Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Характеристика статуса Президента РФ……………………………..4
3. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ…….8
4. Неприкосновенность и ответственность Президента РФ………....14
5. Отрешение от должности Президента РФ как элемент конституционного статуса…………………………………………..17
6. Заключение……………………………………………………………22
7. Список использованной литературы………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

курсовая03.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

    Представленный  список подписей может превышать  установленное число не более  чем на 15 процентов.

    Выборы  проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.

    Выборы  Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.

    Избранным считается кандидат, который получил  более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование  по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом не действует норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей.

    В ходе кампании по выборам Президента РФ в 1996 г. в первом туре ни один из кандидатов (их было 10) не получил большинства голосов, хотя явка избирателей к урнам была достаточно высокой (до 70% от зарегистрированных избирателей). Избирательная кампания в основном проходила в соответствии с законодательством, хотя Центральная избирательная комиссия обращала внимание на некоторые нарушения правил предвыборной агитации. 3 июля 1996 г. было проведено повторное голосование, в результате которого Президентом РФ вновь был избран Б. Н. Ельцин. Он получил 53,7% голосов принявших участие в выборах избирателей, в то время как его соперник - 40,4% На выборах 2000 г. участвовали 11 зарегистрированных кандидатов. Президентом РФ уже в первом туре был избран В. В. Путин, получивший около 53% голосов (в выборах приняло участие около 69% от общего числа включенных в списки избирателей).5

    Повторное голосование может проводиться  по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Выборы  признаются несостоявшимися, если в  них приняло участие менее  половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

    В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными, либо если на день проведения повторного голосования  оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное  голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает повторные выборы Президента Российской Федерации. Они проводятся в том же порядке, как и первые, с сокращением сроков избирательных действий не более чем на одну треть.

    При проведении повторных выборов кандидатами  не могут быть вновь выдвинуты  те кандидаты, действия (бездействие) которых  послужили (послужило) основанием для  признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

    Срок  полномочий Президента РФ – шесть лет.

    Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность  Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет цель воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению и сохранению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил, политических деятелей и лидеров нового поколения. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, право выдвижения на другой срок, кроме очередного.

    После избрания Президента осуществляется предусмотренная  Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

    Местопребыванием  Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над  зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

    Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и  Знак Президента Российской Федерации.

    Описание  и порядок использования штандарта установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г. (в новой редакции). Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах. Знаком Президента является орден "За заслуги перед Отечеством" I степени.

    Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.

    Президент Российской Федерации приступает к  исполнению полномочий с момента  принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Неприкосновенность  и ответственность  Президента РФ.
 

    Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов.

    Такая формула свидетельствует о высокой  степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.6

    Как отметил Конституционный Суд  в своем Постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании статей 91 и 92 (ч. 2) Конституции в их взаимосвязи, Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства и никто не может присваивать его властные полномочия.7

    Неприкосновенность  Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и  ответственное осуществление Президентом  принадлежащих ему конституционных  полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

    Однако  неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную.

    Предусмотрена в Конституции возможность отрешения  Президента от должности.

    Одновременно  с этим обладающий неприкосновенностью  Президент РФ, хотя с особым статусом, но все-таки выступает как субъект конституционной ответственности.

    Ответственность главы государства лежит в  плоскости конституционной ответственности, выражающей необходимость публичной  ответственности государства и  его представителей перед гражданским  обществом, представляет собой конституционно-правовую санкцию репрессивного свойства, предусматривающую принудительное досрочное прекращение полномочий главы государства и невозможность пользования привилегиями президента в отставке.8

    Президент Российской Федерации в юридическом  отношении несет только конституционную (конституционно-правовую) ответственность, которая заключается в отрешении его от занимаемой должности. Отрешение Президента Российской Федерации от должности представляет собой принудительную меру в отношении главы государства, конституционно-правовую санкцию, применяемую палатами Федерального Собрания Российской Федерации к Президенту Российской Федерации в экстраординарной конституционной процедуре, состоящую в досрочном прекращении полномочий главы государства по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Конституционная ответственность главы государства  является необходимым условием привлечения  его к уголовной и иной юридической  ответственности. Природе президентской  власти противоречит возможность судебного преследования действующего главы государства. В то же время отрешение главы государства от должности не является лишь способом лишения его неприкосновенности, организационной предпосылкой последующей уголовной или административной ответственности, это конституционно-правовая мера, преследующая цель наказания действующего главы государства, пренебрегающего Конституцией и законом.

    Ответственность главы государства представляет собой характерный институт конституционного права, включающий материальные и процессуальные нормы, определяющие правовые основания ответственности и механизм ее реализации. Эта ответственность обладает признаками конституционно-правовой санкции, неблагоприятные последствия которой состоят в лишении лица высшей государственной должности, полной либо частичной утраты прежнего иммунитета и невозможности (чаще всего) в будущем занимать эту должность или баллотироваться на нее. Представляется, что запрет лицу, отрешенному от должности Президента РФ, регистрироваться кандидатом на ближайших президентских выборах, установленный избирательным законом, является недостаточным. Лицо, лишенное президентского звания по компрометирующим основаниям, однозначно должно утратить право занимать какую-либо выборную должность в федеральном государственном аппарате.9

    Юридическая ответственность главы государства  существует в контексте разделения властей, является действенным элементом  механизма сдержек и противовесов, обеспечивающих равновесие ветвей власти. Посредством этой ответственности  поддерживается необходимый баланс власти, обеспечивается публичный контроль над представителями государства, реализуется идея ответственности государства перед гражданским обществом. Эффективность президентской ответственности больше проявляется в его предупредительной силе, поскольку реальных фактов импичмента немного, в самой возможности этой ответственности, которая заставляет главу государства считаться с позицией иных ветвей власти и общественным мнением в целом. Уход в отставку под угрозой импичмента - весьма примечательное явление в зарубежных странах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Отрешение от должности Президента РФ как элемент конституционного статуса.
 

    Конституционно-правовой статус Президента РФ определяется не только его неограниченными полномочиями, но и практической невозможностью отрешения его от должности.

    Конституционная акция отрешения Президента от должности  вошла в словарный обиход россиян  под названием "импичмент". Импичмент - процедура привлечения к ответственности  и отстранения от должности ряда должностных лиц. Термин пришел из практики и законодательства США . В Российской Федерации импичментом именуется отрешение Президента Российской Федерации от должности Федеральным Собранием Российской Федерации, которое регулируется нормами Конституции Российской Федерации.10

    Рассматривая  конституционные основания отрешения  Президента РФ от должности, необходимо констатировать их несогласованность  с действующим уголовным законодательством  Российской Федерации. В действующем  Уголовном кодексе РФ государственная измена отнесена к категории не тяжких, а особо тяжких преступлений, в то время как в Конституции государственная измена соотносится с тяжкими преступлениями. Подобная ситуация на практике может заблокировать процесс импичмента Президента России. В вопросах ответственности главы государства, так же как и ответственности частных лиц, необходимо придерживаться того принципа, что всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ