Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:22, курсовая работа
В настоящее время данная тема обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий. Это связано с новыми подходами к пониманию роли федеральных органов исполнительной власти как системы, входящей в понятие «государственное управление». Естественно, проблемы в области конституционно-правовых и нормативных основ федеральной исполнительной власти не остаются без внимания государства. Сегодня осуществляется очередной этап реформирования федеральной исполнительной власти и формирования ее системы.
Введение
Глава I Система исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации.
1.1.Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.
1.2.Конституционно-правовые основы совершенствования органов исполнительной власти.
Глава II Основные направления реформирования федеральных органов исполнительной власти.
2.1.Система нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти.
2.2.Виды административных регламентов исполнения государственных функций и их особенности.
Заключение
Список литературы
Российский университет дружбы народов
кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
Конституционно-правовые основы реформирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
дата
Законодательство РФ по вопросам реформирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации отличается некоторой несбалансированностью, отсутствием последовательности в реализации принципов правового регулирования деятельности органов исполнительной власти. Формы и методы правового регулирования деятельности органов исполнительной власти находятся в стадии постоянной разработки, вызванной масштабом реформирования системы органов государственной власти. В этой связи возникает необходимость выявления конституционно-правовых основ реформирования, основных признаков объекта применения правовых и нормативных норм, комплексного анализа состояния законодательства, регулирующего правовое положение федеральных органов исполнительной власти, и приведение его в нормативном порядке к необходимым, научно познанным параметрам и качествам.
В настоящее время данная тема обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий. Это связано с новыми подходами к пониманию роли федеральных органов исполнительной власти как системы, входящей в понятие «государственное управление». Естественно, проблемы в области конституционно-правовых и нормативных основ федеральной исполнительной власти не остаются без внимания государства. Сегодня осуществляется очередной этап реформирования федеральной исполнительной власти и формирования ее системы. Появились новые законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, оформляющие структурное строение и регулирующие функционирование системы органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, возникают и новые трудности.
Институт исполнительной власти относится к числу достаточно хорошо разработанных в современной правовой науке. В последнее десятилетие наблюдается заметный всплеск интереса среди учёных-юристов к проблемам исполнительной власти. Особого внимания заслуживают докторские диссертации: Барциц И.Н., Казанцева Н.М., Овсянко Д.М., Старилова Ю.Н. Яценко И.С., Носова С.И., Чепунова О.И.; защищено немало кандидатских диссертаций. Изданы содержательные монографии, учебные пособия, учебные курсы и учебники по реформированию государственного управления. Однако, реформа исполнительной власти, на основе конституционных и правовых норм, проведение структурных преобразований, регламентация административных процедур оказания публичных услуг – процесс постоянный и, как юридически новое явление, возникшее с принятием законов, требует исследования.
В качестве объекта выступают конституционно-правовые отношения, связанные с формированием и функционированием системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предметом исследования являются конституционно-правовые и нормативное регулирование в области реформирования исполнительной власти.
Целью исследования является изучение теоретико-правовых проблем реформирования системы органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе вопросов правового регулирования в данной области.
Задачи исследования:
Методы исследования:
При решении этих задач
в работе использовался целый
ряд современных научных
Система – это целостное образование, комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих благодаря своему единству качественно новыми характеристиками, причем каждая система выступает элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы – системой более низкого порядка.
В Конституции Российской Федерации термин «органы государственной власти» определяет как органы законодательной власти (как в предыдущих конституциях), так и органы исполнительной и судебной власти, исключив из формулы «система органов государственной власти» только органы местного самоуправления. Такие изменения существенно влияют на понятие «орган государственной власти». В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган. Именно государственный орган как субъект управления определенного уровня связан с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий на объекты управления, причем как в целом, в единстве их составных проявлений, так и по отдельным проявлениям: целеполагание, организация и регулирование.
Система органов государственной
власти – это особое государственно-правовое
явление, обусловленное общественно-
Единой классификации государственных органов, действующих в системе управления (в каждой стране она своеобразна и призвана отвечать запросам дня), нет, однако можно определить общие критерии, по которым система государственных органов может формироваться. Это:
Система органов государственной власти в совокупности представляет наиболее сложную часть государственного аппарата, сосредоточившую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. Такое их положение объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей
Конституционные основы
системы органов
Конституционный статус и правовой статус органов государственного управления понятия близкие, но не идентичные. Соотношение между конституционным и правовым статусом сравнимо с соотношением Конституции как основного закона с законодательством, развивающим и конкретизирующим её положения. Конституция стабильна, а текущее законодательство меняется.1
Конституционным статусом охватываются многие важнейшие, основополагающие элементы органа, но далеко не все. Выявление правового статуса органа предполагает ответы на следующие вопросы: а) чьим органом является данный орган; б) к какому виду он относится по основному содержанию своей деятельности: орган государственной власти, орган государственного управления, суд, прокуратура, орган народного контроля, арбитраж; в) кто его учреждает, образует, формирует личный состав; г) кому он подчинен, подотчетен, подконтролен, поднадзорен и перед кем ответственен, кто может отменять, приостанавливать, изменять и опротестовывать его акты; д ) какова компетенция органа;, е) какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные наименования этих актов; ж) какими государственными символами он может пользоваться и т.д.; з) каковы источники финансирования; и) обладает ли он правами юридического лица. Иногда к числу элементов правового статуса органа относят также его внутреннюю структуру, основные формы деятельности, виды издаваемых им правовых актов.
Государственный орган может быть определен как государственная институция с соответствующим личным составом, которая официально представляет наше государство и действует по его поручению, участвует в осуществлении его функций, наделена для этого властными полномочиями и несет ответственность перед государством за свою деятельность. В Конституции говорится не только об органах исполнительной власти, но и о системе исполнительной власти в Российской Федерации 2 ( ст.77, ч.2), что существенно меняет картину власти и видоизменяет определение органа исполнительной власти.
Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что отражается на характере и определении органа исполнительной власти.
Признаком органа государственной власти является принадлежность системе исполнительной власти и деятельность именно в этой сфере. Орган государственной власти выступает по поручению и от имени государства (Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации). Он осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера, а также обладает собственной компетенцией. При этом, обязательно имеет свою структуру, применяет присущие ему форму и методы деятельности.
При характеристике системы
исполнительной власти в Российской
Федерации основополагающими
В связи с этим необходимо уточнить, что:
Пределы ведения Российской Федерации – это установленные ст.71 Конституции предметы ведения Российской Федерации.5
Полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в Конституции не определены. Эти полномочия частично регламентируются в правовых актах о разграничении полномочий (компетенции) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Термин «единая система исполнительной власти» должен означать некие целостность, системность совокупности органов, эту (т.е. исполнительную) власть осуществляющих. К феномену «единая система» следует добавить качество иерархических вертикальных взаимосвязей и соподчиненности уровней и звеньев исполнительной власти в рамках определенных Конституцией пределов.6
Можно привести и иные существенные, системообразующие факторы и признаки – например, функциональная общность, единые принципы построения и деятельности составных частей, элементов рассматриваемой системы.