Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия нормативных актов как источников административного права, дать их характеристику, раскрыть существующие между ними связи, рассмотреть возможные пути улучшения эффективности административного законодательства.
В рамках обозначенной проблемы в данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика и классификация источников административного права.
Законодательные акты как источники административного права.
Подзаконные нормативно правовые акты, являющиеся источниками административного права.

Работа состоит из  1 файл

Доделать.админ.право.docx

— 38.57 Кб (Скачать документ)

Введение

     Прежде  всего, следует отметить, что под  источниками административного  права понимаются внешние формы  выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода нормы. Такие акты называются нормативными, и в данной работе будут рассмотрены именно они.

      Актуальность  данной работы достаточно велика, так  как административное право, как  совокупность правовых норм, является одной  из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового  регулирования и разнообразием  охватываемых им отношений. Данные отношения  должны быть строго регламентированы в различных юридических нормах. Соответственно, юридические нормы  имеют огромное количество источников.

      Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов  и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

     Целью данной работы является раскрытие понятия  нормативных актов как источников административного права, дать их характеристику, раскрыть существующие между ними связи, рассмотреть возможные пути улучшения эффективности административного законодательства.

     В рамках обозначенной проблемы в данной работе будут рассмотрены следующие  вопросы:

    Характеристика  и классификация источников административного  права.

    • Законодательные акты как источники административного права.
    • Подзаконные нормативно правовые акты, являющиеся источниками административного права.
 

 

      1. Характеристика  и классификация  источников административного  права.

     Под источниками административного  права следует понимать формы  выражения содержание норм административного  права. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные  акты.

     Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом  отрасли: разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования  социальных процессов, объективной  потребностью децентрализации исполнительной власти.

     Вследствие  этого все источники административного  права необходимо классифицировать по определенным основаниям.

      Существует  значительное количество юридических  норм, которые можно отнести к  чисто административно-правовым источникам. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут  быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

      Одной из самых распространенных и значимых классификаций нормативно-правовых актов является разделение их по юридической  силе. По данному основанию все  источники административного права  можно разделить на:

      I.   Законодательные акты

      II. Подзаконные нормативно-правовые акты.

      Законодательные акты.

      1. Нормы права, действующие на  федеральном уровне. К ним относятся: 

  • Международные договоры.

Конституцией  Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, международные договоры России как источники административного права, имеют высшую юридическую силу.

  • Конституция РФ.
  • Федеральные конституционные законы. Например, ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
  • Федеральные законы. В этой категории источников административного права основным, без сомнения, следует считать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству.

      2. Нормы права, действующие на  уровне субъектов федерации. К  ним относятся: 

  • Конституции, уставы субъектов Федерации;
  • Законы субъектов Федерации. Примером законодательного акта, являющегося источником административного права на уровне субъекта Российской Федерации может служить закон Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения».

     Подзаконные акты.

     1. В этой группе высшей юридической  силой обладают акты Президента  РФ. Поскольку Конституция Российской  Федерации не отнесла Президента  ни к одной из трех ветвей  власти, Президент и его акты  занимают особое место в правовой  системе России. Акты Президента  – важнейший источник административного права.

      К актам Президента РФ относятся:

            а) указы Президента;

            б) распоряжения Президента.

      2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

      3. Ведомственные нормативно-правовые  акты. Здесь различают:

      а) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

      б) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

      в) акты руководителей аппаратов Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации  и др.;

      г) акты Банка России.

      д) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов  Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

      е) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

      ж) приказы, постановления центральных  органов специальной компетенции субъектов Федерации;

      з) приказы, постановления местных  органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

      е) приказы, инструкции администраций, государственных  предприятий, учреждений субъектов Федерации.

      Особое  место в системе подзаконных  источников административного права  занимают акты правосудия.

      Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

      Акты  правосудия могут двумя способами  влиять на систему норм. Во-первых, признавая  незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым  прямо или косвенно отменяя, изменяя  их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

        В России акты правосудия не  считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

 

      2. Законодательные  акты как источники  административного  права. 

      По  законодательным актом следует  понимать нормативно-правовой акт, принятый в установленном порядке уполномоченным на то законодательным органом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      В первом вопросе была приведена классификация  законодательных актов в зависимости  от их юридической силы. В соответствии с ней Законы делятся на:

    • Международные акты, действующие на территории РФ
    • Конституцию РФ
    • Федеральные конституционные законы
    • Федеральные законы
    • Законы субъектов Российской федерации

     Международные акты, действующие  на территории РФ. Данная группа источников права занимает главенствующее место в правовой системе Российской Федерации.  Они обладают высшей юридической силой и в случае противоречия между ними и любыми другими законами применяются правила международного договора. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и другие.

        Конституция РФ.

      Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что  она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет балансах интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

      Конституция занимает главное место в системе  нормативно-правовых актов, которое  определяется ее особыми свойствами и особой ролью.

      Выполняя  непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми  системами.

      Конституция в широком смысле – основной источник российского права в целом  и во многом его отдельных отраслей. Она является главной нормативной  базой для действующего законодательства, в том числе и для административного  права. Многие нормы Конституции  РФ имеют административно-правовую направленность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст. 3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46), определяют сферу деятельности федеральных  органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства  РФ и так далее.

      Нормы, содержащиеся в Конституции РФ, являются, прежде всего, нормами конституционного и одновременно административного  права.

      К конституционным источникам административно  права относятся Конституции  республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов.

      Федеральные конституционные  законы.

<

Информация о работе Источники административного права