Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:10, доклад
Переосмысление значения государственного управления в последние десятилетия вызвано глобальными социальными реформами, произошедшими практически единовременно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.
К вопросу о природе и сущности государственного управления
Переосмысление значения
государственного управления в последние
десятилетия вызвано
Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и «собственно» государственное управление (как делать и при помощи чего) [1, c. 114].
Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Необходимость государственного
управления вытекает из потребности
обеспечить реализацию политики государства,
направленной на эффективное использование
природных, трудовых, материальных и
информационных ресурсов, справедливое
перераспределение доходов и
гарантирование основных социальных прав,
поддержание общественного
Общественная обусловленность
государственного управления вытекает
из его практики как сложной организационной
системы, функционирование которой
направлено на удовлетворение потребностей
граждан. Вместе с ежедневными жизненными
потребностями на государственное
управление влияют также политические
цели, что служит упорядочиванию развития
в интересах всего общества. Тем
самым, государственное управление
является актом государственного вмешательства.
Оно вторгается в общественные процессы
и само определяется общественными
отношениями, как материальными, так
и культурными. Это предполагает,
что его цели и содержание зависят,
с одной стороны, от состояния
и структуры управляемых
Целевая направленность государственного
управления означает постановку рациональных
целей и задач, определяемых необходимостью
получения максимально
Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах самого общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
С научных позиций рациональное объяснение социальной природы и содержательной сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение и как системы, и как процесса.
Система государственного управления
образуется подсистемами целей и
принципов осуществления
Процесс государственного управления
представляет собой сознательную и
целенаправленную деятельность, связанную
с реализацией государственно-
Такой подход к управлению означает, во-первых, необходимость и правообеспеченность намечаемых действий; во-вторых, согласованность масштабов предполагаемых мер с объемами реальных ресурсов; в-третьих, выбор мер воздействия, адекватных конкретной ситуации; в-четвертых, объективный контроль выполнения намеченных действий исключительно с точки зрения достижения предполагаемых результатов. Отсюда сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль.
Изучение социальной среды, в которой происходит осуществление государственного управления, на которую оно влияет и которая также оказывает на него обратное воздействие, означает поиск ответов на вопросы о том, каковы основные характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властно-управленческую деятельность государства. Фактически это проблема соотношения публичной власти, государственной администрации (бюрократии), гражданского общества и взаимодействия политических институтов в процессах формирования и реализации государственного управления.
Гражданское общество - не что
иное, как свободная и относительно
независимая от государства общественная
жизнь, включающая не только экономическую
сферу, но и источники культурной
и самодеятельной инициативы людей.
Демократизация является классическим
шагом по пути к автономии гражданского
общества относительно государственного
аппарата. Различные течения общественной
мысли доказывают, что не может
быть демократии, если гражданское
общество неавтономно по отношению
к государственному аппарату. Однако
это, хотя и необходимое, но само по
себе еще не достаточное условие
демократии. При этом полная автономия
гражданского общества относительно государства
практически невозможна. Более того,
гражданское общество в современном
понимании - это не набор институтов,
находящихся за пределами государства,
а форма их соединения в единый
способ гражданской жизни, и, прежде
всего связи между
Окружающая социальная среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и должна обеспечить политико-правовые рамки самой возможности, а также допустимых форм и методов, направлений и объектов государственного управления. Эти элементы включают конституцию и законы, определяющие государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и социальные обязательства государства, бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и т.п.
Выявление и изучение потребностей
общества в значительной степени
осуществляется через сеть групп
общих интересов. Эта сеть является
одним из важнейших социальных институтов,
оказывающих влияние на систему
и процесс государственного управления.
С ее помощью происходит постоянное
и оперативное взаимодействие в
процессе подготовки государственными
органами конкретных решений с теми,
чьи интересы эти решения затрагивают
и кто располагает наиболее ценной
информацией, имеющей отношение
к данным решениям. Кроме того, окружающая
социальная среда включает публичные
обсуждения с помощью средств
массовой информации. Роль СМИ в
значительной степени определяется
тем, что именно от них зависит, какие
проблемы попадают в фокус общественного
внимания и являются предметом широких
обсуждений. Важнейший элемент окружающей
социальной среды - правовое оформление
организационных структур, механизмов
и процедур принятия решений и
согласования интересов субъектов
политики. Здесь важны и такие
элементы, как прогнозно-оценочное
и информационно-аналитическое
На основе этого можно формировать цели, общесоциальные параметры и пропорции государственного управления, устанавливать оценки, критерии и ограничения использования государственных ресурсов для достижения выбранных целей. При недостаточности или игнорировании этих оснований государственное управление неизбежно превратится в совокупность политических акций. В пределах окружающей социальной среды не появляются ни ресурсы, ни конкретные управленческие решения, ни какие-либо конкретно-объектные действия. Ее задача - обосновать логику данных действий и придать им законную силу, что и происходит в сфере законодательной власти.
Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и иные ресурсы государства, которые можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели. Определенная часть государственных финансовых ресурсов обособляется в виде различных фондов, программ. Качество распоряжения ресурсами предстает наиболее надежным показателем учета общенациональных интересов в процессе государственного управления.
Выполнение решений включает
множество конкретных действий, механизмов
и процедур, санкционированных окружающей
социальной средой и обеспеченных в
той или иной степени ресурсами.
Сюда входят: процессы принятия и реализации
решений, связанных, прежде всего, с
формированием и осуществлением
государственных программ; технологии
государственного управления, связанные
с методами управления в кризисных
ситуациях, информационно-коммуникативными
процессами; организационно-экономическая
поддержка традиций и культуры; предоставление
налоговых льгот; выдача государственных
заказов или осуществление
Контроль включает правовые меры всестороннего и постоянного отслеживания и корректировки хода реализации различных мероприятий государственного управления. Эти меры включают контроль и за принятием решений, и за их выполнением. В этой сфере происходит достаточно сложное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти.
Представление о сущности государственного управления позволяет понять характер взаимодействия его основных элементов, раскрывающий смысл и назначение государственной управленческой деятельности, тем самым, исследует ее специфику и признаки.
Специфика государственного управления проявляется, прежде всего, по отношению к двум смежным областям управления: политическому управлению и управлению в сфере бизнеса.
Рассмотрим соотношение
государственного и политического
управления. Существует два противоположных
подхода в оценке роли политики в
государственном управлении. Первый
состоит в том, что политику следует
изгонять отовсюду из государственного
аппарата, а потому ее роль нужно
минимизировать. Второй подход заключается
в рассмотрении государственного управления
лишь как механизма воплощения политического
курса, сформулированного высшими
органами власти. Первый подход превозносит
свободный рынок и
Информация о работе К вопросу о природе и сущности государственного управления