Источники административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия нормативных актов как источников административного права, дать их характеристику, раскрыть существующие между ними связи, рассмотреть возможные пути улучшения эффективности административного законодательства.
В рамках обозначенной проблемы в данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика и классификация источников административного права.
Законодательные акты как источники административного права.
Подзаконные нормативно правовые акты, являющиеся источниками административного права.

Работа состоит из  1 файл

Доделать.админ.право.docx

— 38.57 Кб (Скачать документ)
p align="justify">      Перечень  конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке  деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения  и т.д. (всего их 14).

      Данные  нормативно-правовые акты занимают особое положение в системе российского  законодательства и повышенную юридическую силу. Это обуславливается следущими обстоятельствами:

      Во-первых, в Конституции прямо закреплены данные акты, и круг регулируемых ими  отношений. Во-вторых, для федеральных  конституционных законов предусмотрена  особая процедура принятия – необходимо одобрение не менее 3/4 от числа депутатов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. И, наконец, на данные нормативно-правовые акты Президент РФ не может наложить вето.

      Федеральные законы.

      Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны  экономической, политической, культурной жизни страны. Особой разновидностью данных законов являются органические и чрезвычайные законы.

        Органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К этим законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Несомненно, одним из основных юридических актов, являющимся источником административного права и относящимся к данному типу законов будет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В нем закрепляются основные принципы административного законодательства, дается понятие административного правонарушения и основные составы данных правонарушений, устанавливаются основные положения административно-процессуальной деятельности. Также важную роль играют и другие законы-кодексы – Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, которые содержат значительное число норм административного права. В частности, в Трудовом кодексе РФ, являющимся фундаментом трудового законодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы – главы «Коллективный договор», «Трудовой договор» и ряд других. Являясь нормами трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основных институтов административного права – государственной службы, статусом служащих, отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.  

      Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются  при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, и носят временный характер.

      Принятие  федерального закона осуществляется на заседании Государственной Думы. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало более  половины от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации  необходимо не менее двух третей голосов  депутатов.

      Некоторые законы могут иметь весьма существенное значение для всех субъектов Федерации (ст. 106 Конституции РФ). В этой связи они принимаются к рассмотрению Советом Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. Для преодоления разногласий между двумя палатами Федерального Собрания могут создаваться согласительные комиссии.

      Текст принятого закона в течение четырнадцати дней подписывается и обнародуется Президентом. В случае несогласия с некоторыми положениями закона Президент может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Государственную Думу.

      Законы  субъектов Российской Федерации.

      В настоящее время законодательная  форма источников административного  права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут  найти свое выражение и в законодательных  актах представительных органов  всех субъектов РФ. В числе таковых  можно назвать Кодекс Нижегородской  области об административных правонарушениях, закон Воронежской области от 21 ноября 1994 г. «Об органах государственной  власти Воронежской области»; закон  Республики Башкортостан от 13 октября 1994 г. «О государственной службе в  Республике Башкортостан», закон Орловской  области «Об ответственности  за административные правонарушения в  Орловской области».

      Таким образом, в данном вопросе раскрывается понятие законодательных актов  как источников административного  права. Классификация данных актов  приводится в зависимости от их юридической  силы. Главенствующую роль в системе  источников административного права  имеют Международные договоры РФ и Конституция РФ. Так же необходимо отметить особый статус Федеральных  конституционных законов, определяющийся особой процедурой принятия и невозможностью Президентом наложить на них вето. Среди федеральных законов –  источников административного права  огромную роль играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  и другие кодексы. Дополняет систему  законодательных источников административного  права законодательные акты представительных органов субъектов Российской Федерации.

 

       3. Подзаконные нормативно  правовые акты, являющиеся  источниками административного  права.

      Указы и распоряжения Президента РФ.

      Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным  законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным  актам.

      В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно  классифицировать на:

      – указы в границах собственных полномочий;

      – указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

      – указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

      По  юридической значимости указы делятся  на нормативные и правоприменительные.

      Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

      Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый  характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

     Принципиальное  значение имеют Указы Президента РФ: "О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями); "О  полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000 г.; "О Государственном совете Российской Федерации" от 1 сентября 2000 г. и другие. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции РФ).

      Распоряжения  Президента также носят ненормативный характер и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

         Нормативные акты Правительства РФ.

         Очень важны и многообразны  по содержанию нормативно-правовые  акты российского Правительства.

      Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных  законов и нормативных указов  Президента, и акты по вопросам собственной  компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

         Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого Предпринимательства и т.д.).

        Принимаемые им акты:

      во-первых, оперативно регулируют отношения в  различных отраслях общественной и государственной жизни;

      во-вторых, устанавливают правовые ориентиры  для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;

      в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для  издания других правовых актов.

      Правила подготовки нормативных правовых актов  федеральных органов

исполнительной  власти и их государственной регистрации  устанавливают, что нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных  органов исполнительной власти в  пределах их компетенции. Нормативные  правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

           Издание нормативных правовых  актов в виде писем и телеграмм  не допускается.

      В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения  же, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем  Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей. Постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после их подписания.

        Ведомственные нормативные акты.

      Министерства, федеральные службы, федеральные  агентства и иные органы  издают правовые акты, именуемые приказами  и инструкциями. Их назначение –  детально урегулировать управленческие отношения. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и др.

      Приказы могут быть как нормативными, так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.

      Инструкции  же, регулируя определенные стороны деятельности министерства, всегда имеют нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания приказа или проставления грифа утверждения.

      В качестве примера данных правовых актов  можно назвать Положение о  порядке замещения должностей преподавательского состава государственных высших учебных заведений Российской Федерации; Инструкцию об организации работы органов  внутренних дел Российской Федерации  при рассмотрении вопросов гражданства  Российской Федерации.

      Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в газете «Российские вести» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» или распространяемых центром правовой информации «Система».

      Акты  типа "инструкция", "Положение" довольно схожи по содержанию, и еще предстоит точнее определить особенности каждого вида. Не всегда находится верный баланс между распорядительными актами – приказ, указание, распоряжение – и вышеназванными нормативно-методическими документами. Подчас либо методические документы утверждаются как самостоятельные и меняются, отменяются любым образом, либо нормативные документы типа письма изменяют распорядительные акты. Было бы лучше с помощью последних вводить в действие методические документы, не умаляя их самостоятельного значения для решения оперативно-распорядительных задач.

Информация о работе Источники административного права