТЕРИАЛЬНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В 

АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1. Понятие и признаки административной ответственности . . . . . . . . 5

1.2  Материальная ответственность как вид административной

ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2. МАТЕРИАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ . . . .15

2.1  Общие положения Федерального Закона «О материальной

ответственности военнослужащих» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.2 Условия привлечения военнослужащего к материальной

ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.3 Виды материальной ответственности военнослужащих.

Определение размера причинённого ущерба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

2.4 Административное расследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

Дисциплинарная и материальная ответственности является одними из основных видов административной ответственности. Вопрос о материальной ответственности (как виде юридической ответственности) недостаточно разработан в научной литературе и освещен в учебной административно-правовой литературе. Более того, в некоторых учебниках по административному праву эта проблема вообще не освещается, что едва ли можно признать нормальным, учитывая сложность и комплексность развития административно-правовых институтов в условиях рыночной экономики.

Материальная ответственность является одним из видов административной ответственности.

В современной России, при развитии экономической инфраструктуры вопрос материальной ответственности ставится с новой точки зрения. И административное право, административное законодательство должно уделять больше внимания этим вопросам.

Объект исследования – общественные отношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности.

Предмет исследования – материальная ответственность как вид административной ответственности.

Цель курсовой работы – исследование института материальной ответственности в административном праве.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и признаки административной ответственности;

- раскрыть понятие материальной ответственности как вида административной  ответственности;

- исследовать особенности материальной ответственности военнослужащих.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИНСТИТУТ  МАТЕРИАЛЬНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В 

АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

 

1.1. Понятие и признаки административной ответственности

 

Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: «нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности»[1].

Административная ответственность также философско-социологическое понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое содержание ответственности не может быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление административно-правовой обязанности возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность, поэтому можно охарактеризовать также как: «регламентированную нормами и правоприменительную актами систему общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности»[2].

Административная ответственность носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение служащих органов управления и граждан зависит от уровня их правосознания интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти властные веления составляют внешний правовой механизм регулирования юридической ответственности.

Признаки юридической ответственности.

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Как вид юридической ответственности административная ответственность обладает следующими признаками:

          - представляет собой меру государственного воздействия;

          - наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

          - применяется компетентными органами и должностными лицами;

          - состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

          - применяемые санкции строго определены законом.

В то же время административная ответственность обладает следующими характерными чертами.

Признаки административной ответственности[3]:

- административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;

- административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях;

- основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;

- к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица;

- мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание;

- административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);

- административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;

- применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока;

- дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.

Вышеуказанные черты позволяют отличить административную ответственность от других видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности и имеет свой специфический состав и принципы.

Причины административной ответственности.

Административная ответственность базируется на следующих причинах:

- законность;

- целесообразность ответственности;

- ответственность за вину;

- неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

- индивидуализация мер ответственности;

- гуманизм;

- гласность.

 

1.2  Материальная ответственность как вид административно1

ответственности

 

Материальная ответственность государственного наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которым причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.

Этот вид юридической ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду[4].

Материальная ответственность не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.

Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы.

Виды карательной ответственности — административная и дисциплинарная — состоят в применении взысканий, то есть карательных санкций, с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная — это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен:

- прямой, реальный ущерб;

- при исполнении служебных обязанностей;

- противоправным деянием;

- виновно;

- между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом четко регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие нормы содержатся в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих », принятом в июне 1999 г.

От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что размер применяемых санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда, при этом виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия, она носит имущественный характер.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу. Возмещение ущерба военнослужащими и призванными на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству[5].

Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения названных выше лиц к материальной ответственности. Он отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Информация о работе Институт материальной ответственности в административном праве