Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:06, реферат
Гражданин России, обладающий активным и пассивным избирательным правом, может свободно выдвинуть свою кандидатуру либо иную другую, агитировать "за" или "против" любого кандидата, участвовать или не участвовать в голосовании. На страже его прав стоят избирательные комиссии - сегодня реально участвующие в организации и проведении выборов, независимые в своих решениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, подчиняющиеся только закону. Этот основополагающий принцип в деятельности избирательных комиссий закреплен в п. 11 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах.
Введение
1.Система избирательных комиссий
2.Государственно-правовой статус избирательных комиссий
3.Порядок формирования избирательных комиссий
4.Компетенция избирательных комиссий
Заключение
Содержание:
Введение
Заключение
Введение.
После принятия в 1993 году Основного Закона страны в России создана система избирательных комиссий, выполняющая исключительную роль в обеспечении основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации - права избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
На основании
ст. 21 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации избирательные
Гражданин России,
обладающий активным и пассивным
избирательным правом, может свободно
выдвинуть свою кандидатуру либо
иную другую, агитировать "за" или
"против" любого кандидата, участвовать
или не участвовать в голосовании.
На страже его прав стоят избирательные
комиссии - сегодня реально участвующие
в организации и проведении выборов,
независимые в своих решениях
от органов государственной
Полномочия избирательных
комиссий подробно установлены в избирательном
законодательстве, избирательных кодексах
ряда регионов, а также в законах и положениях
об избирательных комиссиях субъектов
Российской Федерации. Всего в базе данных
функционального комплекса задач "Право"
в ЦИК России находится более 300 законов
субъектов Российской Федерации о выборах.
1.
Система избирательных
комиссий.
Избирательные
комиссии, обеспечивающие периодическое
проведение избирательных
Взаимоотношения избирательных комиссий внутри самой системы строятся с учетом федеративного устройства Российской Федерации. Об этом говорит тот факт, что два высших уровня избирательных комиссий (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) формируются соответственно федеральными или региональными законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти на основе принципа разделения властей, закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст.10), а реализуют они свои полномочия, исходя из другого конституционного принципа - разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст.5).
Не входя ни
в одну из трех ветвей государственной
власти, система избирательных комиссий
в целом действует как
В п. 1 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" представлены все виды избирательных комиссий, действующих в Российской Федерации. Это - ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам в органы законодательной власти и представительные органы местного самоуправления, территориальные (районные, городские и другие) избирательные и участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии не образуют централизованную систему. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей избирательной комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом нормы как федеральных, так и региональных законов о выборах не должны противоречить требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Важно подчеркнуть, что в случае, если они противоречат указанному Федеральному закону, то применяются нормы этого Закона.
Таким образом, при проведении конкретных выборов действует строго определенная система избирательных комиссий, структура которой определяется уровнем и видом выборов. Различают три уровня выборов - федеральные, региональные и муниципальные (местные). По видам выборы подразделяются на выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти (федеральные и региональные), представительные органы местного самоуправления, а также выборы высших должностных лиц регионов и глав муниципальных образований, иных должностных лиц местного самоуправления.
На рисунке 1
в качестве примера представлены
структурная схема системы
Из представленных структурных схем видно, что полный набор избирательных комиссий используется только при выборах депутатов Государственной Думы, в том числе здесь действуют и 225 окружных избирательных комиссий, которые организуют выборы в пределах своих одномандатных избирательных округов.
2.
Государственно-правовой
статус избирательных
комиссий
Правовой статус ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации как государственных органов проявляется в следующем:
Наиболее важным
компонентом является независимость
и самостоятельность
Наделение избирательных
комиссий четко очерченным кругом полномочий,
придание комиссиям высшего уровня
статуса особой разновидности постоянно
действующих государственных
Установленный законом порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации делает их практически полностью независимыми в финансовом отношении от государственных органов и должностных лиц.
Важным признаком
принадлежности ЦИК России и избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации
к государственным органам
Деятельность ЦИК России по осуществлению контроля за соблюдением прав граждан на участие в выборах подробно определена в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности избирательных комиссий высшего уровня в качестве государственных органов, согласно п. 13 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют собственные аппараты. Работники этих аппаратов являются государственными служащими, на которых распространяется действие Федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации".
В соответствии с целями и основными задачами ЦИК России аппарат обеспечивает ее деятельность, в частности:
подготовку и
проведение выборов депутатов
осуществление мероприятий, связанных с соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
подготовку заседаний ЦИК России, общероссийских и межрегиональных семинаров, селекторных совещаний;
реализацию комплекса
мер по развитию Государственной
автоматизированной системы Российской
Федерации "Выборы", повышению
правовой культуры избирателей, подготовки
кадров организаторов выборов, организации
общегосударственной системы
контроль за целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов;
оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям и так далее.
Структура и
штаты работников аппаратов избирательных
комиссий высшего уровня устанавливаются
в пределах выделяемых им бюджетных
средств. В настоящее время аппарат
ЦИК России составляет 175 человек, а
избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации - 5-10 человек.
3. Порядок формирования избирательных комиссий.
В основу
формирования избирательных
Так, из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса по установленной процедуре 5 членов были назначены Государственной Думой Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями в Государственной Думе; 5 членов Комиссии - Советом Федерации Федерального Собрания из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5 членов Комиссии - Президентом Российской Федерации.