Концепция ERP-систем и анализ их адаптации на российском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание

Предметом данной работы является анализ адаптации ERP-систем на российском рынке.
Для достижения данной цели необходимо:
изучить историю возникновения ERP;
описать ситуацию, сложившуюся на российском рынке;
выделить основных разработчиков и потребителей.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Теоретические основы методологии системного анализа
Сущность системного анализа, основные категории системного анализа, их взаимосвязь и развитие в рыночной экономике …….5
Принципы и основные направления развития системного анализа в рыночной экономике и управлении……………….…….14
Проблемы управления сложными объектами в Российской экономике………………………………………………….27
Системный анализ рынка ERP-систем:
Эволюция информационных систем управления предприятием ……………………………………………………………...29
Понятие ERP-системы……………………………………31
Принципы работы ERP-системы………………………...32
Классификация ERP-систем, представленных на Российском рынке:
Системы российских производителей……….……32
Системы зарубежных производителей………..….34
Анализ Российского рынка ERP-систем………………...37
Заключение………40
Список использованной литературы…………………………….41-42
Приложения……………………………………………………….43-44

Работа состоит из  1 файл

Концепция ERP-систем и анализ их адаптации на российском рынке..docx

— 180.39 Кб (Скачать документ)

      Примеры развития отраслей и рынков в России показывают, что рыночные структуры, сформированные на базе производственно-экономических  связей плановой экономики, далеко не всегда оказываются эффективными, а  для создания эффективных рыночных структур, по-видимому, потребуется  длительный период времени. При этом существенную роль должны сыграть такие факторы, как технический прогресс и государственное регулирование рыночных отношений, включая регулирование притока иностранного капитала и инвестиционную политику для создания производственного потенциала развития экономики.

      Среди факторов, определяющих развитие отраслей и рынков в России, обращает на себя внимание региональный аспект. Во-первых, нарушение созданных в течение  советского периода производственно-экономических  связей требует налаживания экономических  отношений как в рамках стран  бывшего СССР, так и выхода на внешние рынки. Например, когда крупные  поставщики алюминиевого сырья –  Павлодарский и Николаевский глиноземные  заводы – оказались за пределами  России, в то время как все перерабатывающие заводы были сосредоточены на российской территории, реализация алюминия на внешнем  рынке была организована по схеме  толлинга. Однако это временная мера, имеющая не столько преимущества, сколько существенные недостатки. Во-вторых, внутренний и внешний рынки для большинства производителей России сильно отличаются по своим структурным характеристикам, что часто снижает социально-экономическую эффективность функционирования рынков в России.

      Особая  ситуация прослеживается при анализе  инновационных процессов. С одной  стороны, многие отрасли требуют  существенного перевооружения в  силу технико-технологического отставания, которое было заложено еще в советский  период. С другой стороны, наблюдается  дефицит инвестиционных средств. Например, в конце 90-х гг. ХХ в. в нефтедобывающей отрасли России сложилась ситуация, противоречащая, на первый взгляд, основным причинно-следственным зависимостям в рамках парадигмы. Экономическая конъюнктура позволила предприятиям отрасли получать очень высокую прибыль, однако инвестиции не пошли в сверхприбыльную отрасль. В результате большинство нефтедобывающих компаний имело средства только для поддержания текущей добычи нефти, что явно недостаточно.

     По-видимому, решение нужно искать по двум направлениям. Одно – создание национальной инновационной  системы с учетом опыта зарубежных стран и опыта функционирования аналогичной системы в СССР (например, на базе военно-промышленного комплекса). Второе – обеспечение заинтересованности и юридической защищенности как  российских, так и иностранных  инвесторов при осуществлении инвестиционных проектов в России.

     Таким образом, среди факторов, определяющих развитие отраслей и рынков в России, выявляется юридический аспект. Причина  неуверенности в завтрашнем дне  в том, что система правовых норм, регулирующих рыночные отношения в  России, находится в стадии формирования. Фактически один эксперимент сменяет  другой, не найден баланс между государственной  и частной собственностью, между  степенью государственного и рыночного  регулирования процессов функционирования отраслей и рынков.

     В целом анализ отраслей и рынков в  России подтверждает наличие прямых и обратных причинно-следственных связей в рамках парадигмы, характер которых  меняется в зависимости от объекта  исследования. Так направленность причинно-следственных взаимосвязей может меняться даже на разных этапах развития отрасли, что  видно на примере отрасли сотовой  связи. На начальных этапах ее развития высокие прибыли фирм отрасли  позволяли тратить большие средства на рекламу предлагаемой продукции. Однако на более поздних этапах развития, когда появилось ограничение  на использование существующих каналов  связи, наоборот, интенсивность рекламной  кампании во многом определяет уровень  прибыли.

     Обобщение мирового опыта применения системного подхода в экономике отраслевых рынков, а также использование  системного подхода при анализе  развития отраслей и рынков в России позволяют сделать следующие  выводы:

  • существует тесная связь между параметрами, характеризующими блоки парадигмы;
  • наличие связи между блоками парадигмы не предопределяет ее направленность;
  • при анализе отрасли или рынка необходимо рассматривать весь комплекс причинно-следственных взаимосвязей в рамках парадигмы, как в статике, так и в динамике;
  • характер взаимозависимости между блоками парадигмы варьируется от отрасли к отрасли (от рынка к рынку), а также может изменяться по мере развития каждой отдельной отрасли (рынка);
  • необходимо уделять пристальное внимание взаимосвязям между теорией и практикой реального функционирования отраслей и рынков;
  • следует проводить комплексное исследование каждой отдельной отрасли (рынка) и даже на уровне отдельных фирм;
  • фирмы и государственные органы должны постоянно получать информацию о рынке и контролировать ее изменение.

Таким образом, системный подход дает возможность  оценивать параметры функционирования отрасли (рынка) после анализа ее (его) структуры, базовых условий, поведения  фирм и государственной политики. Накопленный опыт позволяет сделать  вывод об эффективности данного  подхода для структуризации объекта  анализа, выявления особенностей и  проблем функционирования отраслей и рынков, а также для оценки эффективности и перспектив их развития. Применение системного подхода дает материал для формулирования принципов  и гипотез перспективного развития отраслей и рынков, для последующего тестирования выдвинутых гипотез. Это, в свою очередь, формирует основы для синтеза отраслевых рыночных структур в теории и помогает регулировать формирование рыночных отношений на практике.

    1.3.Проблемы  управления сложными  объектами в Российской  экономике

    С переходом России на рыночные отношения  перед предприятиями возник ряд задач, которые ранее ими не рассматривались. Среди наиболее важных задач, стоящих перед предприятиями в современных условиях, можно выделить:

    • повышение конкурентной борьбы;
    • требование выпускать продукцию в соответствии с текущими заказами покупателей, а не с долгосрочными перспективными планами;
    • необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической ситуации;
    • укрепление связей между поставщиками, производителями и покупателями.

    В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует  на изменения в бизнесе и принимает  более верные решения. Для этого  предназначены разнообразные системы автоматизации, развитие которых характеризовалось развитием компьютерной техники и специализированного программного обеспечения. Непромышленные и небольшие предприятия различных сфер, особенно предприятия торговли, в условиях высокой конкуренции вынуждены были повышать производительность труда целью рационального использования материальных ресурсов, а также эффективность контроля и управления путем автоматизации бизнес процессов, что, в свою очередь, также стимулировало развитие рынка КИС (корпоративные информационные системы), в частности рынка ERP-систем (Enterprise Resource Planning system). 
 
 
 
 
 

Глава 2: Системный анализ рынка ERP систем 

    2.1. Эволюция информационных  систем управления  предприятием 

    Эволюция  информационных систем прошла путь длиной более чем в 40 лет. С развитием  компьютерной техники, программных  средств, методов управления информацией  менялся и смысл, вкладываемый в  это понятие - теперь уже никто  не назовет электронную таблицу  с калькулятором таким громким  именем, как информационная система. Современные информационные системы являются сложными интегрированными комплексами, которые включают в себя модули, отвечающие практически за все механизмы работы современного предприятия. Информационная система - это набор механизмов, методов и алгоритмов, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающих три основных процесса: обработку данных, управление информацией и управление знаниями.

     Информационные  системы, представляющие собой набор  интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий - планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности называются корпоративными информационными системами (КИС).

     Исходным  стандартом, появившимся в конце 50-х - начале 60-х годов, был стандарт MPS (Master Planning Scheduling - управление календарным планированием), предназначенный для составления основного плана производства. На основании данных о состоянии спроса вырабатывались планы выпуска конечной продукции.

     С целью оптимального управления производством  в середине 60-х годов были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу систем класса MRP (Material Requirement Planning - планирования материальных потребностей). Эти системы могут быстро подсчитать возможность выполнения нового заказа к нужному сроку при текущей загрузке производства. При условиях невозможности выполнения данного заказа к конкретному сроку, система способна ответить на вопрос, во что обойдется заказчику выполнение нового заказа, если он все же на сроке настаивает.

     Затем появились системы класса MRPII (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), основная суть которых сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю. В общем случае они обеспечивают решение задач планирования деятельности предприятия в натуральных единицах, финансовое планирование в денежном выражении.

     Следующим этапом в развитии ИС стало появление  с конца 80-х годов систем класса ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия). Эти системы охватывают всю финансово-хозяйственную и производственную деятельность предприятия. К ним предъявляются такие требования как: централизация данных в единой базе, режим работы близкий к реальному времени, сохранение общей модели управления для предприятий любых отраслей, поддержка территориально распределенных структур, работа в широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД. Другими важными требованиями к ERP системам являются возможность применения графики, использования CASE-технологий для дальнейшего развития системы, поддержание архитектуры типа "клиент-сервер" и реализации их как открытых систем. При правильном внедрении и эксплуатации таких систем, эффективность бизнес-процессов предприятия повышается, что дает конкурентное преимущество для дальнейшего развития. Однако, занимаясь улучшением внутренней структуры, предприятие не повышает степени эффективности взаимодействия с контрагентами. 

     2.2. Понятие ERP-системы 

     Понятие ERP (Enterprise Resource Planning) введено компанией Gartner Group еще в 90-х годах, как стандарт требований к функциям программных платформ, на которых строятся информационные решения для предприятий. Согласно определению Gartner Group, ERP-система должна быть способна:

  • Автоматизировать основные задачи бухгалтерского учета и составлять стандартизированную отчетность;
  • Решать задачи финансового менеджмента;
  • Автоматизировать работу с заказами и закупки;
  • Решать отдельные задачи складского учета и различные производственные задачи;
  • Осуществлять планирование персональных отношений с клиентами и поставщиками;
  • Интегрировать перечисленные выше и иные бизнес-процессы внутри компании.
 

Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning — Планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning — Планирование производственных ресурсов). Используемый в ERP-системах программный инструментарий позволяет проводить производственное планирование, моделировать поток заказов и оценивать возможность их реализации в службах и подразделениях предприятия, увязывая его со сбытом.

      2.3. Принципы работы ERP-системы

     Рассматривая  различные существующие решения  в данной области, следует  отметить, что в некотором обобщении, почти  все ERP-системы работают по одинаковой схеме (Рис. 1.).

      В общую базу данных поступают первичные  сведения о деятельности компании: первичные документы бухгалтерского и оперативного учета, информация по заключенным контрактам, сведения кадрового учета, прочая информация, необходимая для проведения анализа в соответствии со спецификой задач конкретного предприятия. После этого корректно организованная ERP-система уже способна автоматически и оперативно предоставить необходимую аналитическую информацию (графики, прогнозы, отчеты). Преимущества очевидны: достигается “прозрачность” бизнеса для руководства, степень влияния тех или иных операций на результативность работы предприятия может быть определена автоматически, путем проведения соответствующего вида анализа. Кроме этого, появляется возможность значительно сократить численность штата ряда подразделений компании и в то же время существенно повысить эффективность их работы. 

Информация о работе Концепция ERP-систем и анализ их адаптации на российском рынке