Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 23:45, курсовая работа

Описание

Цель данной работы определить конституционно-правовой статус

Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению

в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость

его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В

результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости

наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех

полномочий которые определены ему по Конституции.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

2.1 Президент – как глава государства. 5

2.2 Выборы Президента. 8

2.3 Полномочия Президента. 11

2.4 Разрешение Президентом спорных вопросов. 17

2.5 Президент – Верховный Главнокомандующий. 18

2.6 Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения. 19

2.7 Полномочия Президента по вопросам гражданства. 20

2.8 Полномочия Президента на издание правовых актов. 21

2.9 Неприкосновенность Президента. 22

2.10 Процедура отрешения Президента от власти. 22

III. ВЫВОДЫ 25

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Работа состоит из  1 файл

Конституциооно-правовой статус президента РФ.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в  отношении

конкретного лица или нескольких определенных лиц. 
 

            2.8 Полномочия Президента на издание  правовых актов. 
 

      Президент Российской Федерации  издает указы и распоряжения, которые по

своим правовым свойствам  делятся на нормативные и индивидуальные. К

нормативным относятся указы и распоряжения – содержащие правовые нормы,

будучи обнародованными  они приобретают государственно-властный характер,

т.е. становятся обязательными  для исполнения всеми гражданами, должностными

лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие

правила поведения  людей, т.е. относятся не только к  тому или иному случаю,

а предлагают возможность  своего неоднократного применения.

      К индивидуальным относятся указы  и распоряжения Президента, которые

касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о

присвоении различных  почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и

так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих  правил, т.е.

юридических норм. Указы и распоряжения Президент  Российской Федерации

обязательны для  исполнения на всей территории России. Издаваемые

Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции  и федеральным

законам.

      Акты Президента, носящие нормативный  правовой характер вступают в  силу

на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их

официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок. 
 

                     2.9 Неприкосновенность Президента. 
 

      Президент Российской Федерации  обладает неприкосновенностью.

     1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все

        гарантии в течении срока его  полномочий, т.е. в период своих

        полномочий Президент не может  быть задержан, арестован и подвергнут

        обыску и личному досмотру;

     2) неприкосновенность также распространяется на жилье и служебные

        помещения, которые Президент  занимает, на используемые личные  и

        служебные транспортные средства, вещи;

     3) Президент  не может подвергаться уголовной,  административной и

        гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом

        Конституция предоставляет Президенту  абсолютную неограниченную

        неприкосновенность. 
 
 

               2.10 Процедура отрешения Президента  от власти. 
 

      Президент Российской Федерации вступает в должность с момента

принесения торжественной  присяги и, как правило, прекращает осуществление

своих полномочий с истечением срока, на который был  избран.

      Конституцией предусмотрена возможность  досрочного прекращения

исполнения полномочий Президента в случаях:

     1) отставки (по инициативе самого Президента);

     2) стойкой  неспособности по состоянию здоровья  осуществлять свои

        полномочия (по причине не зависящей  ни от какой воли);

     3) отрешения  от должности (по инициативе Федерального Собрания).

       При отставке Президента Российской  Федерации или досрочном

прекращении его  полномочий выборы нового Президента России должны

состояться не позднее трех месяцев с момента  досрочного прекращения

полномочий. Досрочные  выборы Президента должны проводиться на основе

федерального закона о выборах Президента. В тех  случаях, когда Президент не

в состоянии выполнять  свои обязанности, их временно исполняет  Председатель

Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь

Президента (которая  признана достаточным основанием для  досрочного

прекращения им своих  полномочий), смерть Президента. Исполнение

обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на

три месяца – до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей

Председателя Правительства  меньше, чем у законно избранного Президента.

Исполняющий обязанности  Президента не имеет права распускать Думу,

назначать референдум, вносить предложения о поправках  и пересмотре

Конституции.

      Действующая Конституция России предусматривает возможность отрешения

Президента от должности на основании выдвинутого  в отношении его обвинения

в государственной  измене или совершении тяжкого преступления, составы этих

преступлений определяются в Уголовном кодексе.

      Конституция установила четкую  процедуру рассмотрения вопроса  об

отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе  палаты Федерального

Собрания, Верховный  Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.

      Процедура отрешения Президента  от должности проходит следующие этапы:

     1) Государственная  Дума, числом голосов не менее  чем одной трети

        депутатов, выдвигает обвинение  против Президента, которое может

        служить основанием для отрешения  его от должности. Постановление

        Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента

        должно приниматься двумя третями  голосов от общего числа депутатов

        палата (т.е. квалифицированным большинством  голосов);

     2) Верховный  Суд и Конституционный Суд  России дают заключение по

        решению Государственной Думы. Верховный  Суд дает заключение о

        наличии в действиях Президента  признаков преступления.

        Конституционный Суд дает заключение  о соблюдении или несоблюдении

        порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о

        несоблюдении порядка – рассмотрение  обвинения против Президента

        прекращается);

     3) принятие  Советом Федерации решения об  отрешении Президента от

        должности. Постановления об отрешении  Президента от должности

        принимается Советом Федерации  тайным голосованием квалифицированным

        большинством голосов (не менее  двух третей) на основании

        рассмотрения всех материалов: решения  Государственной Думы,

        заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации

        вправе принять постановление  об отрешении Президента от  должности

        не позднее чем в трехмесячный  срок после выдвижения Государственной

        Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета

        Федерации не будет принято,  все обвинения против Президента

        считаются отклоненными. Отрешение  Президента от должности не

        состоится, если до истечения  трехмесячного срока Совет Федерации

        отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности

        (импичмента) Президент может нести  ответственность, если он

        совершил преступление, по нормам  уголовного законодательства как

        обычное лицо.[10] 
 

                                 III. ВЫВОДЫ 
 

      Согласно проанализированной работе  по определению конституционно-

правового статуса  Президента Российской Федерации необходимо отметить

следующее:

      Россия, как государство формировалась  на протяжении столетий. История

государственности России говорит о том, что роль главы государства была

всегда очень  высокой. Именно от деятельности этого  института власти

зависели все  прогрессивные преобразования в  стране, и наоборот, когда по

прямым распоряжениям  правителей Россия втягивалась в  смутные времена, когда

в стране царили хаос и беззаконие.

      В этот работе мы обсуждали  нынешнее положение главы государства,

которое закреплено волей народа и подтверждено мировой  практикой

демократических стран. Безусловно, что полномочия Президента Российской

Федерации сегодня чрезвычайно  высоки, его правовой статус как главы

государства наделяет его широкими полномочиями. Правовой статус Президента

России основан  на учете мирового опыта организации  президентской власти.

Вместе с тем  устройство президентской власти в России  весьма специфично,

отражает российские условия политической жизни и  не дает оснований говорить

о меланхолическом  копировании опыта какой-либо страны. Необходимо отметить,

что сегодня России необходим этот институт власти, поскольку  на нынешнем

этапе развития нашего государства общество требует серьезных  реформаторских

преобразований  во всех сферах деятельности. Учитывая то, что многие законы,

срочно необходимые  России сейчас блуждают в комитетах  и комиссиях

Парламента многие месяцы, а иные уже устаревают к моменту выхода, институт

президентства необходим. Пока в России не сформировались прочные  устои

разделения властей, пока каждая из ветвей власти не укрепится

профессионально, до тех пор нельзя –говорить о  России как о полноценном

демократическом государстве.

      Вместе с тем следует отметить, что деятельность Президента  нуждается в

тщательном контроле со стороны всех ветвей власти. К  сожалению, прецеденты

злоупотребления властными полномочиями в истории  нашей страны не счесть.

Это говорит о  том, что персональная ответственность Президента весьма

высока и должна жестко контролироваться.

      Я считаю, что наше государство  должно исторически прийти к  тем

демократическим устоям, которые провозгласила. Поскольку  мировые

цивилизации вынашивали свою демократию веками и тысячелетиями, поэтому

нельзя сегодня  говорить о том, что мы пришли к  законченному типу развития

общественных отношений. Главное придерживаться того пути, который избрали. 
 

                     IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 
 

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации