Избирательные комиссии РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:06, реферат

Описание

Гражданин России, обладающий активным и пассивным избирательным правом, может свободно выдвинуть свою кандидатуру либо иную другую, агитировать "за" или "против" любого кандидата, участвовать или не участвовать в голосовании. На страже его прав стоят избирательные комиссии - сегодня реально участвующие в организации и проведении выборов, независимые в своих решениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, подчиняющиеся только закону. Этот основополагающий принцип в деятельности избирательных комиссий закреплен в п. 11 ст. 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах.

Содержание

Введение


1.Система избирательных комиссий


2.Государственно-правовой статус избирательных комиссий



3.Порядок формирования избирательных комиссий


4.Компетенция избирательных комиссий


Заключение

Работа состоит из  1 файл

избиркомы готов.docx

— 30.38 Кб (Скачать документ)

При назначении членов ЦИК России Государственной  Думой вначале все депутатские  фракции и группы после предварительного обсуждения на своих заседаниях определили 8 кандидатур.

На пленарном  заседании путем "рейтингового" голосования по каждой из предложенных кандидатур были определены 5 претендентов, получивших наибольшее число голосов. Затем открытым голосованием был  утвержден в целом список из 5 человек. В принятом в марте 1999 года постановлении "О назначении членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" партийная или фракционная принадлежность назначенных членов ЦИК России от Государственной Думы не указывалась, что еще раз подчеркивает независимый статус Комиссии.

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации претерпел  существенные изменения в ходе совершенствования  избирательного законодательства. Согласно первому варианту Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации" (1994 г.) формирование региональных избирательных  комиссий осуществлялось законодательными (представительными) и исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Однако норма, согласно которой не менее половины членов комиссии назначались законодательным  органом, привела к тому, что на практике нарушался один из основополагающих принципов формирования избирательных  комиссий - паритетная основа. В ряде регионов избирательные комиссии на две трети состояли из членов, назначенных 

Представленные  в указанном Федеральном законе положения в полном объеме применяются  и при формировании окружных избирательных  комиссий по выборам в федеральные  и региональные законодательные  органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, территориальных  и участковых избирательных комиссий.

В целях обеспечения  гарантий проведения выборов в сроки, установленные соответствующими законами о выборах, в ст. 23 указанного Федерального закона установлено право вышестоящей  избирательной комиссии производить  назначение членов комиссии с правом решающего голоса в случае, если уполномоченные на то органы не назначают  по какой-либо причине состав комиссии либо ее часть в установленные законами сроки.

Порядок формирования избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации, окружных, территориальных  и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Указанными законами устанавливаются примерная численность избирательных комиссий, порядок избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии, решаются другие процедурные вопросы.

Ранее отмечалось право вышестоящих избирательных  комиссий в определенных законом  случаях самостоятельно назначать  членов с правом решающего голоса в состав нижестоящих избирательных  комиссий. Это право закреплено в  указанном Федеральном законе за ЦИК России в отношении своевременного формирования окружных избирательных  комиссий. Сделано это не случайно, а с учетом особого статуса  этих комиссий, обеспечивающих подготовку, проведение и определение результатов  выборов по одномандатным избирательным  округам.

Полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случае, если кандидаты или списки кандидатов были избраны или приняли участие  в распределении депутатских  мандатов, продолжаются до окончания  регистрации кандидатов (списков  кандидатов) на следующих выборах. Смысл  этого положения состоит в  том, что указанные члены комиссии в течение этого периода будут  со знанием дела наблюдать, контролировать работу избирательных комиссий и  участвовать в ней. При этом они  обладают вышеперечисленными правами, связанными с подготовкой всех выборов  и референдумов, в проведении которых  в этот период принимает участие  соответствующая избирательная  комиссия.

Согласно действующему законодательству полномочия члена  комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению  лица или органа, назначивших этого члена комиссии, и переданы другому лицу.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" ввел как некоторые ограничения при  формировании состава избирательных  комиссий, так и 

В указанном  Федеральном законе установлена  обязанность органа, назначившего члена  комиссии, назначить не позднее чем  в месячный срок нового члена комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам. В случае невыполнения этого требования члена комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия. Эта норма безусловно обеспечивает преемственность и стабильность в работе избирательных комиссий, особенно в период подготовки и проведения выборов.

Кроме того, на основании  п.п. 13 и 14 ст. 24 указанного Федерального закона член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности  или подвергнут мерам административного  взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или  без его согласия переведен на другую работу. 

4. Компетенция избирательных  комиссий.

Одним из определяющих начал правового статуса избирательных  комиссий является принцип коллегиальности  в организации деятельности комиссий. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" и  распространяется на организацию работы всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Рядом организационных  особенностей характеризуется, в частности, процедура созыва и проведения заседаний  избирательной комиссии, распределения  обязанностей между ее членами, решения  комплекса других взаимосвязанных  вопросов. Так, избирательная комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем  на две трети от установленного числа. Применительно к ЦИК России федеральными органами государственной власти должно быть назначено, как минимум, 10 членов комиссии с правом решающего голоса. 

В соответствии с указанным Федеральным законом  заседания избирательной комиссии имеет право созывать председатель комиссии или по его поручению  заместитель председателя. Заседание  может быть созвано также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание  избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство  от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Исключение сделано для избирательных комиссий высшего уровня (ЦИК России, избирательные  комиссии субъектов Российской Федерации), заседания которых правомочны при  наличии не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса. Подобное исключение обусловлено тем, что эти комиссии в ходе проведения соответствующих избирательных кампаний осуществляют многообразные координационные функции, в том числе с правоохранительными и налоговыми органами, другими государственными органами, руководят деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, принимают важные решения по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав граждан, что требует повышенной ответственности членов указанных комиссий.

Члены избирательных  комиссий с правом решающего голоса имеют право вносить предложения  по повестке дня заседаний, а также  замечания и предложения по существу обсуждаемых вопросов. Кроме того, по требованию любого члена комиссии, в том числе и с правом совещательного голоса, избирательная комиссия обязана проводить голосование по любым вопросам, включенным в повестку дня.

В соответствии с Регламентом ЦИК России координирующие функции выполняет председатель комиссии, а именно: созывает заседания  комиссии и председательствует на них, осуществляет контроль за реализацией  решений комиссии, дает поручения  членам комиссии и работникам аппарата, представляет комиссию в отношениях с государственными органами, должностными лицами, международными организациями, общественными объединениями, является распорядителем финансовых средств, обладает рядом других полномочий. Председатель комиссии замещает должность на постоянной основе.

В Федеральном  законе "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" определено, по каким вопросам решения избирательной  комиссии принимаются большинством голосов от установленного числа  ее членов. Это вопросы избрания председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии; финансового  обеспечения подготовки и проведения выборов; регистрации кандидатов или  списков кандидатов; отмены регистрации  кандидатов, подведения итогов голосования  или результатов выборов; признания  выборов несостоявшимися или недействительными; проведения повторного голосования или повторных выборов. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Впервые в федеральном  законодательстве регулируется организационно-правовой выход из ситуации в случае подачи равного числа голосов "за" и "против" при принятии решения избирательной комиссии. В соответствии с п. 10 ст. 27 указанного Федерального закона голос председателя комиссии в данной ситуации является решающим.

Одним из важнейших  требований к деятельности избирательных  комиссий является принцип гласности, направленный на расширение реальных возможностей граждан, избирательных  объединений активно участвовать  в управлении государственными делами и осуществлять общественный контроль за деятельностью избирательных комиссий. Последовательная реализация этого принципа в конкретных решениях и действиях избирательных комиссий во многом предопределяет демократический характер избирательных кампаний.

В практическом плане принцип гласности предусматривает  осуществление избирательными комиссиями своих функций открыто и гласно. Это находит свое выражение, во-первых, в обеспечении зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, уполномоченным представителям избирательных объединений  и блоков, представителям средств  массовой информации и наблюдателям возможности присутствовать на заседаниях избирательных комиссий; во-вторых, в доступности информации о ходе и результатах выборов и систематическом  информировании о принятых решениях и нормативных актах комиссий; в-третьих, в обеспечении беспрепятственного осуществления кандидатами, избирательными объединениями, другими субъектами избирательного процесса общественного  контроля за деятельностью избирательных комиссий и принимаемыми ими решениями.

Основные полномочия ЦИК России, установленны в п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона:

осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

организация разработки нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных  комиссий, контроль за их соблюдением;

обеспечение реализации федеральных целевых программ, связанных  с подготовкой и проведением  выборов, развитием избирательной  системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных  комиссий и других организаторов  выборов;

осуществление мер по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения  эфирного времени на телевидении  и радио между кандидатами, установления итогов голосования и определения  результатов выборов;

оказание правовой, методической, организационно-технической  помощи нижестоящим избирательным  комиссиям;

установление  нормативов изготовления избирательного бюллетеня, списка избирателей и  других избирательных документов;

организация государственной  системы регистрации (учета) избирателей;

издание инструкций по вопросам единообразного применения указанного Федерального закона и другие.

Следует отметить, что перечисленные полномочия ЦИК  России осуществляет совместно с  избирательными комиссиями субъектов  Российской Федерации.

Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов закреплены в соответствующих законах, и  задача избирательных комиссий как  правоприменительных органов - четко  следовать букве и духу закона. Рассмотрим на примере правоприменительной  деятельности избирательных комиссий по проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва основные полномочия ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Постоянно возрастающее в течение последнего десятилетия  значение избирательного права свидетельствует  об идущих в нашей стране процессах  демократизации политической жизни  общества. Полноценное, эффективно действующее  избирательное право неотъемлемый признак демократического правового  государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование  позволяют смело говорить о возникновении  крупной отрасли российского  законодательства законодательства о выборах. Важность этой отрасли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки.

Информация о работе Избирательные комиссии РФ