Избирательные комиссии РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:06, реферат

Описание

Гражданин России, обладающий активным и пассивным избирательным правом, может свободно выдвинуть свою кандидатуру либо иную другую, агитировать "за" или "против" любого кандидата, участвовать или не участвовать в голосовании. На страже его прав стоят избирательные комиссии - сегодня реально участвующие в организации и проведении выборов, независимые в своих решениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, подчиняющиеся только закону. Этот основополагающий принцип в деятельности избирательных комиссий закреплен в п. 11 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах.

Содержание

Введение


1.Система избирательных комиссий


2.Государственно-правовой статус избирательных комиссий



3.Порядок формирования избирательных комиссий


4.Компетенция избирательных комиссий


Заключение

Работа состоит из  1 файл

избиркомы готов.docx

— 30.38 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение 

  1. Система избирательных комиссий
 
  1. Государственно-правовой статус избирательных  комиссий
 
 
  1. Порядок формирования избирательных  комиссий
 
  1. Компетенция избирательных комиссий
 

Заключение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

После принятия в 1993 году Основного Закона страны в  России создана система избирательных  комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации - права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

На основании  ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, нижестоящие  избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение в Российской Федерации федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Гражданин России, обладающий активным и пассивным  избирательным правом, может свободно выдвинуть свою кандидатуру либо иную другую, агитировать "за" или "против" любого кандидата, участвовать  или не участвовать в голосовании. На страже его прав стоят избирательные  комиссии - сегодня реально участвующие  в организации и проведении выборов, независимые в своих решениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, подчиняющиеся  только закону. Этот основополагающий принцип в деятельности избирательных  комиссий закреплен в п. 11 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" и  в соответствующих федеральных  и региональных законах о выборах.

Полномочия избирательных комиссий подробно установлены в избирательном законодательстве, избирательных кодексах ряда регионов, а также в законах и положениях об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. Всего в базе данных функционального комплекса задач "Право" в ЦИК России находится более 300 законов субъектов Российской Федерации о выборах. 
 
 

1. Система избирательных  комиссий. 

 Избирательные  комиссии, обеспечивающие периодическое  проведение избирательных кампаний, представляют собой гибкую систему,  адаптированную к выборам органов  федерального, регионального и местного  уровней и способную функционировать  в автономном режиме. Как всякая  сложная социальная система, она  является слаженным, живым организмом, части которого (избирательные комиссии) взаимодействуют друг с другом  строго по правилам, установленным  в соответствующих законах о  выборах.

Взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) формируются соответственно федеральными или региональными законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст.10), а реализуют они свои полномочия, исходя из другого конституционного принципа - разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст.5).

Не входя ни в одну из трех ветвей государственной  власти, система избирательных комиссий в целом действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой являются государственными органами (п.11 ст.21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации"), а остальные представляют собой  общественные образования, решения  которых по вопросам, связанным с  проведением выборов, также обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц (п.13 ст.21 указанного Федерального закона).

В п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" представлены все виды избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это - ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам  в органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления, территориальные (районные, городские и другие) избирательные и участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии не образуют централизованную систему. Федеральные законы о выборах  устанавливают соподчиненность  и распределение полномочий между  комиссиями только применительно к  проведению выборов в федеральные  органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей  избирательной комиссией для  всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации  и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных  комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При  этом нормы как федеральных, так  и региональных законов о выборах  не должны противоречить требованиям  Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации". Важно подчеркнуть, что в случае, если они противоречат указанному Федеральному закону, то применяются  нормы этого Закона.

Таким образом, при проведении конкретных выборов  действует строго определенная система  избирательных комиссий, структура  которой определяется уровнем и  видом выборов. Различают три  уровня выборов - федеральные, региональные и муниципальные (местные). По видам  выборы подразделяются на выборы в  законодательные (представительные) органы государственной власти (федеральные  и региональные), представительные органы местного самоуправления, а  также выборы высших должностных  лиц регионов и глав муниципальных  образований, иных должностных лиц  местного самоуправления.

На рисунке 1 в качестве примера представлены структурная схема системы избирательных  комиссий при выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания, областной Думы, городской  Думы, а на рисунке 2 - при выборах  Президента Российской Федерации, губернатора  области и мэра города.

Из представленных структурных схем видно, что полный набор избирательных комиссий используется только при выборах депутатов  Государственной Думы, в том числе  здесь действуют и 225 окружных избирательных  комиссий, которые организуют выборы в пределах своих одномандатных  избирательных округов.

2. Государственно-правовой  статус избирательных  комиссий 

Правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации  как государственных органов  проявляется в следующем:

  • в пределах своей компетенции они независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • осуществляют свои полномочия на постоянной основе и являются юридическими лицами;
  • их деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации);
  • они формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе предложений избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательных органах;
  • обладают собственной компетенцией, установленной избирательным законодательством;
  • их акты, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий;
  • наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • имеют собственные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно.

Наиболее важным компонентом является независимость  и самостоятельность избирательных  комиссий. Для обеспечения законного  и демократического избирательного процесса они должны быть в правовом, организационно-техническом и финансовом отношении независимы от государственных  органов и их должностных лиц. Для того, чтобы сделать стабильной работу избирательных комиссий, обеспечить преемственность, потребовалось законодательным путем закрепить их деятельность на постоянной основе. Только постоянно действующие ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в состоянии решать задачи развития избирательной системы России, совершенствования законодательства о выборах и референдумах, освоения новых прогрессивных избирательных технологий, способствующих проведению выборов на уровне международных стандартов в области избирательного права.

Наделение избирательных  комиссий четко очерченным кругом полномочий, придание комиссиям высшего уровня статуса особой разновидности постоянно  действующих государственных органов  явилось важнейшим 

Установленный законом порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  делает их практически полностью  независимыми в финансовом отношении  от государственных органов и  должностных лиц.

Важным признаком  принадлежности ЦИК России и избирательных  комиссий субъектов Российской Федерации  к государственным органам является их право принимать решения и  акты, которые являются обязательными  для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных  органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, кандидатов и граждан. Аналогичный уровень государственной  защиты принимаемых решений имеют  и нижестоящие (окружные, территориальные  и участковые)

Деятельность  ЦИК России по осуществлению контроля за соблюдением прав граждан на участие в выборах подробно определена в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В целях обеспечения  деятельности избирательных комиссий высшего уровня в качестве государственных  органов, согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", ЦИК  России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации  имеют собственные аппараты. Работники  этих аппаратов являются государственными служащими, на которых распространяется действие Федерального закона "Об основах  государственной службы в Российской Федерации".

В соответствии с целями и основными задачами ЦИК России аппарат обеспечивает ее деятельность, в частности:

подготовку и  проведение выборов депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания, Президента Российской Федерации;

осуществление мероприятий, связанных с соблюдением  избирательных прав граждан Российской Федерации;

подготовку заседаний  ЦИК России, общероссийских и межрегиональных  семинаров, селекторных совещаний;

реализацию комплекса  мер по развитию Государственной  автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", повышению  правовой культуры избирателей, подготовки кадров организаторов выборов, организации  общегосударственной системы регистрации (учета) избирателей;

контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов;

оказание правовой, методической, организационно-технической  помощи нижестоящим избирательным  комиссиям и так далее.

Структура и  штаты работников аппаратов избирательных  комиссий высшего уровня устанавливаются  в пределах выделяемых им бюджетных  средств. В настоящее время аппарат  ЦИК России составляет 175 человек, а  избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации - 5-10 человек. 

3. Порядок формирования  избирательных комиссий.

 В основу  формирования избирательных комиссий  всех уровней положено обеспечение  их независимого статуса. Именно  в соответствии с этим принципом  в марте 1999 года формировалась  ЦИК России. В соответствии со  ст. 22 Федерального закона "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации" состав был назначен  в равной численной пропорции  Государственной Думой и Советом  Федерации как палатами Федерального  Собрания Российской Федерации  и Президентом Российской Федерации  как главой государства.

Так, из 15 членов ЦИК России с правом решающего  голоса по установленной процедуре 5 членов были назначены Государственной  Думой Федерального Собрания из числа  кандидатур, предложенных депутатскими фракциями в Государственной  Думе; 5 членов Комиссии - Советом Федерации  Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации; 5 членов Комиссии - Президентом Российской Федерации.

Информация о работе Избирательные комиссии РФ