Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа
Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. Понятие «источник права» уже в античное время использовалось многими исследователями (Тит Ливий, Цицерон) в смысле основы, на базе которой получает развитие право любой страны.
ВВЕДЕНИЕ …………..………….…………………………………….…………...…… 3
Глава 1. Общая характеристика источника права ………………………..…… 6
1.1 Понятия источников права..…………...……………………………………..…... 6
1.2 Источники административного права: понятия и признаки…………………….9
Глава 2. Система источников в административном праве ….................……..15
2.1 классификация источников в административном праве ……………..….….... 15
2.2 Ведомственные акты как источники административного права …………....25
2.3 Судебная практика как источник административного права ……………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….………....…………….…….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………...……..36
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………..………….…………………………………….…………
Глава 1. Общая характеристика источника права ………………………..…… 6
1.1 Понятия источников права..…………...……………………………………..
1.2 Источники административного права: понятия и признаки…………………….9
Глава 2. Система источников в административном праве ….................……..15
2.1 классификация источников в административном праве ……………..….….... 15
2.2 Ведомственные акты как источники административного права …………....25
2.3 Судебная практика как источник административного права ……………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………….………....…………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………...……..36
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы госаппарата – исполнительной власти.
В демократическом государстве формирование деятельности административной ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими нормами.
Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти.
Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. Понятие «источник права» уже в античное время использовалось многими исследователями (Тит Ливий, Цицерон) в смысле основы, на базе которой получает развитие право любой страны.
В наше время под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Во-вторых, нужно знать, что нормы права возникают не самопроизвольно, они вырабатываются, формулируются в результате сознательно-волевой деятельности людей на основе существующего в данном обществе уровня юридического сознания, а затем включаются как статьи, параграфы, пункты и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Вследствие вышеизложенного, акты, содержащие такие правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.
В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской федерации. Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Так, на шестых «Лазаревских чтениях» в апреле 2002г. одним из первых направлений было обоснование необходимости дальнейшего совершенствования теоретической основы, т.е. переосмысления и в определенном смысле разработки современной теории административного права, определением существующих в нем понятий, вычленением и обоснованием различных его институтов, подотраслей административного права.
Важным также является решение проблем, связанных с его системой и структурой, принципами и функциями, созданием нового административного законодательства, его дальнейшей систематизацией и кодификацией. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля, активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.
Объектом курсовой работы является общественные отношения в сфере права в Российской Федерации, регулируемые источниками административного права.
Предметом работы являются нормы конституционного , административного права, регулирующие в Российской Федерации.
Целью курсовой роботы является теоретическое изучение источников административного права.
Степень разработанности темы. Проблема исследовалась в трудах таких ученых как A.A. Гладковым, К.В. Кузнецовым, В.И. Кузнецова., М.Н. Козиным, A.A. Макаровым, Н.В. Нестеровичем, A.B. Пикуликом, Ю.П. Панибратовым, К.А. Перовым, А.Г.
Задачи курсовой работы:
Изучить понятие источников права;
Определить признаки источников административного права;
Исследовать классификацию источников в административном праве;
Выявить ведомственные акты как источники административного права.
Методологической основой курсовой работы является системный, комплексный подход к анализу источников права.
Теоретико-методологической основой работы являются универсальны общенаучные методы анализа, синтеза и другие методы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка изученной литературы.
Глава 1. Общая характеристика источника права
1.1 Понятия источников права
Современное административное право как правовая отрасль и соответствующая область российского законодательства переживает период интенсивного развития, в процессе которого уточняется предмет правового регулирования, реформируются практически все его институты и сама система. Наука административного права пытается обобщить происходящие изменения, сформулировать новые положения, обосновать и предложить направления дальнейшего реформирования.
Понятие «источник права» можно рассмотреть в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об «источнике права». Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая норма, форма в которой правило поведения объектировано. По мнению С. С. Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И. Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере.[1]
Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом.
Существует и более узко - специальный смысл понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.
В государствах, континентальной Европы это обычно акты нормативного характера. Обычай почти не используется, договор не имеет распространения, а понятие прецедента отвергается правовой системой на континенте.
Установление правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. Главная проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права. Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными. Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права. Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана на официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.
Под источником права понимается обусловленный характером правопонимания общества отдельный способ признания социальных норм.
В течение многих лет ученые России подходили к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса. Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалось в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью, было, была ограниченность и непоследовательность изучения во-просов касающихся источников права.
Целый ряд авторов для того чтобы достичь четкости в этом вопросу предлагают для обозначения термина» источники права которые имеют существенный материальный смысл и источники права, имеющие название юридические источники права, определять при помощи словосочетания такого как «источники правовых норм».
Можно сказать, что единый подход к этому вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к форме права”. В нашей юридической науке нет понятия источника права, которое было бы признано общепринятым.
Помимо этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или административные и судебные прецеденты в истории права. Но при этом сами формы, вы-ражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права не-посредственно.
Следует отметить, что различия между тем подходом, о котором говорилось выше и той позицией, которую занимают другие ученые, не столь уж велики как это могло бы показаться, если брать всю ситуацию целиком. Дело в то, что в обоих случаях принято рассматривать вопрос с позиций формирования права, а также и форм его бытия.
В настоящее время в условиях, когда политическое мышление изменилось, очень часто право рассматривается как ценность для общества в целом. Но именно в источниках права очень часто появляется общесоциальное в нашем праве. Помимо этого, сама система источников права всё еще не избавилась от минусов командно-административной системы. На нынешнем уровне система источников прав недостаточно еще цивилизованна. Очень важным вопросом этой проблемы служит неопределенность в выборе места актов конституционного контроля РФ в самой системе источников права. Надо думать, чтобы построить в нашей стране полностью правовое государство, требуется сделать глобальную переоценку источников права с включением в нее доктрины права, правовых принципов, практики судебного делопроизводства, правовых обычаев.
1.2 Источники административного права: понятия и признаки
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Итак, признаки источников административного права:
1. являются основанием осуществления управленческой деятельности органов (должностных лиц) государства;
2. издаются специально уполномоченными на то органами, должностными лицами;
3. выражают волю принявшего их субъекта;
4. имеют определенную форму, то есть внешнее выражение;
5. обладают строгой иерархичностью;
6. распространение содержащихся в них административно-правовых норм на все отрасли государственного управления;
7. содержащиеся в них нормы рассчитаны на более или менее длительное или постоянное применение;
8. с их помощью регулируются земельные, финансовые, трудовые и иные отношения, являющиеся предметом регулирования отдельных отраслей права;
9. влекут юридические последствия, то есть создают юридические права и обязанности и другие.
Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. [2]
Однако, следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”. Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?
Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-