Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа
Целью этой работы является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Источники административного права и их виды………………...……….4
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов………………...…………..8
3. Система источников административного права………………………....26
Заключение……………………………………………………………….………29
Список литературы……………………………………………………………....31
Подзаконные
нормативно-правовые акты. Своеобразие
указов и распоряжений Президента Российской
Федерации связано с его
В зависимости от характера полномочий
Президента все его указы можно классифицировать
на:
- указы в границах собственных полномочий;
- указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
- указы, подлежащие
утверждению Советом Федерации
(о введении военного
По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.
Нормативные
указы содержат нормы права и
регулируют разнообразные сферы
общественной жизни, имеют общеобязательный
характер. Особенно много указов принимается
для регулирования отношений
в области экономики (о приватизации,
рынке ценных бумаг, инвестициях
и т.д.). Иногда они сопровождаются
утверждением положений об органах,
выполняющих определенные функции,
или о порядке деятельности в
конкретной сфере общественных отношений.
Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый
характер и принимаются по конкретным
вопросам управления (о назначении на
должность, присвоении звания и т.д.).
Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.
Президенты
республик, входящих в состав Российской
Федерации, тоже издают правовые акты
в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию
нормативно-правовые акты российского
Правительства. Эти акты можно подразделить
на акты, издаваемые во исполнение Конституции,
федеральных законов и нормативных указов
Президента, и акты по вопросам собственной
компетенции. Специфика координирующей,
управленческой деятельности Правительства
сказывается на содержании и массиве принимаемых
актов.
Правительство разрабатывает, утверждает
и реализует базовые нормативно-правовые
акты и целевые комплексные программы,
рассчитанные на длительный период действия
(федеральный бюджет, федеральная программа
поддержки малого Предпринимательства
и т.д.).
Принимаемые
им акты: во-первых, оперативно регулируют
отношения в различных отраслях общественной
и государственной жизни;
во-вторых, устанавливают правовые ориентиры
для деятельности всех органов исполнительной
власти, предприятий и учреждений;
в-третьих, вводят нормативно-правовые
основы для издания других правовых актов.
Правила
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов
исполнительной власти и их государственной
регистрации (утв. постановлением Правительства
РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 11.12.1997 N 1538, от 06.11.1998
N 1304, от 11.02.1999 N 154, от 30.09.2002 N 715, от 07.07.2006
N 418)) устанавливают, что нормативные правовые
акты федеральных органов исполнительной
власти (далее именуются - нормативные
правовые акты) издаются на основе и во
исполнение федеральных законов, указов
и распоряжений Президента Российской
Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации,
а также по инициативе федеральных органов
исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными
органами исполнительной власти в виде
постановлений, приказов, распоряжений,
правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в
виде писем и телеграмм не допускается.
В соответствии
с действующим
Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.
Инструкции же, регулируя определенные стороны деятельности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или проставления грифа утверждения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете "Российские вести" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" издательства "Юридическая литература" или распространяемых центром правовой информации "Система".
На уровне
субъектов Федерации
Основным
нормативным актом, регламентирующим
взаимоотношения органов власти
и граждан на уровне области, является
устав, выполняющий функции
В ряде областей, краях и городах федерального значения формированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.
Весьма
существенно расширены
Нормативные правовые акты органов местного
самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина,
вступают в силу после их официального
опубликования (обнародования).
Их представительные органы (дума, муниципальный
совет и др.) по вопросам своего ведения
принимают коллегиальные решения, а главы
органов местного самоуправления (главы
администраций, мэры, старосты) - постановления
и распоряжения. Форма опубликования данных
актов определяется уставом данной административно-
Все отмеченные выше акты могут быть как
нормативными, так и правоприменительными.
Тематический спектр нормативных установлении
органов местного самоуправления весьма
богат: это и акты об утверждении местного
бюджета, и акты об охране природы, общественного
порядка, предоставлении жилья, развитии
коммунального хозяйства и т.д. Региональный
характер регулируемых отношений позволяет
отнести эти акты к категории локальных.
Они обязательны для исполнения всеми
расположенными на соответствующей территории
предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от форм собственности, а также
должностными лицами и гражданами. Специфика
этих актов заключается в том, что они
имеют также локальную, ограниченную сферу
действия, регулируя как управленческие,
так и непосредственно производственные,
коммерческие, научные, учебные и иные
отношения, связанные с функциональным
назначением предприятия. Решения, как
правило, имеют нормативное содержание
и принимаются коллегиальными органами
управления (общим собранием акционеров,
советом директоров и т.п.).
Приказы нормативного и индивидуального
значения принимаются руководителями
предприятий, учреждений и организаций.
С их помощью регулируются вопросы труда,
заработной платы, материального поощрения
и другие связи и отношения внутриорганизационного
характера.
Распоряжения же принимаются директором
предприятия, его заместителями и руководителями
структурных подразделений для решения
проблем, связанных с исполнением приказов
и по иным оперативно-методическим вопросам.
Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых актов общественных организаций. Они определяются самими организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ. Правовая природа этих нормативных актов производна от государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование определенной группы общественных отношений.
Наряду
с нормативно-правовыми актами государственных
органов в системе источников права некоторых
стран определенное место занимали нормативно-правовые
акты, издаваемые общественными органами
и организациями. Как известно, сами по
себе решения (акты) общественных организаций,
так же, как и решения любых партийных
органов и организаций, не содержат в себе
правовых норм и не имеют юридической
силы. Таковую они могут получить лишь
в двух случаях. Во-первых, при издании
совместного с государственными органами
решения по одному и тому же вопросу. Например,
в условиях существования СССР имела место
практика принятия такого рода совместных
актов по наиболее важным вопросам государственной
и общественной жизни. Эти акты, с момента
их издания приобретали не только общественно-политический,
но и юридический характер. И во-вторых,
в случае предварительной или последующей
санкции (разрешения) государства. Последняя
может выражаться в разных формах. Наиболее
распространенные из них последующие
санкции, придающие, в случае необходимости,
каждому отдельному акту общественных
организаций юридический характер и придание
юридической силы актам общественных
организаций на основе специально изданного
для этого закона или иного законодательного
акта.
Например, согласно действовавшему в СССР
и других восточно-европейских странах
законодательству, профсоюзы в лице их
высших органов имели право на издание
актов юридического характера по вопросам
социального страхования, санаторного
обслуживания и по некоторым другим вопросам.
Необходимость издания такого рода актов
была вызвана стремлением привлечения
общественных организаций к правотворческому
процессу, к их активному участию в государственной
и общественно-политической жизни.
Система
нормативно-правовых актов Российской
Федерации была бы неполной без выделения
группы международно-правовых актов. В
соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции
РФ "общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором
Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида - директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.
Система источников административного права
Все действующие
источники административного
Нередко систему источников административного
(финансового, семейного и других отраслей
права) называют административным (финансовым,
семейным и т. д.) законодательством. Это
некорректно. Известно, что нормы административного
права содержатся не только в законах,
их очень много в подзаконных актах. В
п. 2 ст. 3 ГК РФ сказано: "Гражданское
законодательство состоит из настоящего
Кодекса и принятых в соответствии с ним
иных федеральных законов...". И административное
законодательство следует понимать как
систему законов, в которых имеются нормы
административного права. А всю совокупность
действующих источников этой отрасли
можно назвать системой источников административного
права (СИАП). Административное законодательство
образует ядро, важную часть СИАП. В этом
первая особенность СИАП, резко отличающая
ее от системы источников уголовного права.
Во-вторых,
ст. 72 Конституции России устанавливает,
что административное и административно-
В-третьих, особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.
В-четвертых,
СИАП огромна по числу входящих в
нее источников. Это прежде всего
объясняется универсализмом и иными
особенностями административной власти.
Поэтому требуется большое
Информация о работе Источники административного права, их понятия и виды