Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание

Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. Понятие «источник права» уже в античное время использовалось многими исследователями (Тит Ливий, Цицерон) в смысле основы, на базе которой получает развитие право любой страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………..………….…………………………………….…………...…… 3
Глава 1. Общая характеристика источника права ………………………..…… 6
1.1 Понятия источников права..…………...……………………………………..…... 6
1.2 Источники административного права: понятия и признаки…………………….9
Глава 2. Система источников в административном праве ….................……..15

2.1 классификация источников в административном праве ……………..….….... 15
2.2 Ведомственные акты как источники административного права …………....25
2.3 Судебная практика как источник административного права ……………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….………....…………….…….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………...……..36

Работа состоит из  1 файл

Источники.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ …………..………….…………………………………….…………...…… 3

Глава 1. Общая характеристика источника права ………………………..…… 6

1.1 Понятия источников права..…………...……………………………………..…... 6

1.2 Источники административного права: понятия и признаки…………………….9

Глава 2. Система источников в административном праве ….................……..15

 

2.1 классификация источников в административном праве ……………..….….... 15

2.2 Ведомственные акты как источники административного права …………....25

2.3 Судебная практика как источник административного права ……………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….………....…………….…….34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………...……..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

Введение

 

Актуальность исследования заключается в том, что административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами.

Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. Понятие «источник права» уже в античное время использовалось многими исследователями (Тит Ливий, Цицерон) в смысле основы, на базе которой получает развитие право любой страны.

В наше время под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Во-вторых, нужно знать, что нормы права возникают не самопроизвольно, они вырабатываются, формулируются в результате сознательно-волевой деятельности людей на основе существующего в данном обществе уровня юридического сознания, а затем включаются как статьи, параграфы, пункты и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Вследствие вышеизложенного, акты, содержащие такие правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской федерации. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Так, на шестых «Лазаревских чтениях» в апреле 2002г. одним из первых направлений было обоснование необходимости дальнейшего совершенствования теоретической основы, т.е. переосмысления и в определенном смысле разработки современной теории административного права, определением существующих в нем понятий, вычленением и обоснованием различных его институтов, подотраслей административного права.

Важным также является решение проблем, связанных с его системой и структурой, принципами и функциями, созданием нового административного законодательства, его дальнейшей систематизацией и кодификацией. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля, активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.

Объектом курсовой работы является общественные отношения в сфере права в Российской Федерации, регулируемые источниками административного права.

Предметом работы являются нормы конституционного , административного права, регулирующие в Российской Федерации.

Целью курсовой роботы является  теоретическое  изучение источников административного права.

Степень разработанности темы. Проблема исследовалась в трудах таких ученых как A.A. Гладковым, К.В. Кузнецовым, В.И. Кузнецова., М.Н. Козиным, A.A. Макаровым, Н.В. Нестеровичем, A.B. Пикуликом, Ю.П. Панибратовым, К.А. Перовым, А.Г.

Задачи  курсовой   работы:

      Изучить понятие источников права;

      Определить признаки источников  административного права;

      Исследовать классификацию источников в административном праве;

      Выявить ведомственные акты как источники административного права.

Методологической  основой   курсовой    работы  является  системный, комплексный  подход к анализу источников права.

Теоретико-методологической    основой     работы  являются  универсальны общенаучные  методы     анализа, синтеза  и  другие  методы.

Структура  курсовой   работы  состоит   из   введения,   двух глав, заключения  и  списка   изученной   литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика источника права

1.1    Понятия источников права

 

 

Современное административное право как правовая отрасль и соответствующая область российского законодательства переживает период интенсивного развития, в процессе которого уточняется предмет правового регулирования, реформируются практически все его институты и сама система. Наука административного права пытается обобщить происходящие изменения, сформулировать новые положения, обосновать и предложить направления дальнейшего реформирования.

Понятие «источник права» можно рассмотреть в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об «источнике права». Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая норма, форма в которой правило поведения объектировано. По мнению С. С. Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере.[1]

Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом.

Существует и более узко - специальный смысл понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.

 

В государствах, континентальной Европы это обычно акты нормативного характера. Обычай почти не используется, договор не имеет распространения, а понятие прецедента отвергается правовой системой на континенте.

Установление правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. Главная проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права. Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана на официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.

Под источником права понимается обусловленный характером правопонимания общества отдельный способ признания социальных норм.

В течение многих лет ученые России подходили к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса. Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалось  в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью, было, была ограниченность и непоследовательность изучения во-просов касающихся источников права.

Целый ряд авторов для того чтобы достичь четкости в этом вопросу предлагают для обозначения термина» источники права которые имеют существенный материальный смысл и источники права, имеющие название юридические источники права, определять при помощи словосочетания такого как «источники правовых норм».

Можно сказать, что единый подход к этому вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к форме права”. В нашей юридической науке нет понятия источника права, которое было бы признано общепринятым.

Помимо этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или административные и судебные прецеденты в истории права. Но при этом сами формы, вы-ражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права не-посредственно.

Следует отметить, что различия между тем подходом, о котором говорилось выше и той позицией, которую занимают другие ученые, не столь уж велики как это могло бы показаться, если брать всю ситуацию целиком. Дело в то, что в обоих случаях принято рассматривать вопрос с позиций формирования права, а также и форм его бытия.

В настоящее время в условиях, когда политическое мышление изменилось, очень часто право рассматривается как ценность для общества в целом. Но именно в источниках права очень часто появляется общесоциальное в нашем праве. Помимо этого, сама система источников права всё еще не избавилась от минусов командно-административной системы. На нынешнем уровне система источников прав недостаточно еще цивилизованна. Очень важным вопросом этой проблемы служит неопределенность в выборе места актов конституционного контроля РФ в самой системе источников права. Надо думать, чтобы построить в нашей стране полностью правовое государство, требуется сделать глобальную переоценку источников права с включением в нее доктрины права, правовых принципов, практики судебного делопроизводства, правовых обычаев.

 

 

 

1.2 Источники административного права: понятия и признаки

 

 

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Итак, признаки источников административного права:

1.                  являются основанием осуществления управленческой деятельности органов (должностных лиц) государства;

2.                  издаются специально уполномоченными на то органами, должностными лицами;

3.                  выражают волю принявшего их субъекта;

4.                  имеют определенную форму, то есть внешнее выражение;

5.                  обладают строгой иерархичностью;

6.                  распространение содержащихся в них административно-правовых норм на все отрасли государственного управления;

7.                  содержащиеся в них нормы рассчитаны на более или менее длительное или постоянное применение;

8.                  с их помощью регулируются земельные, финансовые, трудовые и иные отношения, являющиеся предметом регулирования отдельных отраслей права;

9.                  влекут юридические последствия, то есть создают юридические права и обязанности и другие.

Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. [2]

Однако,  следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”.  Какие же именно отношения входят в область интересов административного права? 

Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное  управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

Информация о работе Источники административного права