Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия нормативных актов как источников административного права, дать их характеристику, раскрыть существующие между ними связи, рассмотреть возможные пути улучшения эффективности административного законодательства.
В рамках обозначенной проблемы в данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика и классификация источников административного права.
Законодательные акты как источники административного права.
Подзаконные нормативно правовые акты, являющиеся источниками административного права.
Введение
Прежде
всего, следует отметить, что под
источниками административного
права понимаются внешние формы
выражения административно-
Актуальность
данной работы достаточно велика, так
как административное право, как
совокупность правовых норм, является
одной из самых крупных отраслей
права, что обусловлено, в свою очередь,
большим объемом предмета правового
регулирования и разнообразием
охватываемых им отношений. Данные отношения
должны быть строго регламентированы
в различных юридических
Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.
Целью
данной работы является раскрытие понятия
нормативных актов как
В рамках обозначенной проблемы в данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика и классификация источников административного права.
1. Характеристика и классификация источников административного права.
Под источниками административного права следует понимать формы выражения содержание норм административного права. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.
Особенностью
отрасли административного
Вследствие
этого все источники
Существует значительное количество юридических норм, которые можно отнести к чисто административно-правовым источникам. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).
Одной
из самых распространенных и значимых
классификаций нормативно-
I. Законодательные акты
II. Подзаконные нормативно-правовые акты.
Законодательные акты.
1. Нормы права, действующие на федеральном уровне. К ним относятся:
Конституцией Российской Федерации установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, международные договоры России как источники административного права, имеют высшую юридическую силу.
2. Нормы права, действующие на уровне субъектов федерации. К ним относятся:
Подзаконные акты.
1.
В этой группе высшей
К актам Президента РФ относятся:
а) указы Президента;
б) распоряжения Президента.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
3.
Ведомственные нормативно-
а) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;
б) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;
в)
акты руководителей аппаратов
г) акты Банка России.
д) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);
е) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;
ж) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;
з) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);
е) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.
Особое место в системе подзаконных источников административного права занимают акты правосудия.
Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.
Акты
правосудия могут двумя способами
влиять на систему норм. Во-первых, признавая
незаконными или
В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.
2. Законодательные акты как источники административного права.
По
законодательным актом следует
понимать нормативно-правовой акт, принятый
в установленном порядке
В
первом вопросе была приведена классификация
законодательных актов в
Международные акты, действующие на территории РФ. Данная группа источников права занимает главенствующее место в правовой системе Российской Федерации. Они обладают высшей юридической силой и в случае противоречия между ними и любыми другими законами применяются правила международного договора. Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения и другие.
Конституция РФ.
Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет балансах интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция – это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.
Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью.
Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.
Конституция
в широком смысле – основной источник
российского права в целом
и во многом его отдельных отраслей.
Она является главной нормативной
базой для действующего законодательства,
в том числе и для
Нормы, содержащиеся в Конституции РФ, являются, прежде всего, нормами конституционного и одновременно административного права.
К конституционным источникам административно права относятся Конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Федеральные конституционные законы.
<